ОТ пользы ДО вреда – один шаг

account_circle ВР
visibility
Трудно представить себе повседневную жизнь без компьютеров, они повсюду окружают нас. Уже не стоит вопрос, нужен компьютер или нет, однозначно – нужен. А вот вопрос, чего больше – пользы или...

Трудно представить себе повседневную жизнь без компьютеров, они повсюду окружают нас. Уже не стоит вопрос, нужен компьютер или нет, однозначно – нужен. А вот вопрос, чего больше – пользы или вреда – приносит компьютер нашим детям, задаёт себе каждый родитель.

Дети очень легко поддаются влиянию, которое оказывает на них яркий и красочный виртуальный мир. Не последнюю роль в этом процессе играет настойчивая пропаганда в журналах и по телевизору. Это буквально заставляет их забывать про уроки, подвижные игры и развлечения, они не хотят помогать по дому или общаться с друзьями, не соблюдают режим дня. По мнению психологов, увлечённость детей компьютерными играми напрямую воздействует на формирование их личности в негативную сторону, то есть расслабляет её, у ребенка исчезает инициатива, их единственным интересом становится игра и получение удовольствия от неё без усилий.

ОТ пользы ДО вреда – один шагС другой стороны, при разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Имея собственный компьютер, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет разработать свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией. Собственный компьютер – это, можно сказать, личное пространство ребёнка, и оно необходимо каждой формирующейся личности. Так что не надо бояться ставить компьютер в детской.

Технический прогресс остановить невозможно, и чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем они увлечены, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться.

ОТ пользы ДО вреда – один шагОтделите зёрна от плевел
В нашем стремительно меняющемся мире очень трудно угнаться за новыми технологиями, информационными потоками и определить, что важно, а что нет. Компьютерная революция, захлестнувшая нашу страну, кроме блага имеет и оборотную сторону, на которую пока мало кто обращает внимание, – вред, наносимый здоровью ребёнка. Если совсем недавно мамы усаживали своих детей перед телевизором, чтоб смотрели всё подряд и не мешали заниматься домашними делами, то теперь пришла другая беда, откуда и не ждали. Это компьютер.

Уже появилась группа заболеваний, связанных с компьютерными играми детей. Когда ребёнок в школе, то он в одной среде. Приходит домой, садится за любимый комп. Там всё по-другому! И такая жизнь в виртуальном мире ему нравится. Просиживая за компьютером часами, ребёнок скоро перестаёт реагировать на то, что происходит наяву, зато приобретает психосоматические заболевания, связанные с расстройством работы какого-то органа. Кроме того, развивается гиподинамия, может даже появиться энурез (недержание мочи). Ко мне на приём приводили детей, психика которых была настолько нарушена, что приходилось либо вообще компьютер из дома убирать, либо ограничить времяпрепровождение за ним до минимума. И ребята постепенно возвращались к нормальным отношениям со сверстниками, раскрепощались. Правильно поступают те родители, которые, ограничив компьютерное время ребёнка, записывают его в спортивную секцию. Так зависимость проходит быстрее.

Во времена моего детства главными занятиями были уличные игры, когда мы много бегали, много общались друг с другом, нас трудно было загнать домой, потому что нам было интересно вместе. А сейчас даже летом дети сидят за компьютером, лишая себя радости движения, воздуха, солнца. Долгое сидение за ПК – огромный стресс для детского организма. Он приводит к печальным последствиям, которые могут проявиться не сразу, а во взрослом возрасте. И тогда, поняв, что с ним происходит что-то неладное, человек сам приходит к доктору. Вот тут-то и выясняется, что в детстве он много времени проводил за компьютером. Поэтому, уважаемые родители, будьте внимательны к детям, чтобы как можно раньше заметить развитие заболевания и избежать впоследствии упрёков, что, мол, не оттащили, не пресекли увлечение, не уберегли. Подумайте, вам это надо?

Алексей Агалаков, психиатр ЦРБ


Посадил за ПК и спокоен

Именно такова позиция многих родителей в общении с детьми. К сожалению, до сознания многих родителей с трудом доходят многие очевидные истины, которые даже не подлежат обсуждению. Например, об ограничении доступа детей в Интернет.
Если ребёнок ежедневно часами гуляет по просторам Интернета, пора бить тревогу и решать большую проблему. А о том, что всё гораздо серьёзнее, чем мы представляем, можно понять из беседы с преподавателем информатики и биологии школы № 12 Ильёй Шемяковым:

– Плохо то, что большинство родителей не понимают, какой вред причиняет ребёнку многочасовое сидение перед компьютером. Уже утром вижу, кто и сколько времени провёл в ночных бдениях. Одни откровенно спят весь первый урок, не бужу, пусть отдох-нут. Другие какое-то время борются со сном, потом сдаются, ведь они просиживают в социальных сетях и за играми по пять-шесть часов! Какие тут уроки, какое домашнее задание! Если учащийся пропустил школу из-за болезни, он ни за какие коврижки не будет спрашивать у своих одноклассников о том, что задано на дом, лучше скажет: «Я болел и не сделал задание». «А мы с вами в каменном веке живём? Без телефонов и электронной почты?» – спрашиваю. В ответ лишь молчание или сопение. Им не хочется делать уроки. А что родители? Позиция многих такова: «Мы отдали чадо вам в школу, вот вы и воспитывайте». Более того: одни родители покупают компьютер для того, чтоб чадо не мешало. Как хорошо: и дома, и тихо сидит, и не мешает, и постоянно пред очами родительскими. Дети всегда быстрее осваивают новую информацию, новые технологии. Им претят нравоучения родителей, им кажется, что «предки» дремучие и невежественные. Надо разубедить их в этом и пойти на компьютерные курсы, или вместе с сыном, дочерью смотреть те сайты и программы, в которых есть зерно знаний, интереса.

В подростковом возрасте проявляется бурный интерес к играм, к общению «ВКонтакте», и полное безразличие к знаниям. Конечно, не у всех. Хорошистам и отличникам некогда ни сидеть «ВКонтакте», ни гулять по просторам Интернета. У них кружки, спортивные секции, художественная и музыкальная школы… Такие дети, став взрослее, вправе благодарить родителей за то, что вовремя отвлекли от вредной привычки.
К 9-му, 10-му классу учащиеся

сами начинают понимать, что знаний-то у них нет, а потому многие и не претендуют на обучение в вузе, ибо ЕГЭ им не сдать. А просидеть просто так в старших классах и выйти со справкой не хочется никому. Из трёх девятых классов в школе едва набирается один десятый, всё по той же причине.

Мы, учителя, делаем всё от нас зависящее, чтобы убедить и ту, и другую сторону в пагубности бездумного сидения за компьютером. Слышат немногие.
Время нашей беседы истекло и в дверь начали заглядывать любопытные шестиклассники: «Кто это там с нашим Ильёй Борисовичем разговаривает?»

Когда ребята расселись по местам, я провела блиц-опрос:
– Ребята, сколько времени вы проводите за компьютером дома?
– Пять часов!
– А я шесть.
– В выходные могу до утра просидеть.
– Час или даже два.
– Хотелось бы больше, чем три часа, но родители не разрешают.
– А уроки вы успеваете делать? И какие отметки получаете?
– Разные…

Тут вступает Илья Борисович и поясняет, что оценки обратно пропорциональны времени, проведённому в Интернете: чем больше за компьютером, тем ниже отметки.
– Так чем вы заняты, сидя за компьютером?
– Играем.
– «ВКонтакте».
– В «Одноклассниках».
– В Википедии.
– А кто заходит на образовательные сайты?
– Ну, там скука! Неинтересно!
– Наш Илья Борисович интереснее рассказывает!
– Он много знает.
– Кем вы хотите стать?

Как оказалось, профессии выбирают по тому, что привлекает: юристы, прокурор, футболисты, экономисты. На вопрос, хватит ли здоровья, уверенно отвечали, что хватит. Конечно, разве думаешь о здоровье в 12-13 лет? Это должно быть заботой родителей.
Потом мы ещё немного поговорили о том, для чего они ходят в школу, из чего вдруг выяснилось, что больше всех из педагогов их любят Илья Борисович и учитель математики. «А может, не за что?» «Мы хорошие! Любит же Илья Борисович!»

Такой вот получился поучительный разговор.
Елена Липатова.

ОТ пользы ДО вреда – один шагО компьютерных технологиях на уроке и дома
В настоящее время информационные коммуникативные технологии используются учителями на всех уроках. Преподаватель истории школы №11 Наталья Зверева одной из первых в городе начала применять компьютер как средство активизации познавательной деятельности детей:

– Компьютер я чаще всего использовала в качестве аудиовизуального ряда при объяснении темы урока. Детям очень важен зрительный ряд. У них сильно развито эмоциональное восприятие, поэтому им легче усваивать то, что видят. В силу этого компьютер применяю как средство презентаций, которые сопровождают тему урока для всех курсов. Он даёт возможность использовать и другие обучающие программы и диски.
Относительно дисков следует оговориться, что дети разные и по-разному воспринимают голос диктора, интонацию, даже паузы. Потому диски использую лишь в качестве фрагментов.
Дети любят презентации. Я применяю их и для объяснения новой темы, и для повторения и закрепления. Презентации меняю каждый год. Но у нас, учителей истории, большие претензии к учебному плану. Почему, например, на историю выделен всего один час в неделю? Этого мало! А потому задача педагога сейчас состоит в том, чтобы научить находить информацию и уметь ею пользоваться. Вот тут-то и выручает друг-компьютер.
Учащимся нравится составлять презентации и они с удовольствием занимаются этим дома. На уроке обсуждаем всем классом, что удалось, а что надо исправить.
С появлением в кабинете интерактивной доски урок стал более насыщенным. Всего-то два месяца, а пятиклассники просто не мыслят урок без неё. Учащиеся могут теперь работать по специальным программам, выполняя задания на доске.
Как использовать компьютер дома, рассказываем и на уроках, и на родительских собраниях. Тут уже важны родительский авторитет и контроль. Нельзя делать компьютер средством наказания, а надо убедить, чем опасно его бессистемное и бездумное использование. Есть время, сходите в библиотеку, возьмите книгу, вчитайтесь в строки русской классики, порадуйтесь красоте языка. Дети всех возрастов сейчас плохо говорят, не умеют сформулировать мысль, не могут рассуждать. И это всё оборотная сторона информационных технологий. Выходить из ситуации надо всем миром: чиновникам, учителям, родителям, детям.
Елена Оленина. Фото Ольги Поповой


ОТ пользы ДО вреда – один шагЧего только в Сети не найдёшь! И чего лучше там не найти ребёнку…
Ещё в начале октября нижегородская благотворительная общественная организация «Забота» привезла в Выксу сразу несколько проектов на тему «Развитие информационной культуры и информационной безопасности среди детей, их родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений». «Погремушка & iPad и безопасный Интернет», «IT-десант», специальные мастер-классы для детей и родителей. Состоялся также «круглый стол» «Дети в Интернете» с участием специалистов, педагогов, представителей власти и общественности. И о нём – подробнее.
На «круглом столе» были подняты вопросы угрозы информационно-психологической безопасности детей в сети, законодательства, регулирующего данную сферу, информационной культуры. Тема оказалась из тех, что на злобу дня. Обсуждали её бурно. Многие участники мероприятия высказывали своё мнение и видение ситуации прежде всего не как представители конкретных структур и организаций, а как родители, уже столкнувшиеся с проблемой безопасности своего чада на просторах Интернета.
Возможно, и вам пригодятся несколько советов, озвученных во время мероприятия.

Если есть возможность, пусть у ребёнка будет свой собственный (отдельный от взрослых) компьютер. Он станет «детским» со всеми вытекающими специальными программами, установленными на нём по вашему выбору.

Можно установить детский браузер, который будет допускать ребёнка только к безопасным для него сайтам. Обязательно должна быть антивирусная программа.

Сделайте упор на интересные обучающие и развивающие компьютерные игры. Выберите из всего многообразия те, которые будут интересны именно вашему ребёнку (по возрасту и характеру). Пусть он играет на ПК, но в то, что полезно.

Ограничивайте время сидения за компьютером.Проводите больше времени с ребёнком, занимайтесь им. Создайте все условия для того, чтобы в реальной жизни ему было куда веселее и интереснее, чем в виртуальной:

– совместные вечера,
– праздники для него и друзей,
– кружки и секции, чтение книг,
– прогулки по лесу.

Обсуждайте сеансы в Сети с ребёнком.

При необходимости можно обратиться в специальные центры безопасного Интернета (например, www.saferunet.ru) за консультацией специалистов.
Настаивайте на том, чтобы дети не разглашали своей личной информации в сети, в том числе при общении со знакомыми лишь по интернет-переписке.

Кстати, на «круглом столе» были озвучены итоги проведённого в области анкетирования родителей – об их отношении к возможным угрозам для детей в Интернете. Выяснилось, что большинство действительно обеспокоены данным вопросом, однако не считают необходимым обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста навыкам безопасного поведения в сети. Это – просто информация к сведению. Понятно, что у каждого своё мнение, а главное – в понимании, что проблема на сегодняшний день есть. И в разных семьях она решается по-разному. Но если вам хочется узнать больше о проектах «Заботы», то советую посетить официальный сайт организации: zabota.nnov.ru.

Всё-таки сегодняшние родители и педагоги, воспитатели порой заметно отстают в вопросах освоения компьютерных технологий и интернет-пространства. Для них, рождённых в эпоху кассет с магнитными лентами и печатных машинок, всё это может по-прежнему ощущаться новинкой, чем-то непривычным. А как контролировать процесс изучения того, в чём плохо разбираешься? Поэтому иногда помощь ради безопасного для детей Интернета нужна самим взрослым. На это тоже стоит обратить внимание.

Ксения Абдулхакова. Фото из открытых интернет-источников