Учебный год начнём с инклюзии

visibility
В нашем городе два дня шли курсы повышения квалификации для учителей начальных классов, психологов, логопедов по теме «Федеральные государственные стандарты специального образования и условия их реализации в г. Выкса».

Организатором стал благотворительный фонд «ОМК-Участие». Вела курсы кандидат педагогических наук, член Российского психологического общества Ирина Поташова

Головокружительные изменения в образовании

С выходом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» кардинально поменялось фактически всё, начиная от инклюзии, введения всех стандартов. Официально введено понятие «инклюзивное образование» как система обеспечения равного доступа к образованию для всех детей.

В нём есть два стандарта. Первый – это Федеральный государственный стандарт начального среднего образования учащихся с особенностями развития. Это категории детей с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройством аутического спектра. Это те дети, у которых интеллект сохранён, и потому по окончании школы они тоже получат аттестаты об образовании. ФГОС для детей с ОВЗ рассчитан только на уровень начального образования. На остальных уровнях образования будут действовать специальные требования к обучению таких детей. 

Второй стандарт, ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями, рассчитан на весь период школьного обучения. Стандарты задают высокую планку к содержанию образования данных категорий детей, исключают необучаемость, являются практическим механизмом внедрения инклюзии. Таким образом, уже в этом учебном году родители имеют полное право привести своего ребёнка, независимо от его стартовых возможностей, в первый класс любой понравившейся им школы.  

Дети разные, учитель один

учителя.jpgПо новым стандартам каждый учитель должен уметь работать с разными группами особенных учеников. Задача этих курсов состояла в том, чтобы дать понять учителям, как они будут работать с этими детьми. 

Допустим, приехал в наш город ребёнок с особенностями развития, и придёт он в основную школу в любой класс. Учитель обязан будет обучать его по русскому языку и математике, но по иным стандартам. В этом состоит весь смысл инклюзивного образования: ребёнок вовлекается в среду обычных детей и, обучаясь в одном классе, дотягивается и выравнивается до нормы. И цель этих курсов не только в том, чтобы помочь учителям войти в инклюзивное образование, но и в том, чтобы научить проведению уроков доброты. Пока ещё не готовы ни родители здоровых детей, ни сами дети к тому, что рядом с ними будет учиться немного не такой ребёнок, как они. 

И именно потому в аналитическом научно-методическом центре «Развитие и коррекция» разработали методику уроков доброты, по которым учителя будут работать и проводить определённые часы. Тем самым готовить здоровых детей к тому, чтобы быть милосердными, человечными по отношению к не такому, как ты, человеку. Это и есть главная цель курсов: подготовить всех участников образовательного процесса. Созданная доброжелательная атмосфера в классе и в школе позволит родителям особых детей избежать лишних тревог и опасений. 

И теория, и практика

«Практика опытного внедрения ФГОСов доказала их достаточно высокую эффективность. В нашей школе создана развивающая и доступная среда; практически все учителя и специалисты прошли курсы повышения квалификации, практики и стажировки по работе с детьми с ОВЗ; разработаны локальные и нормативные правовые акты, адаптированные программы, регламентирующие инклюзивное обучение таких детей. Всем этим я и поделилась со своими коллегами в течение двух дней», – рассказывает Ирина Поташова. 

Ребёнок ведь приходит в школу не с улицы, а с рекомендациями, по направлению психолого-медико-педагогической комиссии. У нас в Выксе работает такая комиссия, в её состав входят высококвалифицированные специалисты. И поэтому учителю надо просто знать, какие условия этому ученику создать. И на курсах слушатели поняли, что не так всё страшно, как кажется. Всё реально и вполне достижимо. Учителя создают условия, давая возможность ребёнку компенсировать свой дефект.

Рассказывая о разных категориях детей с особенностями в развитии, Ирина Иннокентьевна подчёркивала, как эти особенности проявляются в учебной деятельности, как сгладить их специфику. Не секрет, что в настоящее время отношение к людям с инвалидностью у нас достаточно настороженное, мы зачастую не знаем, как к ним обратиться. Выразила надежду, что знания, полученные слушателями на курсах, помогут им лучше сориентироваться в подобных ситуациях. 


Мнение организатора

Лариса Орловская, генеральный директор благотворительного фонда «ОМК-Участие: 

– Эффект курсов достигнут. Их программа специально разработана фондом для Выксы. Она уникальна, и апробация её пройдёт в школах и в дошкольных образовательных учреждениях города. Написаны и специальные учебники. Учителя получили всё это как дар, которым можно пользоваться, помогая особым детям стать такими же, как и их сверстники. Но мы бы не сделали ничего, не будь таких специалистов, как директор АНМЦ «Развитие и коррекция», к.п.н. Елена Худенко и к.п.н., практикующий психолог Ирина Поташова. Разработанные ими уроки доброты дают возможность понять здоровым детям, что, например, чувствует неслышащий ребёнок (или иной с особенностями здоровья), поставить себя на его место, понять, где и в чём ему можно помочь. Уроки доброты учат милосердию. Мы для наших учителей сделали всё возможное, им остаётся это принять и действовать.


Фото из архива фонда