Любить Отечество, как Минин

visibility
В чём смысл названия праздника народного единства и примирения? В 1612 году, в этот день, воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободили Москву от польских интервентов....

В чём смысл названия праздника народного единства и примирения? В 1612 году, в этот день, воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободили Москву от польских интервентов.
   Такой подвиг – свидетельство героизма, единства и силы народа Руси независимо от национальности. Нижегородец Кузьма Минин был назван «Отечества спасителем» самим Петром I.

2011 год объявлен губернатором Нижегородской области годом гражданина Минина.
«   Мы всегда должны помнить богатую историю нашего края, – подчеркнул Валерий Шанцев, – и чтить тех, кто прославил Нижегородскую землю». В регионе проходят многочисленные мероприятия, посвящённые нашему великому земляку: открытые уроки, выставки, публикации, разрабатываются проекты.
   Девятиклассница выксунской гимназии Александра Стреляева любит старинные уголки родного города и хорошо знает их историю – в 7-ом классе посещала кружок «Юный экскурсовод», подготовила отличную презентацию о Выксе, где рассказывала о старых зданиях города, особенностях его архитектуры. Поэтому не случайно преподаватель МХК гимназии Галина Лизунова предложила Саше выполнить научно-исследовательскую работу на историческую тематику и представить её на районный конкурс. Название труда звучит следующим образом: «Образы героев-защитников Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в историческом жанре русской живописи».
   Почему девочка и педагог решили выбрать патриотическую тему? Как объяснила Галина Васильевна, в 2012 году Россия будет отмечать две великие даты: 400 лет со дня подвига вождей народного ополчения и 200-летие освободительной войны русского народа против французских захватчиков. Кроме того, Кузьма Минин – наш земляк, нижегородец. Всё это и обусловило выбор ученицы и учителя. А к образу героев в живописи Саша обратилась ещё и потому, что сама любит её, обязательно в каждой картине находит интересное, открывает для себя новое.
   Когда она приступила к работе, то перечитала много литературы по данной теме, находила материалы и в Интернете, но больше, конечно, собирала данные в библиотеке.
   Сашей проработано 11 источников информации: монографии отечественных авторов, посвящённые историческому жанру живописи и художникам-представителям данного жанра, использовались учебные пособия по МХК и учебники по истории для самостоятельного изучения, а также энциклопедии и словари по искусству. Трудилась основательно, с начала учебного 2010 года. Глубоко изучила биографии защитников. Как говорит, в жизнеописании нижегородца «зацепило» следующее: гражданин Минин не из знатной семьи, нигде не обучался, а ополченцы свято верили ему, шли за ним. По мнению Саши, особенно ярко эти черты показаны на картине А. Маковского «Призыв Кузьмы Минина к нижегородцам»:
На берегах Оки волненье:
Народный гнев даёт ростки –
Готовит Минин ополченье,
Пожарский поведёт полки.
    Гимназистка также исследовала творчество таких художников как Скотти, Песков, скульп-тора Мартоса. Особое внимание ученица обратила на картину Сергея Малиновского «Нижегородский подвиг 1612 г.». Почему именно на неё? Саша считает, что в основу полотна положена идея духовности русского народа. В картине небесное и земное действа соединились в едином пространстве холста. В вертикальной композиции картины им соответствуют два уровня. Вверху изображены духовные покровители Нижегородского ополчения. На небесном троне – Богоматерь Казанская. Патриарх Гермоген держит грамоту, слова которой – «Да будут благословенны те, кои идут на очищение Московского государства» – стали лозунгом ополчения. Преподобный Сергий Радонежский, по преданию трижды являвшийся Минину, призывая на великое дело, предстоит у престола Богородицы. В нижней части картины происходит главное действо – вручение меча Кузьмой Мининым князю Дмитрию Пожарскому. Вот такая нетрадиционная трактовка внешнего облика героев и поразила Сашу. Она считает, что художник, показывая сословное различие через одежду, в целом подчёркивает их похожесть, духовную близость, равенство перед высшим предназначением, единство устремлений. Отталкиваясь от пафосности, автор решает образы героев в некоем обобщении, символизирующем единую мысль произведения – идею самопожертвования, готовности к спасению Руси и воссозданию её державности.
   Работа Саши по исторической тематике была признана лучшей, и девочке предложили защищать её на областном конкурсе научно-исследовательских работ. И здесь она также была признана лучшей. Жюри отметило умение автора глубоко вникать в суть проблемы, отделять главное от второстепенного, анализировать и обобщать, делать собственные выводы.
   Свою будущую профессию Саша не связывает с искусствоведением – она собирается стать юристом. Но считает, что работа по исследованию исторической живописи очень поможет ей в жизни. Данная исследовательская работа научила её грамотно защищать свои утверждения, анализировать материал, наконец, добавила уверенности при общении с различными людьми. А для юриста, по мнению Саши, все эти качества первостепенны.