Славянские корни, или Двоеверие среди нас

Чур меня, чур Сплюнь через левое плечо Постучи по дереву Хлеб да соль Не давай ничего через порог Присядь на дорожку

После принятия Владимиром крещения на Руси народное сознание, не разрушаясь, адаптировалось к церковности, преобразуя своё и церковное мировоззрение в двоеверие. Ведь не мог целый народ мгновенно отказаться от веры своих предков и моментально познать всю суть христианского учения.

И по сей день в нашей жизни есть элементы старой языческой веры, о которой мы даже не задумываемся и которую почти не замечаем.До сих пор мы читаем сказки о Бабе-Яге, печём блины на Масленицу, прыгаем через костры и ищем цветущий папоротник на Ивана Купалу, лечим разные болезни травами, пьём целебную воду из родников. В наших домах вместе с нами живут домовые, а в реках и озёрах плещутся водяные и русалки. Мы чтим наших предков и в день памяти оставляем им подношения, загадываем желание, сидя между тёзками, и плюём через левое плечо, встретив чёрную кошку. В данной статье расскажем о происхождении самых популярных народных традиций.

 

Чур является междометием во многих восточнославянских языках. Оно происходит от имени славянского бога родового очага Чура, оберегающего границы земельных владений. К нему обращались за помощью от всякой нечистой силы.

 

Славяне верили, что человека всегда сопровождают на правом плече ангел-хранитель, а на левом – чёрт. Поэтому запрещалось плевать через правое плечо, так как ангел-хранитель старается наставить человека на путь истинный и охранить от греха наносного. А чёрт постоянно искушает его, смущает соблазнами, толкает на грех, побуждает к злу. Поэтому чтобы ничего плохого не случалось, наши предки всегда плевали через левое плечо.

 

Корни этой традиции мы тоже находим в язычестве. Наши предки видели могущественных духов в каждом дереве. Первая версия заключается в том, что стук по дереву отпугнёт злых духов, которые всегда хотят напакостить, особенно тогда, когда есть чему завидовать.Согласно второй версии, молящиеся прикасались к дереву, чтобы попросить о чём-нибудь желанном живущего внутри духа. С веками религиозная составляющая была забыта, но ассоциация между стуком по дереву и удачей оказалась живучей.

 

Хлеб с солью очень ёмкий символ ещё со времён древних славян. Хлеб выражает пожелание благополучия и богатства, а вот соль играет роль оберега, защищающего от враждебных сил и злого влияния. В давние времена, например, специально приглашали колдуна, который брал из рук хозяйки хлеб и соль и, разламывая хлеб на кусочки и круто посыпая его солью, разбрасывал их по сторонам. Таким образом дом становился защищённым от злых сил.

 

Многие знают примету о том, что нельзя передавать никакие вещи через порог дома. В давние времена под порогом хранили прах умерших родных, которые оберегали дом. То есть порог был некой границей, разделяющей два мира и символизирующей отделение мира живых от мира мёртвых. Поэтому совершая какие-либо действия на пороге, жильцы дома могли потревожить своих предков, а это ни к чему хорошему не приводило.

С этим связана и другая примета. Если человек выходит из дома и вдруг понимает, что что-то забыл, то возвращаясь обратно, ослабляет свою духовную силу, и на пороге его могут поджидать духи предков, которые были потревожены напрасно. Поэтому перед повторным выходом смотрятся в зеркало, чтобы нейтрализовать негативное воздействие: отражённая стеклом духовная сила удвоится, и человеку ничего не будет угрожать.

 

Раньше люди верили, что дома живут духи. Если кто-то из домочадцев отправлялся в дорогу, они могли помешать ему в пути и попытаться вернуть его назад. Поэтому и садились на дорожку, чтобы сбить с толку домашних духов. Когда люди спокойно сидят и никуда не едут, духи теряют бдительность и отвлекаются. Поэтому путешественник мог смело отправляться в путь и не волноваться, что духи начнут его преследовать.

Значение этой и других примет мы уже забыли, но всё равно следуем им на всякий случай, чтобы ничего не случилось. Все приметы – это мудрость поколений, которые отличались наблюдательностью и желанием познать то, что непознаваемо наукой. Благодаря реальности двоеверия мы сохранили старинные традиции, знание предшествующих этапов и состояний отечественной духовности.

 

Светлана Скучилина. Фото из открытых интернет-источников

 

blog comments powered by Disqus