Один дома

visibility
Ситуация опасная В нашей стране нет чёткой системы наказания нерадивых родителей. Не посещает ребёнок школу – классный руководитель или социальный педагог бьют тревогу. Затем – комиссия по делам несовершеннолетних. Сбивчивые...

Ситуация опасная

В нашей стране нет чёткой системы наказания нерадивых родителей. Не посещает ребёнок школу – классный руководитель или социальный педагог бьют тревогу. Затем – комиссия по делам несовершеннолетних. Сбивчивые и невнятные объяснения мамы и папы. И наказание ­– 100 рублей штрафа. Родители облегчённо вздыхают и… через какое-то время всё повторяется. Нет у них ответственности за воспитание своего ребёнка! Отдали в школу и считают, что на этом их родительская миссия закончена. А она ведь только начинается!

Когда я проводила опрос учащихся начальных классов, часто ли они остаются дома одни, единицы ответили – «нет». И почти 90 процентов сказали, что «да», часто. Именно поэтому мы проводим беседы с детьми о мерах их безопасности, что нельзя открывать дверь посторонним людям, нельзя играть со спичками, нужно быть осторожными с газом и элект-ронагревательными приборами и т.д. Со своей стороны мы делаем всё, чтоб оградить детей от неприятностей. Но почему родители забывают о своих обязанностях? Ведь оставление ребёнка дома одного – это нарушение его права, которое приравнивается к жестокому обращению с детьми и представляет угрозу жизни. Мало ли что может случиться и мало ли какие идеи взбредут им в голову после бесконтрольного просмотра телевизионных передач и общений в Сети. Нынешние дети очень развиты в освоении новых информационных технологий, но у них нет социального опыта и это может обернуться бедой. Выходит, что собственные родители первыми нарушают права ребёнка!

Даже у учащихся начальных классов нет согласия во взаимоотношениях. Институт семьи разрушается. Мамы одни воспитывают ребёнка, судорожно пытаясь быть одновременно и мамой и папой. Папы же или ведут нездоровый образ жизни, или заняты зарабатыванием денег, им не до таких тонкостей. Все проблемы воспитания переложены на женские плечи. Воспитательный же процесс требует больших усилий, а маме – некогда. И в результате ребёнок не слушается самых родных и близких людей, потому как не видит и не чувствует, за что он должен их уважать? Ведь они-то его не любят! А не любят – значит, не обращают никакого внимания, по его мнению. И они правы! Хорошо ли, если родители перекладывают свои заботы о детях, нанимая репетиторов? Легче нанять репетитора, чем самим заниматься с ребёнком? Вот вам и весь воспитательный процесс!

Нынче учителю в школе очень тяжело. Он вынужден быть не просто педагогом, но и дипломатом, лавировать между Сциллой и Харибдой, между родителями и учениками. Родители же, если сочтут, что со стороны педагога к ребёнку проявляется несправедливость, могут и в прокуратуру пожаловаться. Но зачастую мнение мамы, считающей, что её дочь замучили придирками в школе, не совпадает с мнением самой дочери! Есть родители, которые упорно не желают идти на контакт с учителем.

Что делает школа? Мы вместе с педагогом-психологом организуем занятия с девочками. Детям интересно всё: и как надо питаться, следить за собой. Приглашаем на встречу специалистов: косметологов – они рассказывают, как правильно ухаживать за кожей, волосами; медработников, которые отвечают на все интересующие вопросы. Проводим лечебный точечный массаж, делаем гимнастику и упражнения для глаз. Знакомим с фитотерапией, устраивая чаепития. В выходные дни выезжаем на экскурсии. Стараемся сформировать осознанное отношение подростков к духовному и физическому здоровью человека на пути к взрослой жизни.

В подростковом периоде детям всё интересно. Выходит, что и в этих вопросах мы заменяем им родителей.

Истина, что любовь движет солнце и светила, стара, как мир. Уважаемые мамы и папы! Любите своих детей! Вспомните, с какой радостью вы приветствовали рождение человечка. Такого желанного и самого красивого, самого умного! Это чувство должно быть в вас постоянно. Не оставляйте детей одних. Всегда интересуйтесь их делами. Пусть своеобразным ритуалом будут ежевечерние разговоры с ребёнком. Не забывайте поцеловать, пожелать спокойной ночи, в каком бы возрасте ни был ваш сын (или дочь). Ему будет очень приятно, что вы любите его, заботитесь не только о том, во что одеть и чем накормить, но и о чём он думает и что его заботит. Удачи вам на трудном пути воспитания! Не стесняйтесь делиться с нами сомнениями, знайте, что вместе можно свернуть горы.

Галина Воронкова, социальный педагог школы № 3 и классный руководитель