Обычная работа на необычном семинаре

visibility
Снимаем в помещении

В конце января этого года в Выксе проходил двухдневный семинар для педагогов, работающих с детьми-инвалидами. Мне посчастливилось быть на этом действии и фотографировать занятия.

Однако при съёмке я столкнулся с определёнными трудностями из-за малого размера помещения, где проходили лекции, потому хотел бы вкратце рассказать о работе нас, фотографов, на примере обычной репортажной съёмки. Это повествование будет своеобразным советом тем, кто только делает первые шаги, осваивая камеру.

Репортажная фотосъёмка – разносторонний жанр, где естественный ход событий нужно запечатлеть и описать, не вмешиваясь в сам процесс. Иными словами, что увидел, то и снял. Нужно уметь быстро оценить обстановку и чётко видеть всё то, что попадает в кадр. В фоторепортаже нужно уметь снимать все стили (портретный, пейзажный, архитектурный и т.д.) и помнить, что время работает против вас. Конечный результат – фоторассказ – даст зрителю представление о том месте, где он не был, но благодаря вам мысленно туда перенесётся.

Обычная работа на необычном семинаре…Придя в небольшой учебный класс, я с ужасом увидел, что народу собралось около 70 человек и свободного места минимум, просто яблоку негде упасть. Осмотрелся: ага, окна большие, солнце с нашей стороны, свет хорошо проникает в помещение, это уже что-то.

У входа в кабинет небольшая полоска для съёмки заставлена с двух сторон стульями и столами, справа – экран. Места – крошечный островок, всё впритык, буду тут как слон в посудной лавке. Даже присев, всё равно загорожу часть экрана и помешаю людям просматривать обучающие ролики. Нет, с такими фотоманёврами меня быстро попросят на выход! Вот есть проходик посередине класса, но он уж очень узкий, там пара человек едва разминётся. С другой стороны, во время лекции все будут сидеть, и это даст мне возможность одному в этом коридорчике быстро отснять несколько снимков…

Делаю для начала несколько фотографий общего плана, где запечатлены все сидящие. Для этого пришлось привстать на цыпочки и камеру держать на весу поверх голов сидящих. Потом беру крупный план – и у меня появляется несколько портретных снимков сидящих женщин, которые расположились ближе всего ко мне. Кто-то из них, увидев меня с камерой, спокойно продолжает писать или смотреть на лектора, кто-то с лёгкой улыбкой открыто смотрит в объектив. Делаю ещё несколько кадров и тут же просматриваю на дисплее: не пересвечен ли, есть ли резкость и т.д.

Обычная работа на необычном семинареТеперь, пригнувшись, чтобы не мешать преподавателю и сидящим в классе, быстро перемещаюсь к выходу. Я заранее приметил свободный стул и, сев боком к залу, получил возможность снять общий вид и сидящую рядом со мной молодую симпатичную женщину. Но, располагая в кои-то веки кучей времени, не тороплюсь, продумываю, как бы поэффектнее сделать кадр с ней.

В анфас? Но такие портреты уже есть, повторяться не хочется. А вот если в профиль? Ведь не всё же время она будет сидеть неподвижно, рано или поздно поменяет позу!

Пока осматриваюсь, палец держу на кнопке затвора: возможно, ситуация сама подскажет, что будет дальше. И дождался-таки: подперев рукой подбородок, девушка подалась чуть вперёд, внимательно глядя на экран. Я же, двинувшись в другую сторону одним корпусом, приподнял камеру и быстро сделал несколько снимков молодого педагога. Просмотр полученного результата: да, так и хотел! В итоге получился весьма любопытный портрет с интересного ракурса, который я прилагаю к этой статье.

В перерыве, когда все дружно отправились в буфет, я пошёл за толпой и не прогадал. Как и следовало ожидать, после первой же лекции педагоги и психологи небольшими компаниями по 2-4 человека принялись обсуждать за стаканчиком чая услышанное. Вот и ещё несколько кадров в мою копилку. Огляделся по сторонам – в паре метров от меня сидит за столиком психолог Алёна и внимательно слушает рассказ специалиста о работе с детьми. Щёлк! – и этот кадр тоже вошёл в фотоотчёт.

Пока ещё было свободное время, снова быстро просмотрел отснятый материал, удалил часть брака и наметил сфотографировать лекторшу, захватив при этом в кадр только первый ряд слушателей.

После перерыва я расположился в узком коридорчике, который делил аудиторию на две половины, и огляделся в поисках «фотодобычи». Стараясь никого не задеть и не своротить с широкой подставки проектор, снимал всё, что считал интересным: руки пишущих педагогов, портрет задумавшегося пожилого психолога в окружении коллег, ноутбук с картинкой играющего ребёнка на мониторе, лекторшу рядом с экраном, на котором показывали обучающий ролик и т.д.

Второй день семинара был повторением первого с той лишь разницей, что теперь всех рассадили в просторном коридоре, и съёмку вести было намного проще. Но даже имея в своём активе достаточно фотоматериала для отчёта, всё равно пытался найти новые ракурсы. И так – каждый раз, не только на этом семинаре, я заставляю себя при работе над фоторепортажами не стоять на одном месте, а постоянно передвигаться (если, конечно, условия позволяют) и искать что-то интересное для зрительского глаза.

 

Дмитрий Макаров. Фото автора