Проще откупиться, нежели воспитывать

visibility
Может быть, кому-то это покажется диким утверждением, но у нас, педагогов, создаётся впечатление, что родителям некогда воспитывать ребёнка. Начинаешь интересоваться, почему дочь или сын при-шли с невыученным уроком, делают большие...

Может быть, кому-то это покажется диким утверждением, но у нас, педагогов, создаётся впечатление, что родителям некогда воспитывать ребёнка. Начинаешь интересоваться, почему дочь или сын при-шли с невыученным уроком, делают большие глаза и говорят: «Мы вам отдали наших детей, вот и учите!» Но, дорогие мои! Дальше будет ещё труднее! С введением новых образовательных стандартов учитель будет давать учащимся на уроке лишь несколько ориентиров по теме, а логические выводы они должны сделать сами. И при подготовке домашнего задания помощь родителей необходима. Нынешним мамам и папам легче затратить деньги на репетитора, нежели самим сесть рядом и вникнуть в суть предмета. Нет, нет, разговор идёт не о старшеклассниках, а о детях начального звена! А вот за то, что новые образовательные стандарты усложнились, «благодарите» чиновников министерства образования России, педагоги только исполнители.

Ещё факт. Родители нынче с ног сбиваются, занимаясь зарабатыванием денег. Приходят домой, естественно, усталые, им не до детей. У них не хватает сил даже на то, чтоб хоть краем глаза заглянуть в дневник, куда уж тут выслушать ребёнка, что произошло в школе и как «сегодня Ванька пальнул хлопушкой, а Марьванна закричала так, будто её режут». «Ой, слушай, отстань, я так устал (устала), иди поиграй в свои «стрелялки» на компе, а я отдохну». Или: «Я устала, ступай погуляй («сходи к Петьке, у него поиграйте»). Таких отговорок и посылок – «пойди туда, не знаю куда, только не приставай» – родители могут придумать очень много! Дети сегодня испытывают острый дефицит не только любви, но и внимания, ласки, доброты со стороны родителей. Некоторые мамы открыто заявляют, что они кормят, одевают ребёнка, а остальные вопросы решайте вы, учителя. Ребёнок, лишённый ласки в семье, пойдёт искать её в другом месте. Это во-первых. А во-вторых, в старости он будет так же холоден и даже жесток в отношении к пожилым и больным родителям, ибо он не знает других отношений. Так кого вы растите, дорогие? Кого воспитываете?

Другой аспект. Учителя и классные руководители сегодня много рассказывают родителям об их правах и обязанностях. Но почему-то те помнят только то, что «они имеют право», забывая об обязанностях. …Сын не ходит в школу неделю, а мамаша – ни сном, ни духом об этом не знает. Когда же об этом классный руководитель сообщает ей, то реакция мамы такова, что, мол, ах он неблагодарный, я ему компьютер купила, куртку новую, ботинки, а он…

«Да лучше б вы с ним на каток сходили или в кино!» У мамы слёзы моментально высыхают, и она недоумённо спрашивает: «А это при чём? Я работаю как лошадь, мне вздохнуть некогда!» Вот тут – стоп! И мы вновь начинаем «разговор про белого бычка». Про то, что главная родительская обязанность – воспитание. Про то, что ребёнку важны любовь и внимание родителей, их понимание. Про то, что сын или дочь больше радуются тому, что вместе с родителями съездили на отдых, неважно куда – на море, за границу или просто на берег Оки, нежели очередной одёжке.

Хоть это и не совсем по теме, но меня всегда поражает детская преданность. Сколько за годы работы было неблагополучных семей, когда решался вопрос о том, что надо лишать родителей их прав, а ребёнка – в детский дом или социально-реабилитационный центр. Как сопротивляются маленькие существа, как защищают своих непутёвых папу или маму! Какие угрозы слышишь от них – «убегу»... Для ребёнка его мама самая лучшая! А что мама в ответ на такую любовь?

Каждый родитель должен понять одну простую истину: воспитывать детей мы должны вместе. Это не игра в одни ворота, а процесс совместный. Родители уважают учителей, доверяют им, а учителя – родителям. На первом месте – взаимопонимание учителей и родителей, поддержка друг друга, ведь дети у нас одни, и мы их любим не меньше, чем вы. Только в таком творческом и гармоничном союзе возможно воспитать достойного гражданина.

Наталья Синёва, завуч по учебно-воспитательной работе школы № 10