Может ли выксунская школа подготовить детей к Оксфорду?

visibility
На вопрос, вынесенный в заголовок статьи, ответ положительный – да, может. Думаю, мало кто из вас, уважаемые читатели, удивится, узнав, что это гимназия.

За 23 года  учебное заведение стало одним из престижнейших не только в нашем округе, но и в области. Как удаётся гимназии столько времени удерживать планку образования на таком высоком уровне? 

Нам повезло с коллективом 

Рассказывает Елена Михайловна Разина, завуч по учебно-воспитательной работе:

– У нас работают 32 преподавателя, социальный педагог, педагог-психолог и т. д. Коллектив стабильный. Директор гимназии Светлана Сергеевна Клипова не раз говорила, что наши успехи – это, в первую очередь, заслуга коллектива. Светлана Сергеевна ежегодно проводит полный анализ образовательного процесса. Чем он хорош? 

Например, психолог измеряет социально-психологический климат в коллективе по анонимным анкетам. Из года в год результат очень высокий, коэффициент благоприятствования – 25,5 балла. Есть ещё один важный момент. Вот мы говорим о федеральной инновационной площадке (гимназия вышла на её заключительный этап). Но для того чтобы заниматься инновационной деятельностью, нужны специалисты с высоким уровнем готовности к ней. И таких у нас – 64,2%, т. е. фактически большая часть коллектива изначально готова к этой работе. Педагоги легко объединяются во временные творческие коллективы для реализации учебных и социальных проектов. Приятно, что никого не надо об этом просить.

гимназия3.jpg

  • Волонтёрское объединение «Жизнь» реализует большое количество социальных проектов. В сентябре ребята с проектом «Сказки старого чемодана» будут представлять Нижегородскую область на межрегиональном слёте волонтёров в Ивановской области

У нас на сегодняшний день 56% учителей имеют первую и высшую категории. Часть коллектива уже подала заявки на прохождение аттестационных процедур на 2016-17 учебный год. А процесс этот довольно сложный: нужно подать заявление, собрать портфолио, пройти компьютерное тестирование (по желанию), потом провести презентации результатов работы по методической деятельности. Да и в предшествующие 3-4 года (категория присваивается на пять лет) идёт очень напряжённая работа. Всё должно быть структурировано, и каждая цифра подтверждена конкретными документами. Выдумать что-либо невозможно, можно только наработать. 

Сейчас ждём результатов по Галине Васильевне Лизуновой – она вошла в итоговый рейтинг учителей на получение губернаторского гранта. Десять наших педагогов в этом году опубликовали свои работы либо в Интернете, либо в сборниках и т. д. Скорее всего, в ноябре пройдёт семинар для директоров школ, на котором Светлана Сергеевна поделится опытом работы с коллегами. Тема будет интересной...

гимназия4.jpg

  • Участники творческих конкурсов. В конкурсах различного уровня приняли участие 417 человек (74%), из них 174 (42%) стали победителями и призёрами

Заставляющие идти вперёд

Рассказывает Светлана Валентиновна Матчина, завуч по воспитательной работе:

– Без проектов школа сегодня существовать не может. Проектирование – это основа урока и внеурочной деятельности, причём этим видом работы мы занимаемся 15 лет. Тогда об этом ещё мало кто знал, даже на градообразующем предприятии ещё не приступили к ней. Почему мы выбрали именно эту форму работы? Потому что знаем: главная задача школы – научить ребёнка учиться. Чтобы научить учиться, мало тех знаний, что учитель может дать на уроке, нужны другие, новые формы. Использовать их было общим решением коллектива. 

Мы понимаем, как важно научить ребёнка видеть цель, ставить задачи, определять этапы, собирать материал, выделять главное, анализировать его и уметь аргументированно доказать свою точку зрения. Основы дальнейшего получения образования – практико-ориентированные знания. Исходя из этого, мы и используем метод проектов. Кстати, проект в переводе означает «брошенный вперёд». Получается, мы используем технологию, заставляющую идти вперёд. 

Все участники образовательных отношений работают над созданием и реализацией межпредметных интегрированных проектов – таково веление времени.  Есть такое понятие – «атмосферная школа», т. е. дух школы. Оно объясняет, насколько важно создать в ней комфортную атмосферу, чтобы у учащихся и учителей не только появилось желание самореализоваться, но и возможность это сделать. 

гимназия2.jpg

  • Заседание Совета отцов. Идёт подготовка к конференции «Папы всякие нужны, папы всякие важны»

Гимназия даёт хороший старт

К разговору вновь подключается Елена Разина:

– Начальное звено у нас работает по системе Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века». В ней закладывается хорошая база для дальнейшего обучения. Она схожа с традиционной системой, но в ней усилена развивающая составляющая. 

В прошлом году мы перешли к ФГОСам основного общего образования. Пятиклассники завершили этот год уже по новым стандартам. Для нас в организации учебного процесса приоритетными являются потребности учащихся и родителей (чтобы выяснить их, мы проводим соцопросы) и требования вузов. А в них востребованы такие предметы, как право, иностранный язык, экономика, обществознание. Именно их дети изучают углублённо. Где берём дополнительные часы? В школьной компоненте учебного плана. Например, для обществознания добавляем не один час в неделю, как в базисном учебном плане, а три. На русский язык тоже три, поэтому у наших выпускников средний балл по этому предмету традиционно высок (в этом году 16 человек из 30 сдали ЕГЭ с результатом выше 80 баллов).  

Хороший уровень знаний и по математике, и по экономике. Наша выпускница Соня Кухно уже год учится в Англии. Первые полгода занятия по этим предметам давались ей очень легко. Она даже консультировала других (причём там преподавание ведётся на английском). То есть те знания, что даёт гимназия, котируются даже за рубежом.

гимназия1.jpg

  • Конкурс «Семейная каша» в рамках ежегодного дня открытых дверей

Фото из архива гимназии №14