Продолжаем разговор, начатый в «ВР» от 19 марта этого года в материале «Есть ли будущее у педагогики вне формата». Тогда мы говорили о преподавателях Ближнепесоченской школы, участниках образовательной программы «Учителя для России». И тогда родилось много вопросов, которые мы адресовали Елене Бахтиной, продюсеру этого проекта. Сегодня публикуем интервью с ней.
В дополнение к этому ученики школ №11 и вильской делятся своими мнениями о педагогах программы. Начнём с нашего разговора с Еленой Бахтиной:
– Цель программы – восполнить дефицит кадров в школах. Но ведь за два года этого не сделать. И намерены ли вы «поставлять» в них педагогов и дальше?
– Нет, у нашей программы другие задачи: преодоление неравенства в образовании, а ликвидация дефицита кадров – только один из её элементов. Два года недостаточно для того, чтобы прийти к этой цели по всей стране, но достаточно для поддержки конкретных образовательных учреждений. Программа существует шесть лет. Когда учителя решают уйти по её окончании, мы предоставляем новых. Таким образом, цикл не прерывается.
– Скажите, как можно подготовить скоростными темпами педагога-предметника?
– У нас есть программа «Летнего института». Это профессиональная переподготовка, рассчитанная на 342 часа, двухлетняя программа – на 570 часов. И, конечно, мы не утверждаем, что готовим полноценного педагога за один месяц. Всё время обучения рассчитано на два года. Это довольно интенсивная подготовка, и у каждого педагога есть свой методист-предметник, который каждый месяц смотрит урок участника, проводит с ним два занятия по предмету и индивидуальные консультации.
Есть ещё выпускники программы, которые приезжают к действующим каждый месяц и тоже смотрят их уроки. Таким образом, учитель не остаётся после обучения «заброшенным», а практика показывает, что этого времени достаточно для высоких образовательных результатов.
– Педагогика – сложнейшая наука. Её постигают в педвузах пять лет. Как вам удаётся за несколько месяцев сделать из обычного человека учителя?
– Никаких чудес тут нет. Да, учительское дело несёт в себе элемент сакральности, но это тоже профессия с понятным набором навыков. Если посмотреть на пятилетнюю программу в вузе, то многие предметы не связаны с учительствованием как таковым. Кроме того, в течение этих лет будущие педагоги изучают и сам предмет, который будут преподавать.
У нас подход иной. Для того чтобы стать учителем по определённому предмету, нужно иметь достаточный уровень подготовки по нему. Таким образом, мы учим не предмету, а тому, как его преподавать.
Наша программа не отрицает того, что есть в педагогических вузах. Это, скорее, глубокая выборка самых необходимых предметов для освоения этой профессии. Но важно и то, что в течение пяти лет у ребят, которые учатся в педвузе, есть непродолжительная практика. Чаще всего её проходят летом в детских лагерях. А наши учителя обучаются в школе и могут те знания, которые получают, сразу применять на практике. И это работает эффективнее, чем теория, не привязанная к работе напрямую.
Наша образовательная программа существует в партнёрстве с Высшей школой экономики. И то, что мы делаем, получается не потому, что мы так придумали и решили, а потому, что есть университет с педагогами с мировым именем, который аккредитует нашу образовательную программу.
Кроме того, существует академический совет (известные специалисты в области образования, исследователи, директора школ), который помогает нам в разработке программы, корректирует её.
Мы не пребываем в отрыве от тех педагогических практик, которые были наработаны в России за много лет. Или скажем так: то, что наработано годами в педагогике, даём за два года.
– Все мы учились в школе и помним, как радостно встречали учителя, а потом переживали его уход. А у вас каждые два года – новый педагог. Как в проекте решается эта задача?
Если говорить про первые уроки и про то, как ученики переживают появление нового преподавателя, то, конечно, вопрос сложный. Мы заранее предупреждаем учителей, чтобы они с первых дней показали ученикам, что настроены на совместную работу и на совместное достижение образовательных результатов.
– Почему в программе можно быть только два года? А если её участник захочет остаться в школе? Будет ли он получать те доплаты, которые имеет сейчас?
– Основной акцент программы действительно сделан на том, что наши учителя едут работать в школу на два года. Однако у нас есть грантовая поддержка для тех, кто захочет остаться на третий год. Но важно, чтобы и учитель, и школа понимали, зачем это им нужно, какой прирост получат та и другая сторона. Таких педагогов поддерживаем ещё в течение 12 месяцев стипендией. Каждый год 15-20% наших участников выбирают этот путь.
Но есть и большое количество тех, кто даже без стипендии готов продолжать работать в школе. Мы этому только рады, всячески готовы поддерживать их методическими материалами. Кроме того, 95% наших выпускников выбирают работу в сфере образования, будь то региональные или столичные школы, университеты, частные образовательные проекты или некоммерческие организации.
– А не является ли это экспериментом на детях?
– Учительство – это тяжелейший труд, очень сложная эмоциональная работа. Потому что преподаватель каждый день как на сцене, постоянно в таком высоком ритме социального взаимодействия с коллегами, с детьми, у него должно быть всё время сконцентрировано внимание относительно того, что происходит в классе.
Нужно адаптироваться, потому что разные ученики работают в разном темпе. Очень мало таких людей, которые были бы готовы на два года поехать в школу и делать эту работу. Но уж точно это не эксперимент.
Всё происходит очень непросто и совсем не быстро. Методики, которые мы применяем, не являются какими-то невероятно новаторскими. Они все отработаны годами российскими педагогами. Мы не хотим проверять на детях что-то новое. Наоборот, используем только те инструменты работы в классе, которые уже апробированы и которые будут помогать достигать образовательных результатов, создавать позитивную атмосферу в классе – такую, где ученики понимают, какой у них прогресс по обучению, где всем комфортно и интересно учиться.
Мы окружаем своих участников максимальной поддержкой для того, чтобы их нахождение в школе было наиболее комфортным и для них самих, и для учеников.
– Кстати, как министерские чиновники относятся к программе «Учитель для России»?
– Эта программа выходит в регионы только через местные министерства образования. Мы активно сотрудничаем с ними. Они для нас – большая опора и поддержка. Например, мы делаем проекты по адаптации детей мигрантов в школах, проекты по преобразованию школьных пространств – всё это возможно только при поддержке вышестоящих инстанций.
Мы обсуждаем с ними различные проблемы, так как у каждого региона есть свои сложности, свои запросы, потребности. Вместе с областными министерствами, директорами и учителями договариваемся о том, как программа могла бы помочь именно этому региону, именно этой школе, на каких проблемах стоит сфокусироваться.
В Выксе программа реализуется ещё и при поддержке металлургического завода, он наш партнёр.
С ними интересно!
Так говорят об «учителях для России» их ученики.
Средняя школа №11
Виктория Елизарова, 5 «А» класс:
– Русский язык и литературу у нас ведёт Елена Шувалова. Очень выразительно читает стихи. Ставит с нами спектакли. Действующих лиц и героев вырезаем из бумаги и проигрываем их роли. Поставили «Кавказского пленника». В форме суда сделали спектакль «Чёрная курица». Там жители подземного царства, а их роли исполняли мы, ученики, решали, что делать с Чёрной курицей: отправлять её в ссылку или нет. Уроки стали познавательными и яркими.
Влада Танклаева, 6 «А» класс:
– Русский язык и литературу в нашем классе преподаёт Ксения Дёмина. Раньше мы плохо понимали этот предмет и даже не любили. Сейчас всё понятно. Правила русского языка мы изу-чаем в игровой форме. Запоминаются легко и быстро.
Ольга Савенкова, 6 «В» класс:
– У нас математику и информатику преподаёт Анастасия Черёмина. Разговаривает с нами на простом языке. Рассказывала нам, как сама училась и за что полюбила предмет. Сказала, что математика отвлекала её от проблем, и до сих пор это происходит. Мы ей верим. Математика здорово помогает и нам в преодолении трудностей.
О преподавателе обществознания Вильской школы Романе Яковенко говорят ученики 6 «А» класса.
Андрей Кузьмин:
– Роман Сергеевич всегда интересно рассказывает и показывает нам познавательные мультфильмы. И мы сразу легко и быстро запоминаем материал.
Степан Кандрушин:
– Роман Сергеевич иллюстрирует материал урока картинками и играми. Так мы легче запоминаем.
Марьяна Исаева:
– Он современный. Смеётся с нами. Добрый. Не сердится, если мы что-то не запоминаем, а объясняет. Обществознание, которое он преподаёт, получается весёлым предметом.
Артём Киров:
– Он позитивный. Когда в прошлом году вёл у нас историю, то нам было всё понятно. Сейчас – обществознание, оно тоже стало как-то ближе нам.
Фото автора