По русски, порусски или ПО-РУССКИ?

visibility
Запоминайте, как писать не нужно! Уж замуж невтерпёж «Запоминалки» для некоторых правил русского языка А как звучит?! Этот сложный русский язык «Я всё прослушал». Как толковать эту фразу? Улыбнёмся Проверь себя, всё ли ты знаешь?

Если про английский язык говорят «Пишем Ливерпуль, читаем Манчестер», то про сложности русского языка ёмко написал Борис Акунин: «О великий и могучий, сам чёрт в тебе ногу сломит». И если изъясняться на русском у каждого из нас худо-бедно получается, то писать… В преддверии Международного дня родного языка, который отмечается 21 февраля, мы обратились к сети Интернет.

И не для того, чтобы посмотреть на самые распространённые ошибки (все мы их делаем), а чтобы найти советы, как легче и веселее выучить правила нашего Великого, Могучего и Богатого. Пусть с одной стороны Всемирная паутина и является площадкой, где многие пишут так, как им подсказывает правое предсердие или левая пятка, с другой – это ресурс, где можно найти огромный объём полезной информации в свободном доступе.

 

В открытой группе «Знаете ли вы» ВКонтакте недавно были размещены «44 правила, по которым выучить грамматику проще простого!». В этих предложениях формулировки простейших правил, но с «подковыркой». Автор сразу же приводит пример их несоблюдения. Предлагаем вам поправить их так, как считаете верным. Первый, кто принесёт свой вариант в редакцию «ВР», получит приз!

 

 

По русски, порусски или ПО-РУССКИ?

Казалось бы – выучи правила и пиши спокойно. Но нет… нужно знать исключения из правил. Многими поколениями советских и российских школьников, педагогов были выработаны наиболее простые для запоминания формулировки исключений.

*Правило: «После ц в корне пишется и: цианистый, цибик, цивилизация» – Запоминаем исключения: «Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц!»

* Правило: «В личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени у глаголов I спряжения пишутся гласные е, у (ю): имеешь, имеет, имеем, имеете, имеют; у глаголов II спряжения – и, а (я): смотришь, смотрит, смотрим, смотрите, смотрят».

Исключение: «К I спряжению относятся два глагола на ить: брить, стелить. Ко II спряжению относятся семь глаголов на -еть, и четыре на –ать:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть;
И обидеть, и терпеть;
И зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья:
Их на «е» спрягать нельзя!»

* Правило: «В прилагательных с суффиксами ан, ян пишется одно н»

Исключения:

«Вот солдатик оловянный
Взял топорик деревянный
И построил дом стеклянный,
В нём ни потолка, ни стен,
И живут две буквы «н».

 

По русски, порусски или ПО-РУССКИ?

Количество «С» в слове «искусство» и их место:

Коль есть к искусству интерес —
То научись писать в нём «С».
На первом месте «С» одно,
Про это знают все давно.
А ежели второе,
То «С» уже двойное.

«Расчёт» и «рассчитать»:

В трудном слове «рассчитать»
Будем мы две «С» писать.
А в «расчётливый», «расчёт»
Пишем только корень «чёт».

«Т» в сложных корнях:

И ужаСНо, и опаСНо
Букву «Т» писать напраСНо!
Но извесТно, как прелесТно
Букву «Т» писать умесТно!

По русски, порусски или ПО-РУССКИ?

Чередование в корне «тир» и «тер»:

Если после корня – «А»,
В корне «И» пиши всегда.
Вот пример, запоминай:
– Ноги вытЕр? ВытИрай!

 

В устной речи мы сталкиваемся с другими трудностями. Например, как правильно поставить ударение.

Срубили ель, сорвали щавЕль.

***

ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.

***

По русски, порусски или ПО-РУССКИ?Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!

***

Долго ели тОрты –
Не налезли шорты!

***

ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог:
ЗвонИт и говорИт.

 

Задело – за дело.
И дико мне – иди ко мне.
Покалечилась – пока лечилась.
Мы женаты – мы же на ты.
Ты жеребёнок – ты же ребёнок.
Несуразные вещи – несу разные вещи.
Ему же надо будет – ему жена добудет.
Надо ж дать – надо ждать.

 

На сайте «Музей фактов» (http://muzey-factov.ru) собрали интересные факты о русском языке. Выбрали особенно нам запомнившиеся.

По русски, порусски или ПО-РУССКИ?* Энантиосемия – это термин для обозначения ситуации, когда одно слово имеет два противоположных значения. Например, во фразе «прослушать лекцию» глагол «прослушать» можно понять как «воспринять», так и «отвлечься и не услышать». Существует и межъязыковая энантиосемия, которая довольно часто проявляется в славянских языках. Польское uroda означает «красота», woń – «запах, аромат», zapominać – «забывать»; в переводе с чешского čerstvý значит «свежий», potraviny – «продукты», ovoce – «фрукты», pozor! – «внимание!», úžasný – «восхитительный»; сербское «вредност» переводится как «ценность», а «понос» – «гордость».

* Слова «ракета» и «ракетка» этимологически никак не связаны. «Ракета» появилась в русском языке при Петре I из немецкого, а в немецком, в свою очередь, от итальянского «rоссhеttа», что означает «веретено». Это объясняется тем, что ракеты-шутихи напоминали веретено внешним видом. А вот «ракетка» пришла из французского языка, где была позаимствована от арабского «rāħat» – «ладонь».

* Популярное выражение «вернуться в родные пенаты», означающее возвращение в свой дом, к домашнему очагу, правильнее произносить по-другому: «вернуться к родным пенатам». Дело в том, что Пенаты – это римские боги-хранители домашнего очага, и каждая семья обычно имела изображения двух Пенатов рядом с очагом.

По русски, порусски или ПО-РУССКИ?

* В древнерусском алфавите буква Х называлась «хер». Отсюда произошло слово «похерить» в значении «перечеркнуть что-то на бумаге крестом». И лишь впоследствии это слово приобрело современное значение: «испортить», «потерять».

* Слово «зонтик» появилось в русском языке из голландского именно в таком виде. Уже потом оно было воспринято в народе как уменьшительно-ласкательное, и для больших зонтиков стали употреблять слово «зонт».

 

Русский язык хорош тем, что он заставляет нас улыбаться и предоставляет обширнейший простор для творчества, в том числе сетевого.

 

 

По русски, порусски или ПО-РУССКИ?Правила, заученные в школе, могут забываться, да и не всё о своём родном языке мы успеваем узнать за каких-то 11 лет – учить его можно всю жизнь. Мы регулярно сталкиваемся со словами, значения которых нам неизвестны, с ситуациями, когда написание того или иного сложного слова, предложения вызывает затруднение. С большой буквы или с маленькой? Две буквы «н» или одна? Ставить запятую или нет?

Самый простой совет такой: если не знаешь, как написать фразу, попытайся заменить её другой, близкой по смыслу. Вот только это – выход не из всех положений. Лучшими помощниками вам станут всевозможные словари и учебники русского языка. Достоинство нашего продвинутого века в том, что сегодня книги не обязательно держать на столе (место нужно много), литературу можно найти в Интернете. Будем учиться!

 

 

Оксана Русова. Использованы материалы http://www.nsu.ru, http://russkiy-na-5.ru, http://pomnupi.ru, http://www.babyblog.ru.
Фото и рисунки из открытых интернет-источников