Учитель бросает ученикам плюшевое красное сердечко. Тот, кто поймает его, должен сказать, что умеет делать. Первоклассники с гордостью делятся достижениями – от умения играть в футбол до садиться на шпагат. Следующий вопрос сложнее: чему ребята хотят научиться. Одно из самых неожиданных признаний – уметь хорошо дружить. Елена Махаммадиева, учитель, предлагает подумать над тем, что танцевать, петь, быстро бегать могут не все дети, некоторым делать это не позволяет здоровье. Зато такие ребята могли бы вместе со всеми учиться в школе, узнать здесь много нового и интересного. «Готовы ли мы помочь им адаптироваться?» – спрашивает она. На непростую тему рассуждают младшеклассники, но большинство из них отвечают – готовы. И помочь добраться до школы, если требуется, и удобно разместиться за партой, если ребёнок будет в инвалидном кресле, и подсказать домашнее задание, а главное – стать другом. Они уже понимают, что человеку, который день за днём преодолевает такие трудности, нужна именно поддержка, а не жалость, поэтому и речь идёт о дружбе на равных, без стеснения и оговорок.
Этот «Урок доброты» для учащихся школы №12 не первый. Такие занятия по формированию толерантного отношения к детям-инвалидам проводятся в этой и других школах, детских садах с сентября. Системной, планомерной работой учителя занимаются от души и бесплатно. А конкретно этот урок первоклашки запомнят ещё и гостями. По-смотреть, как учат доброте, пришли Оксана Габдрахимова, заместитель главы администрации округа, и Татьяна Шибанова, исполнительный директор благотворительного фонда «ОМК-Участие».
Ребята сразу вспоминают, как накануне они встречали другого гостя: Алёшу Сынкова, ученика этой школы, борющегося с опухолью головного мозга. Его воля к жизни, мужество оставили неизгладимое впечатление. Для первоклассников, возможно, это первое столкновение с той настоящей реальностью, где детям, практически их ровесникам, приходится переносить тяготы, которые не каждому взрослому по плечу. И едва ли кто-то объяснит, почему так происходит. Остаётся жить, не сдаваться, несмотря ни на что, верить и помогать друг другу, меняя мир к лучшему. Вот и один из учеников, продолжая тему, что можно сделать для человека с ограниченными возможностями, предлагает изобрести удобные механические протезы – возможно, сейчас он поставил себе цель на будущее.
– Безбарьерная, доступная среда очень важна, однако куда значимее создать по отношению к детям-инвалидам атмосферу душевности и готовности понять, – делится впечатлением от урока Оксана Габдрахимова. – И начинать эту работу нужно именно с первоклассников, которые ещё пока только формируют своё мировоззрение, отношение к жизни. Важно показать, что дети с ограниченными возможностями такие же, как все: у них есть мечты, они точно так же переживают неудачи, стремятся к знаниям. А главное – обладают теми же правами. Напомню, что «Уроки доброты» для Выксы были разработаны совершенно бесплатно, по заказу фонда «ОМК-Участие», и очень приятно видеть, что детям они понятны и интересны.
Начало этой работе было положено в 2015 году. Тогда фонд организовал для выксунских педагогов курсы на тему внедрения инновационных коррекционно-развивающих технологий с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Кстати, ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья вступил в силу с 1 сентября 2016 года. Данный вопрос тем актуальнее, что не все выксунские педагоги в своей практике сталкивались с особенными детьми. В июне 2016-го стартовал проект по формированию толерантного отношения к детям-инвалидам. Обучение в рамках специальных курсов изначально должны были пройти 50 педагогов, но в итоге квалификацию повысили 100. Именно они проводили в новом учебном году «Уроки доброты», программа и учебники для которых разработаны научно-аналитическим центром «Развитие и коррекция».
– Для меня очень символично побывать на «Уроке доброты» именно в школе №12, где я сама училась, – призналась после окончания занятий Татьяна Шибанова. – Социальную значимость этого проекта сложно переоценить. Такие уроки важны не только для тех, кто нуждается в нашей с вами помощи, будь то ребёнок-инвалид, пожилой человек или раненый бездомный котёнок. Мы уже не раз подчёркивали, что милосердие, сформированное в школьные годы, является одним из важнейших условий успешной реализации в будущем потенциала личности. Сегодня мы посмотрели замечательные уроки, где дети абсолютно искренне учатся выражать готовность помогать не такому, как ты. Например, в детском саду «Земляничка» малыши под руководством воспитателя и психолога, работающих в содружестве, раскрашивали сердечки из солёного теста в подарок мальчику, передвигающемуся на инвалидной коляске, который живёт в соседнем дворе...
В конце урока первоклассники школы №12 делятся бумажными сердечками. Красные прикрепляют на доску те, кто готов принять и помогать детям с ограниченными возможностями, если они придут к ним в класс. Розовые отдают те, кто ещё думает, чем может помочь и готов ли это сделать. Красных сердец значительно больше, но и наличие розовых нужно учитывать. Однако цель занятия не в том, чтобы проследить соотношение цветов. Важно, что ребята обсудили эту тему, обдумывают её, не остаются равнодушными.
На перемене педагоги отмечают, что поднимать вопросы, связанные с детьми с ограниченными возможностями здоровья, стало проще. Не в последнюю очередь потому, что сейчас о людях, нуждающихся в помощи и поддержке, много рассказывает телевидение. Так, родители некоторых ребят участвуют в акции «Добро», отправляя смс для перевода средств детям, нуждающимся в лечении. И добро оказывается действительно заразительным и универсальным – на все случаи. Можно быть одинаково добрым к человеку, которого никогда не видел, и к тому особенному, кто завтра придёт в твой класс. И сами эти школьники скоро будут учить доброте своих друзей, знакомых взрослых, а потом и собственных детей – на личном примере.
«Результаты проделанной работы мы увидим и оценим спустя годы», – подытожила исполнительный директор БФ «ОМК-Участие» Татьяна Шибанова.
Фото автора и из архива БФ «ОМК-Участие»