Во вторник, 8 февраля, Россия отметила День науки.
Праздник был учреждён указом президента Бориса Ельцина в 1999 году, на который пришлось 275-летие Российской академии наук. Время было непростое, и жителям нашей страны было не до науки. Многие считали, что потеряна советская научная школа. Но время идёт, строятся университеты, обновляется материальная база, государство старается привлекать в школы молодых и энергичных преподавателей, реализуется национальный проект «Образование».
Стремятся к новым вершинам предприятия и заводы, постоянно совершенствуя свою продукцию. А 2021-й и вовсе был объявлен Годом науки и технологий, в связи с чем прошло множество мероприятий. Так что же может предложить Выкса тем, кто хочет идти в ногу с научным сообществом? Расскажем об этом сегодня.
Исследования начинаются со школьной скамьи
Решение заняться исследовательской работой – очень серьёзный и заслуживающий уважения шаг! И чем раньше его принять, тем больших результатов получится достигнуть.
Современные школы предлагают детям реализовать свой исследовательский потенциал и совершенствовать ум в научной работе. Так, в гимназии №14 им. С.С. Клиповой создано научное общество учащихся, в котором ребят учат работать над материалом для статьи и представлять итоговый результат на конференциях. Такой опыт обязательно пригодится им при поступлении в университет. Наталья Ершова, заместитель директора гимназии №14, рассказала об этой деятельности:
– Просто представьте. Заканчиваются уроки, но дети не спешат домой. Вы заглядываете в класс: учитель и ученик постигают тайны науки за пределами учебного материала, проводят научные эксперименты и исследования. Здесь готовится маленькое открытие – то, ради чего создано научное общество учащихся.
Какое значение оно имеет для гимназиста? Это содружество педагога и ученика! Оно даёт возможность осознать свою значимость и принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками.
У исследовательской деятельности в гимназии №14 давние традиции. В ближайшее время пройдёт XX научно-практическая конференция учащихся «Шаг в науку» – одно из важнейших образовательных событий, в котором неизменно принимают участие гимназисты.
Как правило, подготовка начинается задолго до представления исследований и проектов на суд авторитетного жюри. Тема работы должна быть актуальной и понятной, заключать в себе вопрос, на который надо будет ответить, или идею, которую нужно доказать или опровергнуть. А главное – тема должна быть интересной и важной для автора.
Егор Ерёмин презентует работу «Влияние климата на настроения человека»
Макар Порошков защищает исследовательскую работу «Электрическая энергия в быту. Источники опасности»
Не секрет, что талантливые дети, победители разного уровня конференций и олимпиад, не появляются из ниоткуда. Они вырастают из школьников, обладающих большой тягой к научному творчеству. И здесь важен наставник. Особая роль отводится учителю, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть искру исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимые источники.
Перечитываются горы специальной и научной литературы. Это сложный, но увлекательный и творческий процесс. Всё может натолкнуть на удачную находку. При этом существует главное правило участия в научно-исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения, только личный интерес, личная увлечённость. А чтобы ребёнок захотел участвовать в такой серьёзной работе, в нём необходимо пробудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, то есть школьник должен захотеть понять информацию и сообщить её другим.
Работая в направлении выявления и поддержки одарённых детей, педагоги выступают в роли мастера, применяют свои эффективные методические приёмы по обучению навыкам культуры исследования. Поиск, оформление работы, оттачивание мастерства докладчика и умения отвечать на вопросы оппонентов – достаточно трудный и долгий путь. И когда наступает момент представления готовой работы, наставник тактично уходит на второй план и даёт возможность своему ученику блеснуть талантом юного исследователя.
Конечно, научно-практическая конференция учащихся не единственная площадка для реализации на этом поприще. На первых порах понять значимость своего исследования, возможность его практического применения помогают выступления на уроках, представление работы на «Горьковских чтениях», «Я – исследователь», форуме «Мы гордость России» и других конкурсах.
Одним из важных результатов этой работы является публикация в гимназическом сборнике «Шаг в науку». Это повод для гордости педагогов и учащихся.
Известно, что если много и серьёзно трудиться, обязательно придёт успех. Следует отметить, что ребята, занимающиеся активной проектной и исследовательской деятельностью, успешны в учёбе, имеют повышенную мотивацию к ней, а все выпускники гимназии – победители, призёры и лауреаты конференций – успешно поступают в Центры одарённых детей, высшие учебные заведения, являются серьёзными и ответственными студентами, показывающими глубокие знания. Поэтому можно смело сказать, что научно-исследовательская деятельность учащихся – формула успеха!
Любознательные мальчишки и девчонки стремительно развиваются в выксунском «Темпе»
Как в учреждениях дополнительного образования воспитанники овладевают научными подходами при выполнении заданий?
В округе проходят исследовательские конкурсы и работают научные кружки, нужно лишь задаться целью найти их. Так, в ДЮЦ «ТЕМП» уже в четвёртый раз прошёл командный турнир юных микробиологов «Вселенная микробов».
Его целью стало формирование у ребят научного мировоззрения и повышение биологических знаний с помощью дополнительного образования. Команды представляли в виде презентаций решение трёх вопросов по микробиологии, которые актуальны для многих выксунцев:
- «Болезнь цивилизации – аллергия». Её причины кроются в сбое иммунной системы. Ребята отвечали на вопросы о факторах, влияющих на риск её развития. Рассуждали, возможно ли полное излечение от аллергии, и о способах её предотвращения;
- «Редактирование генома: величайшее благо или абсолютное зло?». Это технологии, которые открывают практически безграничные возможности для человечества. Зная об этом, участники конкурса анализировали перспективы использования редактирования генома, оценивали его возможности и вероятность возникновения негативных последствий;
- «Идеальный препарат». Устойчивость бактерий к антибиотикам вызывает серьёзные опасения у учёных всего мира. Школьники предлагали свои варианты создания нового комплексного препарата и механизмы защиты от бактерий.
Эти вопросы обсуждали юные исследователи. По одной из тем каждая команда должна была сделать доклад, а по двум другим стать оппонентом. А для этого тоже нужно хорошо изучить предложенные вопросы по многим направлениям микробиологии.
– Работ поступает много, значит, детям темы интересны, – так оценила отношение юных выксунцев к турниру методист ДЮЦ «ТЕМП» Ольга Шаронова, которая занимается организацией муниципальных этапов конкурсов.
Ребята учатся навыкам рецензирования, провоцировать соперника на научный спор (в самом хорошем смысле слова). По условиям проведения турнира участникам даже отводится определённое время на полемику и оценивается умение вести её.
Большая роль в подготовке детей принадлежит и педагогу – руководителю команды. От наставника во многом зависит, насколько успешно они выступят.
– В этом году у каждой команды своё видение представленных тем, – отметила Ольга Алексеевна. – Достаточно сложно было выбрать победителя, потому что все решения отличались оригинальностью, аргументированностью.
Победителем «Вселенной микробов» стала команда школы №4 (руководитель Валентина Сегина), второе и третье место, соответственно, заняли ребята из Досчатинской (руководитель Ольга Дроздова) и Дружбинской школ (рук. Светлана Федькина).
В ДЮЦ «ТЕМП» проводят и другие конкурсы, где у воспитанников формируются навыки исследовательской деятельности, научного подхода в решении изучаемых вопросов, причём участвуют в них ученики самых разных возрастов.
Например, «Я познаю мир» – для дошкольников и младших школьников. Ребята постарше участвуют в творческом состязании «Юный исследователь» и «Юный техник-моделист», где дети из Досчатинской школы и детского центра «Чайка» стали призёрами всероссийского этапа.
В настоящее время в «ТЕМПЕ» идёт приём заявок на такие интереснейшие творческие состязания, как научно-техническая олимпиада по автомоделированию среди учащихся. Она является муниципальным этапом Всероссийской научно-технической олимпиады и включена во Всероссийский открытый фестиваль «Траектория технической мысли-2022». Один из его организаторов – Московский государственный технологический университет «СТАНКИН».
В этом году в «Темпе» впервые проводится новый конкурс исследовательских и проектных работ для детей от 10 до 18 лет «Экопатруль» (заявки на участие принимаются до 24 февраля). В них школьникам нужно отобразить итоги своей экологической деятельности. Например, результаты мониторинга состояния воздушной, водной среды и почвы населённого пункта или конкретного биогеоценоза, или другие исследования.
Дети представляют интересные решения проблем, поднимаемых в творческих соревнованиях, и у каждого участника своё видение темы исследования. А это уже свидетельство формирования навыка научного подхода при создании своих работ, которые выксунские школьники успешно защищают на различных конкурсах.
Участвуя в таких конкурсах, юные выксунцы осваивают навыки, которые необходимы как школьникам, так и студентам – умение отстаивать, аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию, полемизировать, научно подходить к решению исследуемых в своих проектах проблем. Это и есть залог успеха работ учащихся, которые занимают призовые места в творческих состязаниях разных уровней.
Познавательная встреча с МИСиС
В Выксе осуществляется подготовка научных кадров на более высоком, чем школьный, уровне. В городе действует филиал нижегородского университета «МИСиС», который предоставляет студентам обучение по специальностям, связанным с металлургией и не только.
Филиал является одним из самых молодых высших учебных заведений технологической направленности в регионе. В то же время он создан на базе одного из старейших и наиболее динамично
развивающихся вузов страны – Национального исследовательского технологического университета по инициативе региональной власти и предприятий машиностроения и металлургии, с целью реализации программы подготовки инженерных кадров на местах, вблизи промышленных центров.
Его студенты, молодые выксунцы, регулярно участвуют в различных научных конкурсах и занимают в них призовые места.
Как реализуются новейшие военные разработки
После выпуска из университета может показаться, что вся научная работа осталась позади, если только вы не собираетесь связать свою жизнь с ней. Однако современные производства должны постоянно развиваться, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке.
АО «Завод корпусов» – предприятие оборонно-промышленного комплекса, входящее в структуру ООО «Военно-промышленная компания» (ООО «ВПК»).
«ВПК» производит армейские автомобили многоцелевого и специального назначения, бронетранспортёры, а также колёсные бронированные машины боевого, технического и тылового обеспечения, для радиоэлектронной борьбы, ремонтно-эвакуационные и медицинские. Эта военная техника создана для успешного выполнения более сложных задач различными подразделениями.
В настоящее время на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК), в том числе и на Заводе корпусов, продолжается разработка новых систем вооружения и военной техники, проводятся различные виды испытаний, идёт доработка и модернизация существующих изделий.
Накопленный за десятилетия технический интеллектуальный потенциал, наличие высококвалифицированных инженерных и рабочих кадров позволяет заводу создавать и поставлять на внутренний рынок продукцию, по большинству технических характеристик не уступающую, а по некоторым и превосходящую зарубежные аналоги.
О некоторых самых последних знаковых разработках военных учёных, конструкторов и инженеров российской оборонки стало известно на VII Международном военно-техническом форуме «Армия-2021». Он проходил в конгрессно-выставочном центре «Патриот», на аэродроме «Кубинка» и полигоне «Алабино».
Форум – это уникальная базовая платформа для демонстрации лучших достижений научно-технической мысли, воплощённых в современных и перспективных образцах интеллектуального оружия, военной техники и технологий. К настоящему времени он стал главной площадкой для первого показа новейших разработок в области вооружений и военной техники. Ключевые предприятия оборонно-промышленного комплекса России продемонстрировали около 800 перспективных разработок вооружения военной и специальной техники.
Бронированный автомобиль с колёсной формулой 4 х 4 «Стрела»
Боевая разведывательная плавающая машина (БРМ)
«ВПК» представила новейшие образцы, корпуса которых изготовлены на выксунском предприятии. В частности, был продемонстрирован новый бронированный автомобиль с колёсной формулой 4х4, который называется «Стрела». Кроме того, на «Армии-2021» впервые была представлена боевая разведывательная плавающая машина (БРМ). В будущем она может стать платформой для целого семейства боевой техники.
Новейшая БРМ предназначена для ведения ближней и глубокой тактической разведки, несения боевого, походного и сторожевого охранения войск, а также для борьбы с разведывательно-диверсионными группами противника.
Помимо неё в составе экспозиции колёсной бронетехники демонстрировалась колёсная боевая машина пехоты К-17 на базе межвидовой унифицированной бронированной платформы «Бумеранг».
– И сегодня, в условиях активного внедрения новейших технологий, – отметил Юрий Дерий, управляющий директор АО «Завод корпусов», – самоотверженный труд специалистов машиностроительной отрасли является надёжным фундаментом дальнейшего наращивания темпов производства высокотехнологичной, конкурентоспособной и качественной продукции.
Поздравляем с праздником. Пусть желание открывать и познавать новое не исчезает, и рядом всегда будут единомышленники!
Лидия Козоедова, Полина Артамонова. Фото авторов, из архивов гимназии №14, АО «Завод корпусов».
В публикации использована информация, предоставленная Заводом корпусов