Школа: качество, престижность

visibility
Поскольку в образовании качество является принципиально важным аспектом, ведь от него зависит будущее страны и даже состояние экономики, то августовская учительская конференция как раз и посвящалась тому, как повысить его через профессиональную компетенцию педагогов.

Из каких компонентов складывается качество?

В докладе начальника управления образования Натальи Илюшковой были скрупулёзно проанализированы различные аспекты, помогающие решить эту задачу. И прежде всего – взаимодействие всех, кто причастен к процессу образования: от коммерческих структур, помощь которых требуется в оснащении школ новейшим оборудованием, до общественных организаций и социальных служб. Непременный атрибут образования – государственная аккредитация. Её в 2015-16 учебном году прошли ещё шесть школ, причём экспертная комиссия отметила оптимальный уровень подготовки к аккредитации, и теперь все они имеют полное право выдачи документов об образовании государственного образца. Показательными стали и министерские проверки 26 школ и дошкольных учреждений по соблюдению ими лицензионных требований, образовательных программ, порядка приёма воспитанников в детские сады. Только в трёх детских садах из 14-ти выявлены незначительные нарушения. 

ЕГЭ-2016В округе решена проблема доступности дошкольного образования, хотя всё ещё трудно «пристроить» в ясли малышей от полутора до трёх лет. Кстати, в этом году для детских садов приобрели компьютерное, игровое и уличное оборудование, мебель, методические пособия на 12 млн рублей. А разработанные в них программы (в соответствии с новыми ФГОСами) как раз и гарантируют качество воспитания и образования. Наравне с другими ребятишками в группах находятся и дети с ограниченными возможностями здоровья. Семьи, где воспитываются такие малыши, освобождены от родительской платы.

Нельзя добиться отличных результатов, если сам педагог застыл в развитии. Именно поэтому учителя постоянно совершенствуют своё мастерство, занимаясь в методических объединениях всех уровней. Однако и этого недостаточно. Как показали всероссийские проверочные работы по русскому языку, математике и по предмету «Окружающий мир» в 4-х классах, мы ещё не дотягиваем до областных показателей. 

Есть над чем работать: педагоги должны уяснить, что аттестация – серьёзный инструмент качественного образования. А вместе с тем сравнительный анализ со средне-областными показателями диктует, что в профессиональном росте педагога не бывает границ и нет переходов.  

Чего ждать от инклюзива? 

С 1 сентября этого года во всех школах вводится инклюзивное образование, а это значит, что вместе со здоровыми детьми будут обучаться и дети с особенностями здоровья. Ждать нужно только положительных результатов, потому что в нашем городе педагоги прошли курсовую подготовку под руководством специалистов центра «Развитие и коррекция» во главе с его директором Еленой Худенко. В процессе совместного обучения одни дети учатся милосердию, другие дотягиваются до нормы в развитии. Остаётся решить, как в дальнейшем обеспечить работой таких детей. 

Особенные, одарённые

Их год от года становится всё больше, о чём говорят проходящие городские слёты. На них дети не только защищают свои научно-исследовательские работы, но и встречаются с интересными людьми города, участвуют в мастер-классах, а лучшие педагоги открывают для них новые грани предметов школьной программы. Вопреки сложившемуся мнению, что ребят не интересует ничего, кроме компьютерных игр, интерес у них к научно-исследовательской деятельности растёт, а сами призёры продолжают побеждать уже в конкурсах и конференциях на более высоком уровне, их исследования публикуются в научных альманахах.

Одарённые дети успешно участвуют и во Всероссийской олимпиаде школьников. Лидерами этого движения стали гимназия №14, школы №3, 8, 9. Призёрами регионального этапа олимпиады этого года являются: Арина Сухова (школа №9, французский язык), Милена Гусева (гимназия №14, обществознание).

ЕГЭ как инструмент измерения качества

В июле прошла всероссийская конференция по оценке качества образования. На ней руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов отметил, что главное в проведении оценочных процедур при определении качества знаний учащихся – объективность. В этом отношении ЕГЭ и ОГЭ являются средством получения самой достоверной информации о качестве знаний учащихся. Методика их проведения уже отлажена. Четыре стобалльных результата по русскому языку – это итог налаженной системы подготовки к экзаменам.

IMG_1213.jpgКроме того, именно ЕГЭ заставил привести в соответствие и уровень минимальных требований к школьникам с учётом их  интеллектуальных способностей и реально достижимыми результатами. Для того чтобы каждый ученик нашёл себя, существуют профильные классы. О результативности формирования системы профилей говорит то, что средний тестовый балл у учащихся этих классов выше. Высокобалльные результаты (90-100 баллов) в школах: №8 – 44, №9 – 33, в гимназии – 22, что говорит и о качестве образования в данных школах.  Нельзя не согласиться с тем, что отличный результат на экзамене – это подтверждение высокой квалификации педагога. Таких надо знать в лицо и гордиться ими как героями. 

С другой стороны, низкие результаты по ЕГЭ и ОГЭ должны стать предметом обсуждения на заседаниях методических объединений и оказания помощи учителям, распространения положительного опыта подготовки выпускников к экзаменам. Необходимо продумать всю работу по качеству образования, чтобы повысить средний балл ЕГЭ. Жизнь показала, что в нынешнее время итоговая аттестация выпускников по результатам ЕГЭ является единственно жизнеспособным индикатором образования. Возможно, система ЕГЭ будет дополняться новыми схемами, введением по отдельным предметам устной части. И что особенно отрадно, как заявил министр образования области Сергей Наумов, уже ведётся разговор о том, что при поступлении в вузы будет возвращён такой оценочный момент, как средний балл аттестата.

Фото Ольги Поповой