Учитель мужского рода

visibility
День защитника Отечества всколыхнул разговоры о мужских профессиях и долге.

И мы решили напомнить об очень важной специальности, в которой могут проявить себя и мужчины. и женщины, но представители сильного пола, пока что, оказываются в меньшинстве. «ВР» встретился с тремя педагогами, чтобы спросить о том, как они пришли в профессию, и обсудить её популярность.



10% от числа всех выксунских педагогов составляют мужчины


   

Среди выксунских педагогов-мужчин: 

9 директоров;
3 замдиректора;
47 учителей. 

Они ведут: 

18 – физкультуру; 
10 – историю;
5   – ОБЖ;
4   – технологию;
3   – биологию, химию;
2   – музыку; физику;
1   – русский язык и литературу; математику; информатику.


Кстати, 6 из них имеют высшую категорию, 1 педагог-мужчина удостоен звания заслуженного учителя России – Абрам Семёнович Рудман

    

В педагогику нужно идти только по призванию

Учитель мужского рода

Сергей Просвирин, заместитель директора Ближнепесоченской школы, на муниципальном конкурсе педагогического мастерства «Самый классный классный» в 2016 году признан победителем  


Сергей Просвирин в педагогику пришёл после того, как освоил металлургическую профессию и успел поработать по ней.

– Почему выбрали профессию педагога?

– С детского сада была мечта работать учителем, уже тогда играли с ребятами в школу, проводили «занятия».

– А вообще, тогда профессия учителя была популярной?

– В начало 2000-х? Не могу сказать, но мы своих учителей уважали и понимали, как им трудно с нами работать.

– Вы в этой школе учились?

– Нет, в девятой. Сюда ходил в «Малышок».

– И кто был самым строгим учителем?

– Самым строгим, но и самым любимым был классный руководитель – Лариса Васильевна Баринова, учитель русского языка и литературы. Её уроки до сих пор для меня самые запоминающиеся и яркие.

– Но Вы-то выбрали историю.

– Потому что изначально и этот предмет любил, интересовался своей родословной, событиями, которые происходили в нашем посёлке.

– Когда Вы учились в школе, много было мужчин-педагогов?

– Николай Иванович Будылин, учитель технологии, который сейчас работает у нас; Аркадий Григорьевич Немировченко был заместителем директора; Сергей Захарович Пегов вёл физкультуру.

– Чем мужское преподавание, по Вашему мнению, отличается от женского?

– Мы более строгие, думаю. 

– Вы с детства хотели стать учителем и куда в итоге решили поступать для исполнения мечты?

– Должен честно сказать, что моя первая профессия не была связана с педагогикой. Я поступил в Выксунский политехнический колледж – это позволяло учиться не уезжая из города и в будущем пойти работать на завод.

Получил профессию электрика, отслужил в армии, устроился на ВМЗ. Проработал пять лет, параллельно осваивая в МИСиС специальность «обработка металлов давлением». Всё складывалось, можно было строить карьеру. Но при этом я никогда не прерывал работу в сфере культуры – концерты, творческие площадки. И когда из Дома культуры в Ближне-Песочном в декрет ушла руководитель, меня порекомендовали на это место. Согласился, на условиях совмещения. Сразу же пошёл в школу договариваться с директором, чтобы проводить на их базе мероприятия с детьми. Познакомились, зашли в актовый зал, там стояло пианино, я сел и начал играть. И тут 

Наталья Аркадьевна поняла, что моё место – в этой школе. Как говорится: где родился, там и пригодился. Постепенно я начал входить в школьную жизнь, и когда закончил МИСиС, сразу поступил в педагогический вуз на учителя истории. Был старшим вожатым, потом учителем, сейчас – заместитель директора по воспитательной работе.

– Чем так затянуло учительство?

– Когда я в последнее время шёл на заводскую смену, то думал не о технической работе, а о том, как утром приду на урок, увижу детей, которые мне искренне рады. Ты только подъехал к школе, а они уже стучат тебе в окна машины, улыбаются, бегут навстречу. Ты им нужен, но и они тебе – тоже, эмоционально заряжаешься от них. И для меня работа в школе – не средство заработка денег (хотя уровень оплаты играет важную роль, особенно когда есть семья), для меня это образ жизни.

– Классы большие?

– Разные. В среднем по 20 человек.

– Нет ли страха, когда заходите в класс и понимаете, что на Вас смотрят два десятка человек? 

– У нас настолько потрясающие дети… Они нас слушают, уважают, понимают, что от них требуют. Переживают за нас, а мы – за них. Нет, мне никогда не было страшно заходить в класс.

– Может быть, это отличие сельской школы от городской?

– Возможно, а может быть, у нас такая среда в школе, что даже те дети, что переводятся сюда временно, в итоге остаются до выпуска. 

– То есть у вас автобус (я посмотрела – у него длинный маршрут) в черте города ходит не порожняком?

– Нет. У него большое количество рейсов, потому что ученики едут из микрорайонов Центрального и Гоголя, из Антоповки, Грязной, Шиморского. Самый большой показатель эффективной работы в том, что дети чувствуют себя комфортно у нас. 

– Бывает, что выпускники выбирают для себя профессию учителя?

– Да. Я в этом году выпускал девятый класс, несколько девочек из которого решили поступать в педагогический техникум, одна выбрала музыкальное училище и, возможно, станет преподавателем музыки.

Кстати, несколько моих школьных знакомых тоже стали учителями. Одноклассник Денис Брюшков преподаёт физику в школе №9, Никита Каляшин – преподаватель в художественной школе. Кирилл Уткин, который учился в параллельном классе, в школе №9 работает учителем физической культуры.

– На прошлой неделе отмечали День защитника Отечества. По-Вашему, кто является настоящим защитником?

– Я думаю, дело не только в опыте армейской службы. Каждый мужчина – защитник своей жены, детей. А я как педагог – защитник и для второй своей семьи, своих учеников, потому что их в обиду не дам. 

– Сколько всего сейчас учителей-мужчин в школе?

– Двое, я и Николай Иванович Будылин. Но каждый, кто работает в школе, в определённой степени учитель, потому что подаёт пример ребятам, воспитывает их, так что всего нас, мужчин, с водителем и сторожем, четверо.

– Кому стоит идти в педагогику?

– У кого есть призвание и кто готов ежедневно отдавать сердце детям.


Настоящий преподаватель – это творческая личность

Учитель мужского рода

Александр Азов, директор школы №6. В 2016 году был награждён почётным знаком «Директор года» на Всероссийском форуме в Санкт-Петербурге


Александр Евгеньевич Азов, кстати, 23 февраля отметил свой день рождения – «ВР» присоединяется к поздравлениям.

– Вы всегда хотели стать педагогом?

– Нет, я мечтал быть металлургом. Всё изменилось, когда к нам в школу в Лыскове приехала новая учительница немецкого языка. Старенькая, маленькая, интересная. Она во мне что-то увидела и посоветовала попробовать себя в профессии учителя.

– К чему до этого тяготели?

– Был определённым лидером в своей компании, секретарём комсомольской ячейки. Много занимался спортом, вместе с ребятами организовали команды по волейболу, футболу, хоккею и сами устраивали соревнования. Бывало, что за одноклассников заступался на собраниях и подтягивал в учёбе – уроки вместе делали. То есть какие-то задатки для того, чтобы в будущем работать в школе, видимо, были.

– Почему при интересе к спорту выбрали как специализацию историю?

– Я интересовался ею, восхищался великими личностями, увлекался серией «Жизнь замечательных людей», особенно книгами о большевиках. Любил Павла Корчагина.

При поступлении мне, кстати, повезло. Когда сдавал литературу, достался билет по «Мёртвым душам». Сложное произведение. Пока отвечал, поделился своим мнением о затронутых в нём проблемах. Экзаменатор удивился: «Вы правда так думаете?» Я – «Да». Слышу, он своей ассистентке говорит: «Забавный молодой человек». И если бы он поставил мне 4, то я бы не прошёл по баллам, но он поставил 5.

– Много на потоке было мужчин ?

– Нас было процентов 35-40. Кто-то поступил уже после службы в армии.

– Вы помните первый опыт в школе?

– Когда нас на пятом курсе направили на практику, мне пришлось не перенимать опыт, а полноценно работать за учителя. Тогда я впервые почувствовал, насколько тяжёл этот труд. У меня было четыре-пять уроков в день, я приходил после них к себе домой и падал как мёртвый. Часа два спал и только после этого начинал что-то делать.

Некоторые думают, что это легко – быть учителем. Но не всем профессия даётся, тут нужен и характер, и целеустремлённость… И учитель должен быть не скажу что артистом, но иметь подобные навыки: уметь говорить с разной интонацией, эмоционально, чтобы детям было интересно.

– По Вашему мнению, есть что-то, что даётся педагогам-мужчинам легче, чем женщинам, и наоборот?

– Женщины в целом гибче, коммуникабельнее. А мужчины, как правило, прямолинейны. Хотя на самом деле всё зависит от человека. 

– Вот когда Вы учились, педагоги-мужчины что вели?

– Математику, физику, технологию, физкультуру – с Евгением Васильевичем Печаком мы дважды ходили в многодневные походы.

– В школе №6 сколько педагогов-мужчин?

– Я один. Раньше, когда я пришёл в 1992 году, было больше – вели химию, физику, труд.

– Как Вы в 90-х оказались в Выксе?

– Сюда переманила мама жены.

– Здесь было лучше?

– Когда мы приехали, свободных вакансий в школах не нашли. Надежда Алексеевна у меня математик, и хороший, тогда начала преподавать домоводство (ей это тоже прекрасно даётся), а я устроился на птицефабрику. Оттуда, когда освободилось место, ушёл по специальности  в ПТУ, затем, после участия в съезде работников народного образования, взяли в горком партии. Был членом общества «Знание», читал на заводе лекции про Японию и Америку (две основные темы были). Ну а потом Иван Петрович Димов меня отправил в эту школу директором.

– И как жила школа?

– Сложно. Денег не хватало. Мне приходилось самому заниматься ремонтом. Как-то одна бригада начала ремонтировать туалет на первом этаже, строители всё старое сломали, а денег им на ремонт в итоге не дали, они бросили начатое и ушли. И вот я в каникулы плитку клал, стены красил. Время было такое…

– Появилась мысль оставить педагогику?

– Нет. При всех сложностях было много свободы.

– В чём?

– В принятии решений. Можно было внедрять новое. Например, я тогда создал экономико-управленческий профиль с 1 «а» до 11 «а» с новыми тематическими предметами в каждом звене. Экономикой, английским языком, тремя часами физкультуры вместо одного, информатикой. Вёл основы предпринимательской деятельности, проводил деловые игры между классами (даже придумали собственную валюту – «азовку»). Правда, приходилось самому за учебниками ездить в Москву, с рюкзаком, искать поддержку, но у меня сохранились связи со времени работы в горкоме.

– Вам когда-то учительница посоветовала профессию педагога, а Вы кому-нибудь такой совет давали?

– У нас всегда способные к этому дети были. Многие школы, кстати, обновляются сейчас за счёт своих выпускников. У нас 12 учителей, которые когда-то в этих стенах сидели за партами.

– Сколько всего у Вас учителей и учеников?

– 45 педагогов и 900 детей. 

– К чему нужно быть готовым, если хочет стать учителем?

– Должен быть большой запас энергии, знаний и желания что-то создавать, потому что в школе нужны именно творческие люди.


Главное, вовремя суметь поставить себя на место ученика

Учитель мужского рода

Дмитрий Доронин, учитель физики, астрономии и информатики в гимназии №14. На своих уроках всегда старается объяснить тему наглядно


Дмитрий Олегович Доронин с прошлого года не только учитель, но и классный руководитель. Отмечает, что находить общий язык с ребятами ему помогает то, что он сам сумел сохранить в себе ребёнка.

– Как выбрали профессию учителя?

– Благодаря удачному стечению обстоятельств, потому что изначально в школе я работал временно, заменяя учительницу, которая была в отпуске. Но в итоге меня «затянуло».

– Вы ведёте три предмета. Не слишком сложно сочетать и успевать?

– Основную часть нагрузки составляет физика, а астрономия – это её продолжение. Что же касается информатики –  я в гимназии занимаюсь всеми делами, связанными с обслуживанием компьютеров, так что и здесь проблем нет.

– Что Вам самому интереснее преподавать?

– Физику, потому что много возможностей наглядно продемонстрировать законы природы. Да и чем больше каким-то предметом занимаешься, тем больше начинаешь его любить.

– Вы помните впечатления от первого дня в школе в качестве учителя?

– Прекрасно помню. Первый урок, 8 утра, звенит звонок. Ко мне заходит тогдашний 8 «б» класс. Я стою возле стола, смотрю в глаза ребят и думаю: «Какие же это всё-таки дети, я с такими маленькими ещё никогда не работал. Как же я буду им объяснять?». Но в процессе урока выяснилось, что не такие уж они несмышлёные и не такие уж дети. И мыслят теми же категориями, что и взрослый человек, просто пока в других масштабах.

– Я слышала, что Вы стараетесь всегда нестандартно подавать материал. Откуда черпаете вдохновение?

– Бывает по-разному. Благо, мы живём в век информационных технологий, что позволяет использовать опыт других людей. Я стараюсь следить за лучшими практиками.

– Какие опыты произвели впечатление на учеников?

– Например, мы с 11-классником Антоном Крошкиным создавали призму, которая проецирует через себя плоское изображение с экрана, делая его объёмным. То есть – голограмму. Для неподготовленного человека, который не знает основ физики, она выглядит как маленькое чудо: картинка будто оживает внутри стекла. Впечатление производит не только на учеников, но и на учителей.

Объясняя как-то раз тему звука, я принёс на урок гитару. Учеников, которые не знали, что я умею играть, это удивило. В итоге получилось наполовину занятие, наполовину развлечение. Кто-то снял видео, выложил в Сеть, и много было тёплых комментариев.

– Какой предмет был у Вас во время учёбы любимым?

– Со школы мои интересы кардинально поменялись. Когда-то любимым аргументом на уроке физики было: «Я гуманитарий, не спрашивайте меня, пожалуйста». Но уже к 11 классу я поменял взгляды и решил поступать в технический вуз. А до этого любил историю и литературу.

– Тогда было много педагогов-мужчин?

– Учителя физкультуры, технологии, ОБЖ.

– А сейчас?

– В гимназии нас пока трое: преподаватели физики, истории и физкультуры.

– Как Вы думаете, есть в преподавании вещи, которые мужчинам даются сложнее, чем женщинам?

– Женщины имеют склонность к воспитанию детей, поэтому теоретически им проще в отношении именно воспитательной работы. Но всё индивидуально. 

– Кто-то из Ваших учеников тяготеет к педагогике?

– Да. Есть ученица, которая в будущем хочет стать учителем физики.

– В целом, как Вы думаете, важно, чтобы в школе были педагоги-мужчины?

– Думаю, мы живём в эпоху равенства полов, но, естественно, если в школе будут работать только женщины, то модели ролевого поведения мальчиков у учеников перед глазами не будет, поэтому мужчины в школе важны. 

– Кому посоветует эту профессию?

– Дело в отношении к жизни и к людям. Если готов заниматься работой не только от звонка до звонка, жертвовать личным временем ради чего-то важного и большего, то работа учителя может подойти. Тем более что эмоций ты получаешь столько же, сколько вкладываешь, если не больше. 

Но не каждый человек, поступающий в вуз, чётко знает, чем хочет заниматься, поэтому я бы советовал пробовать себя в разных направлениях, и если окажется, что выбранное – «не то», лучше вовремя уйти туда, куда зовёт сердце.

   

Профессия учителя трудная, но, видимо, если влюбляет в себя, то на всю жизнь. И хотя сейчас все школы в Выксе укомплектованы, в перспективе есть потребность в учителях русского и английского языков, литературы, математики, начальных классов. Задумайтесь об этом, выпускники. Тем более, что учиться можно не только очно, но и заочно. Выксунцы, которые хотят стать педагогами, для поступления часто выбирают Мининский университет, ННГУ имени Н.И. Лобачевского (включая его Арзамасский филиал), НГЛУ имени Н.А. Добролюбова. 

Фото из архивов школ, Елены Липатовой и открытых интернет-источников