Система профтехобразования по-прежнему является основной кузницей трудовых резервов нашей страны, успешно и стремительно развиваясь в условиях модернизации современной промышленности. Ежегодно профессиональные образовательные учреждения открывают новые специальности на основе запросов современного производства.
Рождённый в 1920-х
Официальная дата рождения профтеха – 1940 год. Тогда был принят Указ «О государственных резервах СССР», который установил организационные формы профподготовки рабочих. Однако в Выксе система профобразования возникла гораздо раньше. После революции у нас остро ощущалась нехватка рабочих кадров. Именно по-этому уже в 1921 году при Верхне-Выксунском металлургическом заводе в рабочем посёлке Виля создали первое фабрично-заводское училище. В ФЗУ было три группы: слесари, токари, кузнецы. Теоретическую подготовку преподавали в Баташевском доме, а мастерские были при заводе. Заведовал ФЗУ Марков. Мастеров-инструкторов набирали из лучших рабочих. Именно это училище стало началом истории Выксунского металлургического колледжа, который в 2021 году отметит свой 100-летний юбилей.
В музее ВМК бережно хранятся редкие фотографии тех лет. На снимке – один из первых выпусков ФЗУ: молодые, полудетские лица с серьёзным, сосредоточенным выражением. Учиться в ФЗУ было престижно, но и требования к дисциплине и порядку были высокие. После окончания учащиеся получали 5-7 разряд, и это было большим стимулом.
В 1928 году открыли ещё одно ФЗУ на базе мастерских Шиморского судоремонтного завода. Временно оно находилось в приспособленных помещениях, а в 1932 году для него построили новое здание.
Когда в 1930 году началось строительство завода ДРО, то с целью подготовки для него рабочих кадров на базе помещения бывшего монастыря открыли ФЗУ-2. Одновременно с подготовкой станочников, кузнецов, слесарей здесь готовили и группу строителей, которая создавалась для возведения учебных мастерских.
Так зарождалась городская система профтехобразования. Однако бурно развивающееся народное хозяйство, особенно промышленность, требовало значительного роста численности рабочих кадров. Школы ФЗУ уже не удовлетворяли потребности производства. Передовая по тем временам техника и технологии нуждались не просто в рабочей силе, а в квалифицированных кадрах. Поэтому 2 октября 1940 года и был издан указ «О государственных резервах СССР», который установил организационные формы подготовки молодых рабочих. Учреждались РУ – ремесленные училища начального профессионального образования: они готовили шахтёров и горняков, металлургов, помощников машинистов паровозов и слесарей по ремонту подвижного состава. Кроме того, при заводах и фабриках были открыты школы ФЗО (фабрично-заводского обучения), где в сжатые сроки готовили молодых рабочих для цехов и производства.
В связи с Указом школа ФЗУ при металлургическом заводе была переименована в ремесленное училище №15. Его директором стал Евгений Константинович Тагунов. В училище принимали молодёжь 12-15 лет
с образованием не ниже 4-х классов, срок обучения 2 года. Сюда поступали юноши и девушки не только из города и района, но и из области. Число учащихся для того времени было достаточно велико – до 680 человек.
Для нормальной учёбы создали все условия: форменное обмундирование, бесплатное трёхразовое питание, общежитие. Училище готовило подручных сталеваров, вальцовщиков, кузнецов, помощников машинистов локомотива, токарей, слесарей, электриков и т.п.
1940 год. РУМ-15. Внешний вид училища
Заменили взрослых в 40-х
…В суровом 1941 году учебно-производственные базы ремесленных училищ переориентировали на необходимую для фронта продукцию. Учащиеся заняли штатные рабочие места в цехах завода, заменяя взрослых, ушедших на фронт. И ничего – выдерживали смену! В 1941-1942 годах в училище поступали ребята из блокадного Ленинграда, Белоруссии – отовсюду. У большинства из них не осталось родных. Они чувствовали себя взрослыми, серьёзными. Учились старательно, но души их надо было отогревать… Педагоги и мастера производственного обучения в тот период получили уникальный педагогический опыт, который позволил в тяжёлые послевоенные годы создать при училище особый тип учебного заведения профтехобразования – интернат с 12-летним сроком обучения для детей-сирот, оставшихся без родителей после Великой Отечественной войны. На педагогов, мастеров, администрацию ложилась большая ответственность – воспитывать детей так, чтобы они могли преодолеть горечь утраты самых дорогих и близких людей. С 1964 года интернат был преобразован в ГПТУ-2 и вновь стал готовить рабочих для предприятий чёрной металлургии и машиностроения.
Личности в истории профтеха
На протяжении всей истории Выксунский металлургический колледж благодаря энтузиазму легендарных личностей, возглавлявших его в разные периоды, шёл в ногу со временем, развивался и совершенствовался. Такой была Лидия Ивановна Подберезская. При ней создавался интернат при ТУ-2, открывались специальности для юношей и девушек, окончивших 10 классов. Тогда же в числе первых в области осуществили переход на трёхлетний срок обучения в связи с введением всеобщего среднего образования. Под руководством Дмитрия Павловича Игошина учебное заведение завоевало звание «Лучшее училище металлургов», а в 2001 году получило впервые почётный Штандарт губернатора. Это были люди, чей энтузиазм и огромная самоотдача оказали большое влияние на развитие не только Выксунского металлургического колледжа, но и всей городской системы профтехобразования.
В связи с этим нельзя не вспомнить легендарного директора ПТУ № 57 Петра Павловича Стрижёва, участника Великой Отечественной войны, прошедшего славный путь от мастера производственного обучения в РУ №18 до директора ПТУ №57, под чьим руководством был построен комплекс профессионально-технического училища на 800 мест. Сегодня мы вспоминаем и бывшего директора Выксунского индустриального техникума Алексея Сергеевича Шигарова, проработавшего на этом посту 30 лет и отдавшего все силы и душу становлению и развитию профтехобразования.
1950 год. Коллектив сотрудников Выксунского профессионального техникума
1970 год. Урок математики ведёт преподаватель Станислав Степанович Зубанов
Ныне ВМК носит славное имя Александра Александровича Козерадского – человека, который на протяжении 30 лет руководил Выксунским металлургическим техникумом и внёс огромный вклад в его развитие, увеличив численность обучающихся от 500 до 1,5 тысяч человек. Александр Александрович мечтал об интеграции городской системы профтехобразования, создании многоуровневого профессионального образовательного учреждения, которое объединяло бы учреждения начального, средне-специального и высшего технического образования. Это позволило бы талантливой молодёжи города и района получать непрерывное профессиональное развитие.
Современный Выксунский металлургический колледж – это многофункциональный центр прикладных квалификаций на базе 78 программ профессионального обучения, отвечающих требованиям современного производства. Его успешное развитие и лидирующее положение в системе регионального и общероссийского профессионального образования стало возможным благодаря инновационной модернизации всего образовательного процесса под руководством талантливого человека и дальновидного руководителя Лидии Шахназаровой. Проявляя стратегическое чутьё и перспективный взгляд на развитие профессионального образования, Лидия Фёдоровна мобилизовала педагогический коллектив на полномасштабную модернизацию материально-технической и методический базы образовательного учреждения. Это позволило колледжу стать победителем национального проекта «Образование», площадкой региональных и национальных чемпионатов WordSkills, а также для демоэкзаменов по специальностям современного производства.
Идеи и мечты Александра Александровича Козерадского оказались особенно актуальны в наше время, когда высокотехнологичное профессиональное образование, как и всё современное производство, потребовало больших капиталовложений и модернизации материально-технической базы.
2019 год. Современные классы оснащены по последнему слову техники
Время создаёт новые вызовы и открывает новые перспективы в развитии профессионально-технического образования. Одной из них стала интеграция близких по профилю и территориальному положению профессиональных образовательных учреждений в единый
многопрофильный, многоуровневый и многофункциональный комплекс в области машиностроения, металлургии, судостроения и железнодорожного транспорта для подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.
Новое время – новые достижения
Реорганизация системы профтехобразования через объединение Выксунского металлургического колледжа им. А. А. Козерадского, Выксунского индустриального техникума и Навашинского политехнического техникума не является механическим слиянием под единым руководством. Необходима такая перестройка, которая позволила бы сохранить уникальные традиции и опыт каждого образовательного учреждения и создать условия для перехода на новые методы и формы обучения в соответствии с запросами высокотехнологичного производства.
Таким образом, к 80-летию профтехобразования, Выксунский металлургический колледж подошёл в новом статусе профессионально-технического комплекса, состоящего из четырёх подразделений. Руководителя колледжа Лидию Шахназарову и педагогический коллектив ожидает непростая, но интересная задача его становления и развития. Думается, что оно будет успешным и позволит колледжу по-прежнему оставаться лидером национальной системы профтехобразования.
2020 год. Занятия в группе автоматизации
Лидия Шахназарова, директор ВМК им. А. А. Козерадского:
– Выксунский металлургический колледж – одно из ведущих учебных заведений региона, обладатель трёх Штандартов губернатора Нижегородской области.
Это многопрофильная образовательная организация подготовки специалистов для ведущих отраслей промышленности региона: машиностроения, металлургии и социальной сферы – работающая в режиме инновационной деятельности. Здесь обучается 2200 студентов.
В учреждении большое внимание уделяется открытию широких возможностей для молодёжи города и региона. Ежегодно появляются новые специальности, которые отвечают растущим запросам города и градообразующих предприятий, такие как мехатроника и мобильная робототехника, аддитивные технологии, полимеханика, промышленная автоматика.
Главный бизнес-партнёр колледжа – Выксунский металлургический завод, с которым выстроена тесная взаимосвязь. Под заказ предприятия реализуются короткие программы, позволяющие удовлетворить кадровые потребности.
Огромное значение придаём воспитанию гармоничной личности, сочетающей в себе владение профессиональными компетенциями с высоким уровнем нравственного сознания.
Сегодня выпускник колледжа должен быть не просто компетентным профессионалом, но интеллектуалом, ориентирующимся в цифровой среде.
Василий Фёдоров. Фото из архива ВМК