Необычным было всё: от атмосферы музея и его экспонатов до просмотра фильма о каскаде Выксунских прудов, на воде которых работали баташевско-шепелевские заводы. Это был первый пробный урок большого образовательного проекта.
Что за проект?
«Учебный день в музее» – проект департаментов образования и науки, культуры Москвы, который тиражирует в Выксе благотворительный фонд «ОМК-Участие» при поддержке ВМЗ и администрации городского округа в сотрудничестве с государственным музеем-заповедником «Царицыно». Благодаря ему учителя имеют уникальную возможность самостоятельно проводить занятия в музейном пространстве, на производственных площадках металлургического завода.
Педагоги используют методические материалы, отвечающие требованиям школьной программы. К их разработке привлекаются эксперты музея-заповедника «Царицыно», специалисты учебного центра ВМЗ, музея истории завода, инженерно-технологического центра, центральной заводской лаборатории и комплекса Стан-5000. На данный момент его участниками стали учителя из 11 школ округа, которые представили 22 проекта будущих занятий.
Вот что рассказала выксунский куратор Ирина Скобелева:
– В Москве с 2016 года действует проект «Учебный день в музее», направленный на использование социокультурного пространства города в образовательных целях. Он ставит и решает несколько важных задач.
Во-первых, вовлечь ребят в процесс обучения нестандартными методами с помощью таких пространств, как музеи и даже торговые центры, что позволит донести учебный материал в лёгкой форме.
Во-вторых, поможет формировать межпредметные связи. Например, если урок проходит на заводе и речь идёт о физике и математике, то ученик начинает сознавать, как всё в этом мире взаимосвязано.
И в-третьих, повысит вовлечённость детей в жизнь города, когда они будут выходить в различные пространства и поймут, сколько возможностей есть в родном городе.
Кстати, «ОМК-Учас-тие» много делает для развития Выксы, для того, чтобы она была привлекательной для туристов. Выкса – город особенный: здесь есть старейший завод с уникальной историей и не менее уникальным современным производством; есть музей этого предприятия. Когда мы познакомились с московским проектом, то поняли, что сможем сделать это и у нас. Мы планируем задействовать несколько пространств, и музей – одна из главных площадок.
Прошло уже несколько пилотных уроков. Отличие от московских в том, что у нас развит промышленный туризм на ВМЗ, и мы используем эту форму для знакомства детей с заводом. Мы хотим, чтобы дети увидели, насколько это высокотехнологичное производство, и приходили сюда работать в качестве рабочих, инженеров и высококлассных специалистов.
Что думают по этому поводу педагоги?
А они – за! Сегодня из 20 школ округа 11 уже заявили о своём участии в проекте. Более 44 учителей захотели работать в нём.
Как отметила начальник управления образования Наталья Илюшкова, проект объединяет всех – от сотрудников предприятия до школьников, и это не только расширение знаний по предмету, но и большая профориентационная работа.
Нас поддержал не только металлургический завод, но и филиал НИТУ МИСиС.
Музей как воспитатель и учитель
Директор музея АО «ВМЗ» Наталья Голубева:
– Мы рады принимать в залах нашего музея школьников. Давней мечтой была реализация проекта на основе уроков Михаила Казинника – абонемент «Музейных открытий» и проводить занятия здесь вместе с учителями. Однако тяжело было сделать это без поддержки.
И вот сейчас мечта исполнилась. При поддержке управления образования и БФ «ОМК-Участие» проект обрёл масштаб и значимость.
Как хранитель фондов я рада, что экспонаты теперь не просто будут лежать в витринах, а сослужат добрую службу нашим детям в их познании мира, родного города и завода.
Мнением поделился заместитель заведующего музейно-образовательных программ и экскурсионного обслуживания Государственного музея-заповед-ника «Царицыно» Дмитрий Стальной:
– Когда мне предложили участвовать в этом проекте, я подумал, что у меня появилась удивительная возможность использовать нестандартную для такого формата площадку, как завод.
Мне с коллегами стало интересно вписать это пространство в учебный день, при этом учитывая все ограничения и сложности.
Благодаря патриотическому сообществу вашего города, мы справились с этой задачей, и тот результат, который мы получили уже через три месяца, увлечённость ребят, которые пришли на наши пилотные уроки, говорят о том, что такой формат проведения занятий эффективен.
…Пока мы беседовали с кураторами, ребята с интересом рассматривали экспонаты, пытались понять, какие механизмы приводят в движение поток воды на плотине Верхнего пруда.
Учащиеся познакомились с действующими моделями механической мастерской по обработке металла и дерева
Ребята смотрят фильм о выксунской гидросистеме, снятый молодёжным информационным центром
Фото автора