Учитель для России и для нашей Выксы

visibility
В начале учебного года в школы округа пришли новые учителя.

Молодые энтузиасты окончили различные престижные вузы страны, но поработав по основной специальности, поняли, что это не для них. Узнали о программе «Учитель для России». Прошли серьёзные собеседования. Получили направления на работу.  Так в нашем округе почти год проработали восемь новых учителей. 

Идея встретиться с ними родилась давно. Но постоянно что-то мешало. Заинтересовали учителя школы №11 – она закрылась на ремонт. Потом – эпидемия, переход на дистанционное обучение… Однако отказываться от задуманного – нехорошо. И мы решили провести интервью онлайн. Директора школ дали добро, учителя – тоже. 


К истории вопроса

«Учитель для России» – общественный проект и двухгодичная образовательная программа – возникли не на пустом месте. В 2007 году в Нью-Йорке зарегистрировали некоммерческую организацию Teach for All. Сегодня эта сеть существует в 50 странах мира. Зарубежный опыт вдохновил социальных предпринимателей из Санкт-Петербурга запустить аналогичную программу. Первая рекрутинговая кампания стартовала в марте 2015 года. По её результатам работу в школах получили 42 начинающих педагога. Сегодня она действует в шести регионах России. 


Цифры-к-развроту.jpg

В чём суть программы?

Благодаря образовательным программам выпускники престижных вузов выбирают карьеру в сфере школьного образования – вместо бизнеса или науки. Идея проекта – добиться равных шансов на качественное образование для каждого ребёнка и сделать его возможным вне зависимости от обстоятельств: места рождения, достатка и других факторов.

Каждый претендент должен пройти пятиуровневую систему отбора, в том числе проверку знаний по предмету в виде теста или собеседования с методистом. Возрастного ценза нет. Среди обязательных условий: высшее образование (в любой сфере), желание и готовность работать с детьми и признание ценностей гуманистической педагогики. 

После того как участники проходят отбор, они попадают на летний пятинедельный интенсив, разработанный совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ. Там будущие педагоги знакомятся с секретами профессии, учатся находить общий язык с любым ребёнком и готовятся к выходу в школу 1 сентября. Отобранные участники попадают в программу минимум на два года, в течение которых их ждёт полное погружение в мир образования, интенсивное обучение, поддержка куратора и методиста. В дополнение к учительской зарплате участники получают ежемесячную стипендию 20-35 тысяч рублей. 

В 2019 году проект впервые запустили  в Нижнем Новгороде, а в 2020-м он собирается расширить свою географию и прийти в отдалённые регионы России. Кстати, в этом году заявки на участие в программе принимаются до 24 мая.


ИТАК, читайте, что рассказали выксунские участники программы «Учитель для России».


Ксения Дёмина: 

«Нахожусь на своём месте и живу свою жизнь»

2020.jpg – Я начала работать очень рано, ещё школьницей. После окончания 11-го класса пошла учиться на журналиста: меня всегда тянуло к словесности, хотя тогда, будучи 16-летней выпускницей Вятской православной гимназии, и подумать не могла, что когда-нибудь вернусь в школу. 

У меня в институте были чудесные преподаватели-филологи, именно на втором курсе журфака поняла, что меня тянет к филологии. Быстренько сдала все нужные ЕГЭ и поступила на филфак, параллельно заканчивая журфак. Кстати, сдавать ЕГЭ, когда понимаешь, зачем тебе это нужно, оказалось очень просто.

Потом события развивались стремительно. Окончание журфака, новые знакомства, интересные встречи. Филология отступила на задний план, и меня мучил вопрос: зачем я всё это делаю?! Хотелось посвятить себя, свои силы, свой запал чему-то идейно важному. И наступил момент, когда я поняла, что хочу работать с детьми.

Это пришло как озарение. Но… я оказалась не в школе, а в частном детском саду. Вот такая ирония судьбы. 

Выросла в многодетной семье, вокруг меня всегда возилась малышня. Хорошо знаю, как растут дети и какие они. Работать в садике было скорее легко, чем интересно – находилась в привычной и понятной среде. Но… чувствовала, что не могу здесь реализоваться в полной мере. Невероятно, но я захотела в школу! 

Стала чаще и чаще заглядывать на HeadHunter. Разместила резюме. Мне позвонили и пригласили работать учителем в одно из сёл Кировской области, и, честное слово, хотела согласиться. Быть педагогом в каком-то маленьком городке или деревне – мечта, идеальная картинка, которую я себе рисовала на досуге. И тут в один прекрасный день нахожу вакансию от программы «Учитель для России».  Условия не то что интересные, они идеальные для меня, будто бы специально под меня писали: преподаватель, без опыта, о Боже! – в глубинку; мощная идейная составляющая, да и с весьма неплохой финансовой поддержкой. 

Отправила анкету. Система отбора в программу довольно сложная и долгая, сделано всё для того, чтобы выяснить, что ты за птица, какие у тебя ценности, зачем тебе вообще понадобилось в школу.

Вот так, шаг за шагом, я оказалась на заключительном этапе, затем – выбор из нескольких вариантов. Ездила по школам, общалась с директорами. Свою школу выбрала сразу (после разговора с директором). Это тот момент, когда чувствуешь – вот то, что тебе надо.


Окончила Вятскую православную гимназию, затем гуманитарный факультет Вятского государственного университета по специальности «тележурналистика». Сейчас – учитель русского языка и литературы в школе №11.


Теперь я – учитель русского языка и литературы у замечательных пятиклассников. Очень этим горжусь. Люблю свою школу, свою работу, своих детей. Это, возможно, звучит пафосно, но я так чувствую. 

Мне интересен каждый день. Есть сложности и не всё получается, но эти трудности закаляют. В работе ощущаю колоссальную отдачу, за что спасибо замечательным, удивительным детям, которые тоже учат меня, и их уроки порою сложнее моих. 

...Когда мне только предстоял выбор школы, мой куратор в программе спросила: «С какими людьми ты хочешь работать?». Очень сложно дать внятный ответ. Ценю наставничество, а это сейчас почти исчезло из наших реалий. Несмотря на то что я довольно свое-нравный человек, мне важно, чтобы рядом были люди, которые являются для меня авторитетом. Среди моих коллег есть мудрые, глубокие профессионалы, с которых надо брать пример, которые всегда поддержат и не отвернутся в трудную минуту.

Не знаю, как сложится жизнь дальше.  Знаю одно: сейчас я – совершенно точно – нахожусь на своём месте и живу свою жизнь. 

И это большое счастье! 



Евгения Мясникова: 

«Моя жизнь будет связана с образованием»

2020енл.jpg–  Почему Вы решили уехать в глубинку и стать учителем? 

– Очень хотела поработать в школе, так как я люблю биологию и химию, мне нравится делиться знаниями. Когда стала интересоваться педагогикой более глубоко, наткнулась на программу «Учитель для России». Рада, что оказалась именно в Выксе – мне понравился ваш город.

– У Вас был педагогический опыт? 

– Занималась репетиторством со школьниками: подготовкой к сдаче итоговых экзаменов, к олимпиадам. 

– Как прошёл Ваш первый день в деревенской школе? 

– Всё прошло хорошо. На линейке подходили знакомиться и родители, и дети. Для меня первый день в школе памятен только приятными воспоминаниями.

– Как приняли Вас дети и педагоги?

– Педагоги очень поддерживают и помогают, к ним всегда можно обратиться. Дети, в основном, тоже хорошо, они любят общаться и обниматься. Мне дали классное руководство в 9 классе. Ребята уже взрослые, очень отзывчивые и много рассказывают мне о том, как «живёт школа». 

– Новые формы ведения урока используете? 

– У нас нет суперновых и необычных форматов занятий. Стараюсь больше отталкиваться от интересов ребят, повышать мотивацию, чтобы ученики были включены в работу. Не пересказываю информацию, а создаю ситуации, где они получают знания самостоятельно из разных источников. Достичь этого мне удаётся с помощью интер-активности, игр, работы в команде. Это помогает выработать полезные навыки, которые ребята смогут использовать в будущем. 

– Вы спокойно перешли на дистанционное обучение? 

– В целом, да. Мы ведём уроки в Zoom, общаемся с ребятами в соцсетях. Вначале было немного непривычно и необычно, все хотели в школу. Сейчас мы уже освоили программы, поняли, как всё работает. Дистанционно получается даже устраивать интер-активы, проводить тесты, играть всем классом, много разговаривать. Есть, конечно, трудности, но решаем их вместе. Есть и успехи: даже дистанционно мне удаётся проводить занятия в кружке экологии, на котором присутствуют ученики разных классов. Мне очень приятен их интерес к этой теме. 


Окончила Казанский государственный университет. Специальность – биология. Преподаватель биологии в Ближнепесоченской школе №1.


– Дети в городской школе и деревенской отличаются?  

– Благодаря тому что интернет доступен почти всем, границ между ними нет, независимо от того, где они находятся. Ребята, с которыми я общалась в городе, имели те же интересы, смотрели те же фильмы, слушали ту же музыку, интересовались теми же проблемами, что и мои сегодняшние ученики. 

– Каковы для Вас итоги года?

– Я безумно благодарна детям и коллегам. Знаю, в каком направлении мне нужно развиваться. Могу строить планы на следующий учебный год, представляю, как он будет проходить, у меня много идей. Но главное, я поняла, что моя жизнь в будущем точно будет связана с образованием. 



Мария Илюхина: 

«Школа - территория неожиданностей»

20204.jpg– Что побудило Вас войти в эту программу? 

– Меня привлекла возможность методической и кураторской поддержки в начале пути учителя. Интересовала педагогика и созвучные ценности этой программы. Возможность сменить место жительства (и формат жизни) на определённое время. Узнать новые места, людей. 

– Какой предмет Вы ведёте? С детьми нашли взаимопонимание?

– Веду МХК (мировую художественную культуру) в 10-11-х классах, ИЗО и музыку – в 5-8-х. Дети ко мне отнеслись с любопытством. Для них необычна ситуация, когда преподаватель меняет место жительства, чтобы работать в небольшой школе; какое-то время проверяли на прочность, но теперь я могу сказать, что с большинством мы нашли понимание. 

– Вы получили очень серьёзное образование, как применяете свои знания в деревенской школе?

– Я культуролог, учитель МХК, поэтому можно сказать, что работаю по специальности. На данный момент в любой школе учителя работают по ФГОС, поэтому существенных отличий между сельскими и городскими школами нет. 

– Были ли на Ваших уроках смешные моменты?

– На моих уроках достаточно лёгкая и комфортная атмосфера. Я могу вспомнить несколько заданий, в процессе которых нам было весело – это урок МХК, на котором мы рисовали маски с эмоциями, и нужно было показывать эмоции без слов. А на ИЗО – выдуманных существ, например, «тапкоеда подкроватного» или «ВПРника». На уроках музыки помогает переключиться игра, в которой ребята повторяют ритм, заданный мной. 


Окончила Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге.  Педагог и культуролог. Преподаватель МХК, музыки и ИЗО в Вильской школе.


– Вы предпочитаете традиционную форму урока или свою, особенную?

 – Смотря что считать традиционной формой. В любом уроке есть цель, и она должна быть понятна ученикам, есть результат – видимое достижение цели, есть шаги, с помощью которых к этой цели движемся. Я стараюсь разнообразить уроки, к тому же мои предметы к этому располагают: добавляю командную работу, интеллектуальные игры, творческие задания. 

– Как перестроились на дистанционное обучение?

– Провожу уроки в формате видеоконференций.  Показываю видео, музыку, картины, даю задание, для которого нужен доступ в интернет, что в школе сделать значительно сложнее. 

– Чему научил Вас год, проведённый в школе?

– Тому, что «школа – территория неожиданностей», и в любой момент всё может пойти не по плану. Научил терпению и самообладанию. Тому, насколько атмосфера в классе зависит от внутренней уверенности и внутреннего настроя. Научил не бояться экспериментов, ценить близких людей, семью, которая меня очень поддерживает и помогает.



Роман Яковенко: 

«Дети мотивируют меня к развитию»

0805-2020-0724491140174309057354.jpg– Вы любите свой предмет? 

– Ещё в 5 классе понял, что история как предмет мне очень симпатична, и со временем любовь эта только усиливалась. В старших классах сильно увлекла история России. Всё-таки очень мало стран в мире имеют подобную удивительную и насыщенную событиями историю. Я понял, что изучение и познание прошлого страны воспитывает силу духа, высокое чувство собственного достоинства.

– А науку педагогику? 

– С педагогикой впервые познакомился в университете. Все лекции и семинары по классической методике. Учения Антона Макаренко, Иоганна Песталоцци, Сухомлинского. Знакомство было крайне забавное, преподаватель, что вела этот предмет, вызывала чувство глубокого уважения к себе, как к человеку и личности, имела необычайные актёрские способности, но помочь полюбить эту науку, или скорее науку на стыке искусства, не смогла. 

– Что руководило Вами, когда решили ехать в глубинку? Как Вас встретили ученики и учителя?

– В больших городах мне некомфортно. Слишком много информации и бессмыслицы. Людей в городе огромное количество, но ты чувствуешь себя одиноким. В маленьких населённых пунктах люди живут сообществом, стараясь помогать друг другу по мере своих возможностей. 

Узнал о программе, стал рассматривать её как шанс пойти в школу. Когда ты приходишь работать в достаточно замкнутую и слаженную систему (не только в школу), ты понимаешь, что коллектив, который там годами и десятилетиями складывался, не так открыт новым людям и новым идеям. Можно наткнуться и на сопротивление. Но мне повезло.  Администрация и учителя встретили с большим позитивом и поддержкой. 

Ученики привыкали постепенно.  В целом же была добрая и положительная реакция. Думал, если делать уроки интересными и не спать ночами, чтобы что-то придумать, дети непременно откликнутся и полюбят предмет. Но это, как оказалось, работает только первые несколько месяцев, а дальше интерес и к предмету, и к себе поддерживать всё сложнее и сложнее.


Окончил Липецкий педагогический университет. Специальность – учитель истории и МХК. Участвовал в шести археологических экспедициях. Преподаёт историю и естествознание в Вильской школе.


– Археология – Ваше увлечение? Что искали в экспедициях? Чем запомнились места, в которых Вы бывали? 

– Археологию я полюбил после первой университетской практики в заповеднике Дивногорье Воронежской области. Это потрясающее, магическое место, в которое хочется приезжать снова и снова. Там особая смесь уникальных природных красот, культурного наполнения и обычной провинциальной бытовой жизни.  Работа на местности, дом в палатке, отдых у костра после раскопок... Да и каждый в детстве мечтал найти клад и скрытые сокровища, быть первооткрывателем прошлого. Но в реальности, конечно, несколько и прозаично, когда попадаются совсем скучные и обычные вещи, но от этого не менее интересные.

– Чему научил этот год, от чего-то, может, пришлось отказаться? 

– Работать приходится много, если ты хочешь действительно добиться результатов, мотивации и отдачи от учеников. Это не всем бывает видно, но мелкие и частые рутинные действия очень утомляют, и нужно постоянно держать «темп», потому что потом очень тяжело войти в бурный ритм.

За первый год работы получил огромное количество методической информации от программы и коллег, большой пласт работы с детьми и тонкостями преподавания именно моего предмета. Процесс никогда не останавливается, и в этом вопросе нет предела совершенству. Ведь нельзя с уверенностью сказать, что «я понял, как нужно делать, и буду так делать постоянно». Нет, всегда нужно учитывать много переменных, это мотивирует к постоянному развитию.



Светлана Ерина:

«Знание языков даёт большие возможности»

778b0430-c378-4601-bada-c88a8245e9de.jpg– Мне всегда нравилось изучать иностранные языки. После школы думала о том, чтобы поступить на педагогический факультет, но не решилась. В начале 2000-х профессия учителя была не самой престижной и перспективной в плане заработной платы. И я выбрала экономическое направление. После окончания вуза устроилась в одну из крупных компаний сотовой связи. За четыре года выросла до управляющего салоном связи, но проработав ещё два года, убедилась, что дальнейшая карьера в этой сфере мне не интересна. 

Осенью 2019 года поняла, что хочу работать в школе, но так как у меня нет педагогического образования, стала искать информацию и варианты обучения. Совершенно случайно нашла сайт программы «Учитель для России» и поняла, что это идеальный вариант для меня. Миссия программы мне очень близка, и я подала заявку, затем прошла отбор и в сентябре оказалась в школе.

Выбор школы у меня занял довольно много времени. Сначала я получила предложение из Воронежской области, но в итоге остановилась на Выксе. И совершенно не жалею. Мне очень нравится моя школа. На первых порах коллектив встретил довольно нейтрально. Но когда у нас возникли сложности, получила большую поддержку и помощь. Это было, с одной стороны, неожиданно, а с другой – очень приятно. Я благодарна коллегам, это очень ценно.


Окончила Нижегородский государственный лингвистический университет, менеджмент. Учитель английского и французского в школе №11.


Самые большие мои переживания были связаны с детьми, потому что помимо педагогической практики в школьном лагере, у меня опыта не было. Я преподаю английский язык в младших классах (со второго по четвёртый), а в пятых – французский. Стараюсь на своих уроках показать детям, какие возможности в современном мире даёт знание языков. Ищу что-то интересное к каждому уроку: мы смотрим мультфильмы, видео, разучиваем скороговорки и стихи и т.д. Сейчас, на дистанционном обучении, часто показываю сайты для изучения языков с кроссвордами, аудио, забавными тестами и другими заданиями. Думаю, что надо воспринимать новый формат как возможность взглянуть на процесс обучения шире и использовать те ресурсы, которые недоступны на уроке в школе.


Отрадно, что в наши школы пришли молодые люди, которые осознанно встали на путь учительства. И первый год только укрепил их в правильности выбора. Трудности не испугали. Испытания выдержали на пять. 

Дальше было бы естественно поговорить с учениками этих молодых энтузиастов. Сегодня это пока невозможно. 

Но я непременно пойду в эти школы в сентябре и встречусь с их подопечными. 

Фото из архивов респондентов