Особые дети: невозможное возможно!

visibility
Посмотрим на коррекционную школу без штампов

Когда в семье рождается особый ребёнок с отклонениями в развитии, то родным приходится держать экзамен на человечность.

К сожалению, выдерживают его не все. У родителей иссякает терпение, у врачей – знания о лечении.

Но выход есть. Он в объединении усилий специалистов коррекционных школ и родителей. Тогда происходят поистине чудеса.

Особая педагогика
В автобусе, в котором я ехала в специальную коррекционную Выксунскую школу для детей со сложностями в развитии, познакомилась с учительницей Мариной Ефимовой, работающей там. Всю дорогу, она только и говорила о том, какие это добрые, ласковые, внимательные дети. «У нас есть мальчик, который как завхоз, – продолжала она. – Ходит в перемену и всё ворчит, и если заметит, что свет горит без надобности или мусор лежит, обязательно выключит, уберёт. Воспитанники очень любят выезжать на разные экскурсии. Интересуются всем, что видят по дороге». Таковы дети начальных классов и среднего звена. Те, что постарше, степеннее и рассудительнее, бурных эмоций не проявляют.

Педагог-психолог Ольга Суманова подтвердила её слова и добавила:

– Обучение в школе направлено не столько на получение академических знаний, сколько на подготовку наших детей к жизни в обществе. Сегодня мир равнодушен и жесток. Люди разучились сострадать чужой беде и горю. Я говорю о взрослых. Вот лишь маленький эпизод. В День защиты детей мы повезли своих воспитанников в парк на аттракционы. Я повела Валентина (назовём его так) к площадке с батутами. (Мальчик – сирота и я выступала в роли мамы). Ребятня весело визжала и кувыркалась, но стоило только Вале ступить на батут, остальных срочно отозвали… мамы с криками: «Не подходи к нему!» Ребёнок не догадался, что это из-за него, и с восторгом прыгал. Мне было стыдно за этих мам, ведь я-то знаю, что наши дети очень хотят подружиться с другими ребятами, и они умеют быть преданными! Но всё-таки мамы что-то поняли, потому как отводили глаза в сторону…

Дети даны нам, чтоб учить нас
…Вследствие серьёзной череп-но-мозговой травмы девочка не разговаривала, общалась только с помощью графических символов. Остро переживала те изменения, которые произошли в её жизни. Ольга Викторовна вместе с мамой начали пошаговую работу с девочкой. И уже после нескольких занятий первой фразой была: «Хочу говорить». Упорство ребёнка, настойчивость мамы, методика психолога возымели своё действие. Девочка разговаривает, пусть нараспев, но говорит!

Мой ребёнок нездоров
Вспомните, как вы страдаете, когда болеет ваше чадо. Как прислушиваетесь к его дыханию, как сторожите сон, сколько бессонных ночей проводите у его постели и готовы отдать всё, только бы он скорее поправился. А если ребёнок инвалид, то все страхи, сомнения, обиды возрастают стократ. Именно мама берёт на себя все заботы о больном ребёнке. Жизнь сжимается в кольцо. Общение с друзьями и родственниками прекращается. Круг интересов сводится к уходу за ребёнком, переживаниям за его жизнь. Преобладает злобно-тоскливое настроение, а на вопрос: «За что мне такое?» ответа нет.

В коррекционной школе работа с необычным ребёнком начинается с семьи. Семинары для родителей, присутствие их на занятиях, выполнение специальных домашних заданий, рекомендации и консультации психолога, логопеда и психотерапевта – все эти шаги помогают семьям нейтрализовать переживания и направить мысли, чувства и действия на созидательную работу. А на вопросы любопытных отвечать просто: «Мой ребёнок нездоров».

Сменить минус на плюс
В нашей стране крайне мало таких учреждений, где с особыми детьми занимаются так, как в Выксунской коррекционной школе. Психолог Ольга Суманова делится опытом на страницах специальных журналов, издаваемых педагогическими институтами Нижнего Новгорода и Арзамаса, участвует в интернет-кон-ференциях; её статьи печатают в научных сборниках, они вошли в материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 100-летию НГТУ.

А главный итог, ради которого стоит жить, – неговорящие начинают говорить. Обретают дар речи даже те, кого сами доктора «записывают» в неперспективные.

Успех зависит от многих причин: как рано обращается родитель за помощью, насколько уверен он в реабилитации своего ребёнка, готов ли быть защитником его интересов... Только при комплексном подходе, учитывая особенности каждого ребёнка, возможно достижение положительных результатов в работе педагогического коллектива.