На волновых уроках

visibility
Когда учителя выксунских школ познакомились с комплексными волновыми уроками талантливого музыканта и педагога, режиссёра и феноменального рассказчика, автора статей и книг о музыкантах-гениях культуры Михаила Казиника, они загорелись его идеей....

Когда учителя выксунских школ познакомились с комплексными волновыми уроками талантливого музыканта и педагога, режиссёра и феноменального рассказчика, автора статей и книг о музыкантах-гениях культуры Михаила Казиника, они загорелись его идеей. Но даже, наверное, не представляли, насколько вдохновенным будет этот процесс и до чего необычными станут подготовленные и проведённые выксунскими педагогами уроки! Всего их прошло восемь: два в гимназии, три в школе №9, по одному в художественной и музыкальной школах и на базе музея ОАО «ВМЗ». Каждый урок снимали на видеокамеру, затем переносили на диск и отправляли Михаилу Казинику.
   Занятия проходили в мае, а в июне благотворительный фонд «ОМК-Участие» поощрил энтузиастов-педагогов поездкой в «славный град Петров». В сентябре Михаил Семёнович вместе с президентом фонда Ириной Седых и исполнительными директорами Ларисой Орловской и Анастасией Клиповой провели встречу с педагогами. Казиник поделился своими впечатлениями о поездке в Болгарию, учителя – планами на новый учебный год. А все вместе решили продолжать практику комплексных волновых уроков, ибо они способствуют духовному и нравственному развитию детей. Все педагоги награждены Благодарственными письмами благотворительного фонда «ОМК-Участие». Мы попросили учителей рассказать о том, что дал им и детям первый опыт комплексных уроков.

«Народ освобождён, но счастлив ли народ?» – такую философски ёмкую и глубокую тему взяли для урока у восьмиклассников педагоги гимназии № 14.
    – Это было погружение в эпоху 70-х XIX века, – рассказывает историк Ольга Сысоева. – Эпоху напряжённую, время, взбудораженное предчувствиями надвигающейся грозы, политических перемен. Именно потому оно вызвало и творчество художников-передвижников, и мощную музыку Модеста Мусоргского, и деятельность партии «Земля и воля», сообщество композиторов «Могучей кучки».
   Над подготовкой волнового урока трудились четыре педагога: преподаватель МХК (мировая художественная культура) Галина Лизунова, истории – Ольга Сысоева, экономики – Марина Халитова, словесности – Надежда Соколова.
  Ученикам было занимательно на уроке, ведь он был динамичным, насыщенным и в то же время единым. Вопросы счастья народного, которые ставили в своих произведениях писатели Некрасов, Чернышевский, Салтыков-Щедрин, близки и композиторам – Мусоргскому, Бородину, Римскому-Корсакову. Художники-передвижники, на чьих полотнах преобладала тема народного горя и безысходности, тоже били в набат. Почему сложилась такая ситуация? Ребята искали ответы, анализируя экономическую и политическую ситуацию в России 70-х годов XIX века. Они рассуждали, что было бы, если бы Россия пошла иным путём. Спорили, кто такие члены «Земли и воли» – герои или убийцы? Оправданна ли была жестокость в те годы?
И, конечно, ниточка рассуждений привела их к дням сегодняшним. «Так счастлив ли народ?» – ответа так и не нашли, так же как и на вопрос: «Куда идёт Россия?»
   – Эти уроки требуют особой подготовки и от учителя, – говорит Галина Лизунова. – Приходится восстанавливать в памяти свои знания, искать новые источники информации. Подбирались формы подачи материала, чтоб дети услышали, поняли и задумались. Такие занятия приучают мыслить. Это очень важно в наш компьютеризированный век, когда дети не рассуждают, а зубрят.
   …На улице Пирогова в одном здании соседствуют и сотрудничают две школы – художественная и музыкальная. Художники постоянно устраивают для музыкантов вернисажи, а музыканты приглашают художников на концерты и музыкальные вечера. Преподаватели задумали для ребят двух школ комплексный урок по теме: «Что есть красота?» Объёмный вопрос и вечный. В подготовке и проведении участвовали педагоги музыкальной – Татьяна Феоктистова, художественной – Галина Дедусенко, Ирина Шукаева, Инга Романенко, Екатерина Тулякова, преподаватель истории из Шиморской школы Антонина Логвинова.
    – В основе подобных уроков всегда должен быть некий образ, символ, ключевое слово, – говорит Татьяна Феоктистова. – Мы шли от слова «собор», общность, объединение, синтез искусств. Красота ведь понятие объёмное и объемлющее все виды искусств. Как, например, православный собор. В нём соединены живопись (фрески), скульптура (фигуры святых), музыка (хоралы, стихири, песнопения). А если рассуж-дать дальше, то понятие красота – ещё шире, глубже, философичнее!
   – Урок должен увлечь, вдохновить, запомниться, дать импульс развитию! – продолжила Ирина Шукаева. – Татьяна Алексеевна попала в точку, когда вместо перечисления музыкальных инструментов вдруг стала рассказывать о необычном органе, который сделан из труб и поставлен на горе в Англии. Дети терялись в догадках, где же сидит сам музыкант? Нигде! Точнее – везде. Им оказалась природная стихия! Музыкантом является… ветер!
   Тогда же дети узнали много нового из истории музыкальных инструментов, почерпнули сведения о соборах святой Руси. Размышляли о великом русском языке: были удивлены, какое смысловое значение имело слово «дурак». Оно носило глубокий сакральный смысл: «мужская душа, строящая жизнь по божественным началам». Потому в русских народных сказках сохранились отголоски: дурак всегда – простачок, который оказывается умнее и мудрее всех и одерживает победы над злом.
   Лики красоты, с которыми познакомились дети – портреты Микеланджело, Рафаэля, Леонардо да Винчи. Спорили, рассуждали о загадочной «Джоконде» Леонардо…
   Волновой урок стал уроком погружения в мир красоты. И вовсе не случайно, что в сентябре учащиеся стали посещать занятия обеих школ. Музыканты заинтересовались живописью, а художники – музыкой.  Как говорят все преподаватели, ребята меняются после таких уроков, у них появляется интерес к другим наукам, к истории, культуре, искусству. Им уже незачем играть в «стрелялки», они ищут информацию другую, полезную. А когда ребёнок ищет – в книгах ли, в Интернете ли, он начинает думать, расти духовно.

P.S. Бесспорно, волновые уроки – передовой метод в образовании. Но для его внедрения нужны учителя-подвижники, учителя-новаторы и определённые условия работы. Более того, их труд должен оплачиваться достойно! На одном же энтузиазме и вдохновении далеко не уедешь. «Горючее» закончится.