Округ учится дистанционно

visibility
Школы округа перешли на новый формат работы.

Всё когда-то начинается и когда-то… Про что это я?  Про дистанционное образование. Оно казалось  столь отдалённым будущим, что и думать было несерьёзно как-то. О нём ещё два года назад говорил Сергей Злобин, министр образования области. на традиционной педагогической конференции в Выксе. Звучало как красивая мечта. 

И вот – революция! Произошла она за считанные дни. Трудно, с жалобами, недовольством, ворчанием. Видеоконференции и онлайн-уроки, изучение обучающих платформ и многое другое. Сегодня первым опытом работы в новом режиме делятся директора школ.


Дистант освоили в гимназии

Школьники ушли на каникулы с 18 марта, и они продлились на неделю дольше, а у администрации и педагогов гимназии появилась возможность подготовиться к переходу на дистанционное обучение. 

Для всех учителей администрация гимназии провела переподготовку. Директор и заместители объяснили схему этого процесса, показали наглядно, как это работает. 

Рынок достаточно быстро отреагировал на запрос общества, и появилось много бесплатных образовательных платформ для дистанционного обучения. Но выбрать среди такого множества одну, отвечающую всем требованиям, и тем более освоить её в такие сжатые сроки – сложно. Поэтому мы предпочли всем знакомую платформу Дневник.ру и сервис для видеоконференций Zoom. 

С помощью Дневника.ру школа выдаёт домашние задания. Учитель-предметник разрабатывает пошаговую карту урока, т.е. детально прописывает для ученика, что и как делать, где взять материал, куда и когда отправить. Сеансы видеосвязи в Zoom используются в качестве консультации. При этом мы учли требования САНПиН и составили расписание таким образом, чтобы в каждом классе ежедневно было не более двух трансляций. И в то же время у ученика есть возможность выйти на видеосвязь с учителем по всем предметам еженедельно. Остальные коммуникации – через Дневник.ру.

До начала дистанционного обучения классные руководители подключили всех учащихся к новому сервису Zoom, и каждый педагог вышел на пробный сеанс видеосвязи. А для родителей я в конце марта провела онлайн родительское собрание с трансляцией в официальной группе гимназии в сети «ВКонтакте». Подробно рассказала, что входит в обязанности родителей и учителя. Благодаря этому с 6 апреля гимназисты начали реально учиться!  

Завершилась третья неделя дистанта. Что-то удаётся, что-то пока не очень. Но это рабочий процесс. Любое новое требует времени для освоения. Многие ситуации уже разрешились. И у педагогов, и у детей, и у их родителей есть понимание, что и как делать. 

На официальном сайте гимназии создан раздел «Дистанционное обучение», в котором публикуются нормативные документы, расписание занятий и другие важные объявления и рекомендации. Эта же информация дублируется в Дневник.ру. Для более оперативного решения сложных вопросов работает телефон горячей линии, где педагогический работник гимназии даёт разъяснения. 

Конечно, поначалу у всех было много скепсиса. Но согласитесь, дистанционное обучение – не новость. И если мы им раньше так активно не пользовались, это не значит, что это нерабочий инструмент. Федеральный закон об образовании никто не отменял. Время изменилось, и жизнь заставила всех переходить в онлайн. Однозначно, очное обучение дистантом не заменишь, они должны дополнять друг друга. Но в сложившихся условиях уж лучше пусть дети занимаются учёбой, чем бесконтрольно и бестолково проводят время за тем же компьютером!

Я убеждена, что успех организации дистанционного обучения в гимназии стал возможен благодаря слаженной работе всех участников образовательных отношений: и педагогов, и детей, и родителей. Для всех это стало большим испытанием, которое мы преодолеваем очень достойно. Порой кажется, что учителям легче. Но это взгляд тех, кто не связан с образованием. Гораздо привычнее прийти в класс, посмотреть в глаза ученикам и провести урок, нежели расписать пошагово весь процесс, чтобы получить желаемый результат, а ещё предугадать, с какими сложностями может столкнуться ребёнок в ходе самостоятельного изучения материала. Родители тоже активно погрузились в этот процесс, потому как ответственность за дисциплину легла и на них! 

Безусловно, сейчас непростое время. И я искренне благодарю всех,  что мы, взрослые, вместе делаем для наших детей!

Анастасия Клипова, директор гимназии №14



20200424_135923.jpg

Апрель 2020 года. Интерактивный урок информатики в 5 классе в школе №3 ведёт Светлана Салкина



Уроки, которые извлекли в школе №3

Дистанционное обучение стало для всех проверкой на зрелость. Педагоги понимают, что при таком обучении невозможно полноценно проверить «механическую» память учащихся. Поэтому стояла задача правильно организовать самостоятельную работу, пользоваться нужными источниками информации. Ценное в этом процессе – оперативное обсуждение результатов. Потому предстояло пересмотреть привычные «пропорции учебного времени». 


Урок первый, подготовительный

В начале процесса обучения «по-новому» определили, все ли ученики могут перейти на иную форму обучения, какие возможности с точки зрения оборудования и интернета у них есть. Этим занялись классные руководители. На данный момент выдано 12 ноутбуков ребятам с 1-го по 11-й классы.


Урок второй. Для педагогов

Переход на новую форму стал неожиданностью для педагогов и вызвал множество вопросов. 

Организовали «мозговой штурм» на педсовете. Обсуждали технические возможности школы, выбирали  платформы для реализации дистанционного обучения, разработали и утвердили Положение. Учли и специфику предметов. С интересом участвовали в вебинарах, выясняли преимущества образовательных платформ.


Урок третий. Академический

Учителя осваивали дистанционные методы работы с использованием информационных технологий. Готовили карты уроков для учащихся в новом формате. Свели к минимуму изучение нового материала и сосредоточились на повторении пройденного. 

Замдиректора Светлана Салкина разработала для учителей алгоритмы «С чего начать работу на платформе Дневник ру», «Карта урока», «Памятка выдачи домашнего задания», инструкции-памятки для получения и отправки домашних заданий для учащихся и родителей. (Кстати, ими пользуются сейчас не только в нашей школе, но и многие учащиеся и родители образовательных учреждений округа). 

В апреле учителя про-шли онлайн-курсовую подготовку, организованную АО «Академия «Просвещение». Сертификаты получили 90% педагогов.

Сейчас они проходят обучение на вебинарах «Как провести уроки с использованием школьной цифровой платформы».


И классы разные, и платформы

Вместе с родителями выбрали знакомые платформы для работы с учащимися 1-4-х классов: Учи.ру и Яндекс.Учебник. Многие ученики нашей школы уже два года используют их для закрепления материала и участия в конкурсах.     

В 5-9-х классах Дневник.ру является основной платформой дистанционного обучения. Учителя выкладывают уроки, используя собственные презентации,  видеофрагменты с порталов https://videouroki.net, https://interneturok.ru. Используют ресурсы платформы Российской электронной школы https://resh.edu.ru. Изучают «Платформу новой школы» – школьную цифровую платформу для индивидуальных заданий. Для онлайн-уроков выбрали сервисы конференц-связи Zoom и Skype. Они помогают обеспечить живое общение учителей и учащихся. Используются в работе Google-формы для создания и выполнения тестов. Учитель физической культуры Светлана Баринова записала ролики для проведения гимнастики и опубликовала в электронном журнале для всей школы. И каждое утро в 8:45 мы делаем зарядку.

В 10-11-х классах – платформа МЭО (Мобильное Электронное Образование). С её помощью проводятся видеоконференции, выдаются индивидуальные домашние задания. Платформа содержит большое количество интер-активных образовательных ресурсов. Есть методические пособия для подготовки детей к ОГЭ и ЕГЭ по математике и русскому языку. Учитель Светлана Салкина начала с помощью неё подготовку выпускников к ГИА по математике. 

Практически все педагоги используют ресурсы Российской электронной школы.


Родительские собрания на удалёнке 

Большую организационную работу проводят классные руководители. 

Все вопросы по обу-чению от родителей и учащихся направляются в первую очередь к ним. Они взаимодействуют через электронную поч-ту и электронные мессенджеры WhatsApp, Viber, где создали группы для каждого класса. 

Родители тоже большие молодцы. Организовали рабочие места для детей, проверили работу Интернета, установили на компьютеры программу видео-конференций, научили ребят правильно организовывать время для учёбы и соблюдать режим дня. 


Итоги 

Надо отметить, что благодаря тесному взаимодействию и взаимопониманию между учащимися, родителями и педагогическим коллективом нашего учебного учреждения мы преодолеваем трудности, учимся находить новые перспективы в это непростое время. И главное: дистанционное обучение не меньше по объёму, оно просто представлено в другой форме.

Онлайн-образование так же интересно, как и  уроки в школе.

Светлана Васина, директор школы №3




Учителя, дети и родители Вильской школы о новом формате

Мой рабочий день длится с 8 утра до 9 вечера. Провожу уроки, размещаю материал, объясняю, принимаю выполненные работы в виде фото. После уроков готовлю материал (он должен быть интересен), проверяю работы, отправляю их обратно детям, провожу с ними работу над ошибками, пишу комментарии к выполненным заданиям. Сейчас уже привыкла к новому темпу. Но очень хочется в школу,  к детям.

Елена Чистякова, учитель начальных классов

 

Мы успокоились. Уроки проходят согласно расписанию, дети соблюдают школьный режим, занимаются, и я довольна. Количество заданий нормировано, они всё успевают сделать во время урока.

Галина Бударгина, мама Степана, учащегося 8 класса

 

Нам нравится. Освоили ZOOM, теперь общаемся в нём не только на уроках, но и между собой.  Ещё один его плюс – не надо никуда ходить. Но есть большой минус – не хватает живого общения. Я очень хочу в школу, соскучилась по учителям и одноклассникам. Да и во время урока в школе материал воспринимать легче.

Алина Крисанова, учащаяся 6 «б» класса



Виля. Начало новой жизни

С 6 апреля в связи с пандемией Вильская средняя школа (326 учеников и 24 педагога), как и все образовательные организации, перешла на дистанционный режим работы.


Главное – начать

Собрали сведения о наличии компьютеров и подключению к сети Интернет в домашних условиях как у детей, так и учителей. Поняли: ситуация некритична. Далее. Образовательных платформ много, какая лучше? Проанализировав большое количество, остановились на Учи.ру,  Российской электронной школе, Школьной цифровой платформе. Основной решили оставить Дневник.ру. Затем – регистрация детей, подключение их через электронные образовательные ресурсы к общению с учителями.

Изучили возможности ZOOM-платформы для проведения онлайн-занятий.

Оказалось, это то, что нам нужно. Отредактировали расписание уроков и звонков  и разместили  на платформе Дневник.ру и на сайте школы. 

Затем возник вопрос, как всё организовать, если все педагогические работники переведены на удалёнку. Как выстроить их работу в новых условиях? Создали закрытую группу в соцсетях. Провели организационные специализированные педсоветы, мастер-классы, консультации, в том числе с использованием инструкций, разработанных самими же преподавателями.

Всю нерабочую неделю перед переходом на дистанционное обучение кипела работа по апробированию возможностей платформ. Чтобы донести информацию до школьников и получить обратную связь, использовали все возможности: телефоны, электронную почту, соцсети.  

Учили родителей, как подготовить рабочее место ученика. Объясняли, что помочь – не значит делать за него, важнее подбадривать и успокаивать. Готовили психологически и детей, и их родителей к дистанционной форме обучения. Решили, что урок не будет превышать 30 минут, и первое время обходились без домашних заданий, так как во всём нужна адаптация. 


День первый и сложный

От учителей посыпались вопросы: «Что делать, платформы не работают – большое количество пользователей! Дети и родители волнуются, как будут проходить уроки, учебный процесс сорван!». 

Решили уйти в соцсети. Группы «ВКонтакте», Viber и WhatsApp работали. За считанные минуты  каждый класс создал свою беседу  в социальных сетях  и пригласил туда учителей. Уроки начались согласно расписанию.


Работа в новой структуре урока 

С первых дней дистанта мы разработали свою структуру урока. 

Учитель отмечает начало, обозначает форму урока, определяет границы согласно расписанию звонков. Все дети, готовые работать, ставят +. Далее идёт проверка знаний, затем учитель размещает файл с заданием. Школьники выполняют их и отправляют преподавателю в личные сообщения. Но дети не могут всё время работать самостоятельно. Учителя делают ссылки на образовательные ресурсы используемых платформ, видеоматериалы YouTube, создают видеоуроки, организуют видеоконференции в ZOOM, что даёт возможность объяснить материал и в видеоформате общаться с учениками. 

Учителя раскрыли в себе огромный потенциал, но самое главное, они открыли для себя просторы Интернета и научились пользоваться возможностями, о которых даже не подозревали. В течение нескольких дней педагоги освоили то, чему не могли научиться на протяжении нескольких лет. Наверное, просто не было необходимости. 


Прошло три недели 

В настоящее время учебный процесс успешно организован, отлажен. Уроки идут по расписанию, обучаемся в две смены: первая начинается в 8:00, вторая у каждого класса индивидуально, есть перемены между уроками и – большая перемена для домашней столовой. Она самая любимая у детей. «Что у вас сегодня в столовой дают?» – излюбленный их вопрос.

Елена Швындова, директор Вильской средней школы


Что ждёт школьников и их родителей в мае

Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин в своём инстаграме выложил основные тезисы. Цитируем.

Общее:

1. Продолжаем дистанционное обучение.

2. Переходим на пятидневку (предложение родителей!!!).

3. Завершаем обучение и проводим аттестацию по текущим оценкам по ряду предметов (в зависимости от класса).

4. Завершаем учебный год 22 мая.

1-8 класс. Досрочно завершаем обучение по предметам: музыка, физкультура, технология, ОБЖ, светская этика.

Родители, которые хотят завершить занятия ребёнка в этом учебном году по всем предметам, могут перейти на формат семейного обучения.

В 9 классе аттестуем детей по предметам, не входящим в перечень ГИА-9. По русскому языку, математике и иностранному языку консультации будут идти до 5 июня.

В 10 классе завершаем обучение по физкультуре, технологии, ОБЖ и МХК, а также по факультативам (предложение родителей!!!).

Остаются основные предметы. По русскому языку, математике, иностранному языку – консультации.

Выпускники. 11 класс. Формируем для каждого индивидуальный план только из предметов, которые он сдаёт в качестве ЕГЭ. Родители очень просили дать возможность сосредоточиться на экзаменах. Идём навстречу. 

И для всех ещё раз хочу повторить, дистанционное образование – вынужденная мера. После эпидемии наши дети снова вернутся в школы.

Также Глеб Никитин поблагодарил всех, кто принял участие в областном виртуальном педагогическом совете (100 000 просмотров) и в онлайн родительском собрании (более 300 000 просмотров).


P.S. Если бы не пандемия и не те жёсткие условия, в которые она загнала всё общество, переход на новую систему не произошёл бы так быстро. Рано или поздно, но это вошло бы в нашу жизнь. А случилось в апреле 2020 года. Как будет проходить учебный процесс дальше, пока говорить рано. Но то, что это будет уже другая система – точно. А учителя остаются учителями и им… очень хочется снова в школу, к детям! Собственно, как и ребятам…

Фото из архива учебных учреждений.