ОТ ПЕДАГОГА, КАК ОТ БОГА, ЗАВИСИТ ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ МНОГО

account_circle
visibility
Пожалуй, нет такого человека, который не помнил бы своих учителей... Да и как их забыть? Одни нам «портили» дневники двойками за плохое поведение или неготовность к уроку, другие ставили нас...


Пожалуй, нет такого человека, который не помнил бы своих учителей... Да и как их забыть? Одни нам «портили» дневники двойками за плохое поведение или неготовность к уроку, другие ставили нас в пример одноклассникам, третьи оставляли после уроков, чтобы чем-то помочь; были и те, кто выгонял из класса… В общем, как ни крути, но след в душе каждого школьника остался на много-много лет.

Взрослые люди зачастую оправдывают свои пробелы в знаниях в той или иной области тем, что учитель, преподававший конкретный предмет, был слабоват, или педагоги постоянно менялись. В этом есть рациональное зерно, поэтому в сегодняшней теме номера мы решили рассказать о том, сколько преподавателей трудится на территории округа, как они год от года подтверждают свой профессионализм, и каким образом у нас модернизируется образовательный процесс в связи с развитием высоких технологий.

Подтверди и соответствуй
Раньше учитель, стремящийся больше зарабатывать, мог подать заявление о присвоении ему второй, первой или высшей категории (вторая категория присваивалась школьной аттестационной комиссией, первая – районной, а высшая – главной, т.е. областной). Начиная с 1 января 2011 года, в соответствии с положением «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 года № 209, вторую категорию отменили совсем, а аттестацию педагогических работников поручили органам образования на уровне субъекта РФ. При этом аттестация стала обязательной: раз в пять лет каждый педагог, не имеющий категории, независимо от собственного желания должен подтверждать соответствие занимаемой должности.

Те же учителя, которые хотят получить первую или высшую категорию, могут вместо этого подать заявление об аттестации для установления соответствия их профессионального уровня требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям. Квалификационные категории, присвоенные до 1 января 2011 года, остаются действительными на тот срок, на который были присвоены. 

Есть исключения
Аттестации не подлежат: педагогические работники, стаж работы которых не превышает двух лет; беременные и находящиеся в отпуске по беременности, родам и уходу за ребёнком. Их аттестуют не ранее чем через два года после выхода из отпусков.

Не проходят аттестацию и руководители образовательных учреждений, получившие квалификационную категорию до введения нового Положения. Вместе с тем, в соответствии с п.3. ст 36 Закона «Об образовании», перед назначением на должность лицо, претендующее на неё, обязано пройти аттестацию.

Знания проверит компьютер
ОТ ПЕДАГОГА, КАК ОТ БОГА, ЗАВИСИТ ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ МНОГОКомпьютерное тестирование было введено в процедуру аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в 2008 году. Однако в новых условиях (с учётом ввода квалификационных характеристик должностей работников образования и единого подхода к процедуре аттестации) компьютерное тестирование стало важной, необходимой и обязательной частью процедуры аттестации на первую и высшую квалификационные категории. Преимущества экзамена в новой форме очевидны: во-первых, обработка результатов теста проводится компьютером, исключается фактор субъективного подхода со стороны экзаменующих; во-вторых, большое количество заданий теста охватывает весь объём материала того или иного предмета, что исключает фактор «лотереи» обычного экзамена, на котором может достаться «несчастливый билет», что позволяет тестируемому проявить свою компетентность и не «провалиться» из-за случайного пробела в знаниях; в-третьих, все тестируемые находятся в равных условиях.

Материалы тестирования
доступны в сети

В методических рекомендациях по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, разработанных коллективом Нижегородского института развития образования (НИРО) и размещённых на сайте www.niro.nnov.ru, дана пошаговая инструкция алгоритма компьютерного тестирования и характеристика тестовых заданий. На этом же сайте можно найти и непосредственно тестовые материалы, которые, кстати, не являются закрытой информацией. В случае необходимости за консультацией по тому или иному вопросу при подготовке к экзамену можно обратиться непосредственно на кафедру института.

В общем, сверхсложных заданий в квалификационном тесте нет – вопросы включают в себя следующие разделы: педагогика и философия образования; психология; нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса; обеспечение безопасности и сохранения здоровья учащихся; содержание и методика преподавания предметной области.
Особенности 2012 года

Педагогические работники в ходе аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проходят квалификационное испытание в письменной форме на выбор аттестующегося:
– тестирование с использованием компьютерной техники с распечаткой протокола итогов тестирования;
– подготовка конспекта урока (воспитательного
мероприятия);
– решение педагогических ситуаций.

Справились ли выксунцы?
В Выксунском округе в прошедшем учебном году аттестацию с целью установления соответствия уровням квалификации, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям, прошли свыше 100 педагогических работников. Ещё 23 представления поступило непосредственно от работодателей, которые хотели выяснить, соответствуют ли их сотрудники занимаемой должности.

В результате, и это не может не радовать, всем педагогам, претендовавшим на высшую категорию, она была установлена. Остальные преподаватели также успешно прошли аттестацию на первую категорию и на соответствие занимаемой должности.

Кроме того, были аттестованы ещё семь человек, рассчитывающих работать руководителями образовательных учреждений.

Аттестационный лист как подтверждение
По итогам аттестации выдаётся аттестационный лист, в котором зафиксировано не только решение аттестационной комиссии, но и приказ министерства образования области. Документ необходимо хранить пять лет, т.е. весь срок действия квалификационной категории.

В завершение хотелось бы обратиться к тем учителям, которым ещё только предстоит пройти аттестацию. Чрезмерное волнение перед заседанием экспертной группы, аттестационной комиссии напрасно. В их составе компетентные и доброжелательные специалисты, которые своими вопросами хотят лишь уточнить уровень квалификации аттестуемых, а ни в коем случае не понизить его. Поэтому, если вы оценили свою деятельность как основание к аттестации на данную категорию в соответствии с квалификационными требованиями, сомневаться нет причин.

Простой учитель – карьеры школьника строитель
ОТ ПЕДАГОГА, КАК ОТ БОГА, ЗАВИСИТ ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ МНОГОНа сегодняшний день на территории Выксунского округа трудятся 1272 педагога, среди которых и учителя-предметники (порядка 800), и педагогические работники дополнительного образования. Детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, около девяти тысяч. Хватает ли педагогических кадров на такое количество ребятишек, не испытывают ли школы дефицита в преподавателях?

На эти и многие другие вопросы ответила начальник управления образования администрации Выксунского округа Наталья Илюшкова:
– Педагогических кадров в школах округа, конечно же, не хватает. Так, в связи с введением третьего часа физкультуры остро встал вопрос нехватки этих учителей-предметников, причём проблема сейчас настолько обострилась, что иные физкультурники ведут по 50 часов в неделю вместо положенных 18. Есть дефицит и педагогов-словесников. Скоро будем испытывать нужду и в математиках: многие из преподавателей отправятся на заслуженный отдых, вот тогда нехватка кадров будет ощутима в полном объёме.

– Неужели ушедших на пенсию учителей некем заменить?
– Люди стали отдавать предпочтение более высокооплачиваемым профессиям, каковой никогда не была учительская специальность. И вот теперь картина такая – средний возраст педагогов свыше 45 лет, далее пробел и завершают список молодые специалисты, пришедшие работать в школы после 2006 года по программе поддержки. 30-летних учителей у нас практически нет.

– Сколько молодых специалистов стали участниками областной программы?

– Всего 67 человек. Все они получили автомобили и жильё и теперь трудятся в общеобразовательных школах. Конечно, это хорошо, что начинающие педагоги имеют сегодня такую возможность благодаря программе, но… Всё-таки хотелось бы, чтобы люди шли в образовательную сферу по призванию, а не ради материальных благ. Время не стоит на месте – меняется общество, меняются наши дети, а что происходит с педагогами? Их образ аналогичен тому, какими мы помним учителей 20 лет тому назад. Разве это допустимо, чтобы мы обращались к детям с вопросами, как работает мобильный телефон, устроен компьютер и функционирует Интернет?! Учителям не должно быть зазорно учиться, наоборот, они должны постоянно пополнять свои знания, искать что-то новое, ранее незнакомое…

– Может, дело в финансовой составляющей?
– Однозначно нет. Раньше педагоги работали и за меньшие деньги. Теперь по уровню зарплаты учителей Выксунский округ стоит на четвёртом месте в области (!). Зато по качеству образования мы отстаём от большего числа районов региона…

– Каков выход из сложившегося положения?
– Чтобы вывести образование на новый уровень, нам нужно проявлять больше инициативы и любознательности, а для этого должно полностью измениться мировоззрение учителей. Недавно я ездила с группой директоров местных школ в Казань по обмену опытом. Там педагоги не боятся применять знания, собранные со всего света: Сингапура, Швейцарии, Финляндии и многих других стран. Всё потому, что они хотят, чтобы их образование было лучшим не в стране, а в мире. Даже то, что все уроки они ведут на трёх языках (английском, татарском, русском), говорит о том, что учителя хотят, чтобы в будущем их дети могли легко общаться и строить карьеру в любой точке планеты. Вне всяких сомнений, такие знания именно к этому и приведут.

– Наверняка и в нашем округе есть кем гордиться и на кого равняться…
– Разумеется. Перечислю лишь некоторых. Это учитель русского языка и литературы Досчатинской школы Татьяна Вячеславовна Кукунчикова. Её ученица в этом году набрала 100 баллов на ЕГЭ по литературе; Светлана Сергеевна Клипова, приложившая максимум усилий для строительства новой школы для своих учеников. Из педагогов дополнительного образования отмечу директора МБОУ ДОД ДООЦ Елену Викторовну Шибаеву, её воспитанники приносят огромное количество медалей в копилку округа. Большую внеурочную работу с детьми по программам «Моё Отечество», «Волонтёрское движение» проводит Ирина Анатольевна Сумина. Она хоть и начинающий руководитель, но очень вдумчивый и творческий.

В музейной педагогике хотелось бы отметить Светлану Николаевну Карпунину, которая совместно с управлением культуры провела музейный форум. Большое духовно-нравственное воспитание ребятишки получают от педагога школы №12 Елены Алексеевны Поляковой. Ответственный подход к работе у заместителей по воспитательной работе Мотмосской школы Натальи Владимировны Петровой, Ольги Николаевны Соколовой, теперь курирующей центральный территориальный сектор. А вот грантополучателей у нас в этом году, к большому сожалению, нет. Будем надеяться, что следующий год будет более интересным как для выксунских педагогов, так и для их учеников.

P.S. Никогда не ставьте себе шлагбаум: «Всё – я умён!». Век живи, век учись – так говорили наши предки. Будьте уверены, даже через 1000 лет это выражение не потеряет своей актуальности…

Справка
Кадровое обеспечение округа в 2012-м году
Всего педагогических кадров (школы, МДОУ, УДО) – 1272 человека.
Из них имеют высшее образование 785 чел. (62%).
С высшей и первой категорией – 760 чел. (60%)
Молодые специалисты (до 30 лет) – 179 чел. (14%).
Пенсионеры – 260 человек (20%).
Курсовая подготовка за пять лет – 865 (68%).

Профессиональный рост важен
В Нижегородской области в образовательной сфере трудятся 56 тысяч 639 педагогов.
98% из них имеют квалификационную категорию: более 52% – педагоги первой категории, 18 % – высшей, 28% – второй.
Педагоги второй категории получают надбавку 10% от оклада, первой – 20% и высшей – 30%. Так что аттестация важна для каждого педагога. Поэтому каждый из них стремится к росту в своей профессиональной деятельности.

Вниманию преподавателей! Объявлен конкурс
ОТ ПЕДАГОГА, КАК ОТ БОГА, ЗАВИСИТ ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ МНОГОКомпания «Ростелеком» объявляет о старте Всероссийского конкурса педагогических разработок по теме «Безопасность в Интернете» для учителей общеобразовательных школ. Главной целью состязания является привлечение внимания педагогического сообщества к проблеме безопасности детей и подростков в Интернете на всех ступенях образовательного цикла, формирование методологической базы, а также поощрение преподавателей, которые понимают важность данной проблемы и демонстрируют творческий подход при её решении.

К участию приглашаются учителя всех образовательных учреждений России. Конкурс проводится по следующим номинациям:

  • лучшая разработка для начальной школы, включая комплект дидактических материалов;
  • лучшая разработка для средней школы, включая комплект дидактических материалов;
  • лучший видеоурок.

Заявку на участие можно подать до 10 декабря текущего года на сайте конкурса – www.safe-internet.ru. На этом же сайте представлена подробная информация о состязании, а также методические рекомендации по проведению уроков по интернет-безопасности в начальной и средней школе.


 

Проект Юлии Сиденьковой. Фото автора и Ольги Поповой