Творчески мыслящий учитель меняет систему образования

visibility
В Выксе таких уже десятки

Третий год преподаватели физики, химии, математики и информатики школ города и района обучаются на специальных семинарах.

Их проводят для них преподаватели Института неформального образования из Санкт-Петербурга. Благодаря поддержке фонда «ОМК-Участие» и управления образования округа наши педагоги смогли познакомиться с существующими инновациями в области преподавания точных наук. Открывая семинар, директор по персоналу ОАО «ВМЗ» Ришат Валитов особо подчеркнул, что ОМК вкладывает огромные инвестиции  в производство: на металлургическом заводе самые передовые технологии не только в стране, но и в мире. Новое производство требует специалистов, которые неординарно мыслят, самостоятельно принимают решения и не боятся идти наперекор общепринятым стандартам. Таких инженеров могут подготовить только творчески мыслящие учителя, умеющие зажечь передовыми идеями своих учеников. 

В этом году ведущими тренерами были Дмитрий и Наталья Зицер. Дима – уникальный человек. В нём счастливо сочетаются темперамент артиста и дар педагога-новатора. Автор и ведущий многих программ и проектов, таких как «Спецкурс по практической педагогике» (программа создана по заказу Государственного Санкт-Петербургского университета), автор школы неформального образования в Санкт-Петербурге, а с 2005 года – директор Института неформального образования. Наташа – сотрудник этого же института, автор методики педагогических проектов для школьников и студентов, родителей и детей. В соавторстве Дима и Наташа написали книгу «Практическая педагогика: азбука НО».

Два дня семинара пролетели стремительно. Тренинги и практические занятия, на которых учителя разрабатывали собственные проекты ведения урока, обмен мнениями и защита идей – всё было ярко, темпераментно и необычно до восторга… Вот что рассказали о семинаре его тренеры и учитель, впервые на семинар попавший.

Дима Зицер: – Впечатления чудесные и от организаторов, и от участников. Ощущение такое, что в выксунских школах творческий процесс по новым методикам идёт в противовес сложившемуся мнению о педагогах как о ретроградах. Компания подобралась яркая и думающая. В этот свой приезд мы много внимания уделяли практике. Придумывали собственные уроки, анализировали, смотрели, что получается. Я понял, что большинство коллег, занимавшихся на прошлом семинаре, многое успели воплотить в жизнь в течение года. Первые результаты таких уроков дают основания говорить, что учителя творческие люди. Одна из тем, которая чаще всего звучала на занятиях: очень хочется многое поменять в системе образования. В процессе обсуждения пришли к тому, что вовсе не обязательны и изменения, спускаемые сверху. Система меняется конкретным учителем. Я каждый день выхожу к доске, где я – как на сцене. Я каждый день меняю мир в лучшую сторону. Надеюсь. С этой точки зрения, что бы ни придумывало министерство образования, ему никогда не понять, что нужно конкретному учителю.

Меня спрашивали, а как быть с Законом об образовании? Да никак.Выполнять – и всё! Как и любой другой закон, его не нужно оценивать: плохой-хороший. Закон даёт некие рамки, а внутри них учитель совершенно свободен! У нас считается «хорошим тоном» ругать начальство, правительство, министерство, но при этом Закон об образовании достаточно широк для того, чтобы внутри него каждый педагог оставался творческой личностью, человеком свободным.

Наташа Зицер: – Вчера у меня была группа, которая обучалась на предыдущих семинарах. Учителя открыто делились тем, что у них получилось, что пришлось додумывать самим, какие успехи, какие сомнения возникли в процессе работы. Но главное, что прозвучало: «Нам необходимы эти семинары, чтобы не чувствовать себя одинокими. Они нам нужны и для личностного роста, и для общения». У педагога часто возникает ощущение, что он работает один, его сильно затягивает рутина и создаётся впечатление, что он в одиночку бьётся на поле. А тут, на семинаре, он видит других людей с такими же проблемами, как у него, и вместе они ищут выход из ситуации.

Светлана Чудина, учитель Мотмосской школы: – Как справедливо заметила одна из участниц тренинга, и я разделяю её мнение, мы глотнули воздуха свободы творчества, которого нам хватит на взлёт, а продолжать полёт будем самостоятельно. Зарядили нас сильно. А мне как начинающему учителю, очень повезло быть на таком мероприятии. Многого я не знала совсем и ещё больше почерпнула. Подобные встречи – огромный стимул действовать и творить.

Расставаясь, я спросила, приедут ли Дмитрий и Наталья Зицер ещё? «Как только позовут, так и приедем. Но программа будет уже совсем другая. Мы увидели интерес, увидели результат, поняли, что много жаждущих нового и стремящихся действовать» – таков был ответ.

 

Елена Липатова. Фото Ольги Поповой

blog comments powered by Disqus