В преддверии Дня науки я встретилась с ним. Беседовали о том, готовы ли сегодняшние школьники идти в науку, и готова ли наука принять их. Признаться, я была настроена скептически, мне представлялось, что при нынешних настроениях учеников получать всё быстро и без особого труда ни о каких даже потугах к исследованиям и речи быть не может.
Забегая вперёд, скажу, что Игорь Васильевич убедил меня в обратном.
В начале нашего разговора поинтересовалась, способны ли нынешние школьники вести исследовательскую работу? Как им, привыкшим к тестам, зазубриванию, не готовым самостоятельно мыслить, вдруг начать что-то исследовать? И согласитесь: на одних балах далеко не уедешь!
– Да, результаты ЕГЭ не говорят о том, что ученик способен к исследовательской деятельности. Можно быть человеком знающим, но не уметь пользоваться знаниями. И можно знать мало, но проводить исследования и получать результаты. У многих детей есть способности к анализу, но их надо увидеть и развить.
О наших студентах. К нам поступают ребята с хорошими знаниями, и они умеют анализировать. Их научили в школе. Именно там сегодня развита научно-исследовательская деятельность. Ребята участвуют в работе научно-практических конференций, выезжают в другие города на семинары. Им «поставлены» эти навыки, как музыканту ставят руки. Более 50% детей занимаются наукой, в школах есть научные сообщества. Спасибо педагогам!
– Как это делается?
– Например, в прошлом году на базе МИСиСа прошёл научный лагерь для учащихся 10-х классов. Эти ребята знают, как писать научное исследование от задачи, целей, теоретической части до выводов. Один из таких учащихся, Лев Киселёв, участвовал в международной научной конференции.
Сейчас он первокурсник нашего вуза. А нынешние старшекурсники Григорий Добротин, Артём Солоницын, Михаил Малюгин – победители международных конференций, призёры Ломоносовской конференции, которая проходит среди студентов, лауреаты II степени. Эти ребята за четыре года обучения много что постигли. Готовы хоть сейчас писать диссертации. Их не случайно пригласили стажёрами в инженерно-технический центр. Они занимаются наукой. Проводят опыты, работают в различных сообществах и по различным темам. У них впереди – магистратура, и они хотят остаться трудиться на заводе.
– Для того чтобы студент начал заниматься наукой, надо для начала привить интерес к ней?
– У нас выработана такая стратегия. Старшекурсники приходят к новоиспечённым студентам и рассказывают о том, какие бонусы те будут иметь, занимаясь наукой. Наука – это не скучно, говорят им. Можно выезжать на конференции в разные города России, получать материальную поддержку от государства в форме грантов.
Каждый семестр мы определяем лучших студентов в учёбе, творчестве, общественных делах. И они награждаются разовой стипендией в размере 50 тысяч рублей. За успехи в исследовательской деятельности ежемесячно к основной стипендии добавляется ещё пять тысяч.
У нас есть студенты, которые, участвуя в разных мероприятиях вуза – от научных до проектных, набирают материальный багаж до средней зарплаты на заводе. А если студент старается учиться без троек, то легко может получать и тридцать тысяч в месяц.
Это и есть государственная поддержка студентов, чтобы они понимали, что они нужны стране.
– Многие школьники уезжают учиться в другие города, а про завод говорят, что там грязно и зарплата низкая. Меняют ли такое мнение те студенты, которым довелось стажироваться на предприятии?
– Да, 70-80 процентов стажирующихся остаются там работать. Свой потенциал вкладывают в будущее завода и города.
– В начале декабря прошлого года в образовательном центре «Сириус» в Сочи прошёл II Конгресс молодых учёных. Вы выезжали на него в составе нижегородской делегации. Расскажите немного об этом.
– Конгресс стал одним из ключевых событий Десятилетия науки и технологий, объявленного на период с 2022 по 2031 год. Он объединил представителей ведущих научных школ из разных регионов России, научных и образовательных организаций, органов власти, ярких лидеров отечественной науки, а главное – молодых учёных, победителей грантовых конкурсов, студентов и школьников.
Более 4000 участников из 44 стран, представители более 400 вузов. Работало большое число секций. От нашей области было 68 человек. Делегацию возглавлял заместитель губернатора Андрей Гнеушев, были и ректоры, проректоры вузов, министр образования области. Пригласили школьников, для которых работали свои секции.
Мне отрадно то, что наконец у нас в стране оценили, насколько наука нужна. Наука и образование – это две составляющие, без развития которых не будет и страны. Как будут развиваться промышленность, экономика, культура без пополнения молодыми учёными?
– Объявленное Десятилетие должно поднять престиж самой науки и назвать новые имена. А хотят ли школьники заниматься наукой? Как они настроены?
– Выксунские школьники – самые лучшие! Они любознательные, но немного испорчены Интернетом. Хотят заниматься наукой, но в сфере генной инженерии, искусственного интеллекта. Они много смотрят, много читают, много знают. Но! Они с огромным интересом наблюдают за тем, как я провожу опыты по химии. Им главное – увидеть всё воочию! Глаза горят, начинают снимать на телефоны.
Я веду в Шиморской школе химию и всегда радуюсь их восторгу. Одно дело – прочитать, а иное – посмотреть. В 2022 году мы впервые провели научную школу для учащихся. Познакомили их с наукой – инновационные идеи со школьной скамьи. Развивать научный интерес надо с детства. Зажечь глаза детей интересом к науке – это показать на практике, как она создаётся!
– Каков Ваш путь в науку?
– Когда я поступал в Нижегородский университет им. Лобачевского, я знал, что свяжу жизнь с образованием, потому как мне нравилась химия как предмет. Но так сложилось, что мне предложили попробовать себя в науке. Понравилось. Так и пошло дальше: аспирантура, защита кандидатской. Это увлекло не меня одного. Из 120 выпускников того года более 20 – кандидаты наук. С нашего курса никто не уехал в другие города, работаем в Нижегородской области и в Нижнем.
– Продолжите фразу: «Быть студентом…
– …это здорово!». Студенческие годы – лучшие в жизни. Или как говорят мои нынешние: «Студенты – это огонь!». И они знают, что работают на будущее. Это не пафосные слова. Они видят и поддержку государства в виде разных грантов, оснащение вузов лабораториями, оборудованием, и стажировку в научных центрах. Они всё понимают, и потому я говорю, что выксунские школьники – самые лучшие!
Фото из архива Игоря Мялкина