В округе появилось первое школьное лесничество

visibility
Оно создано на базе Новодмитриевской школы.

В настоящее время интерес к деятельности организаций юных любителей леса растёт. Если в Нижегородской области в 2019 году  их было 33, то в 2024-м – порядка 50. 

В Выксунском районном лесничестве (ВРЛ), руководит которым Владимир Мольков, уже давно хотели реализовать идею о создании школьного лесничества.  И вот, наконец, в этом году, во многом благодаря стараниям начальника ВРЛ, заинтересованности и энтузиазму, проявленным руководством и учащимися Новодмитриевской школы, образовался «НовоЛес». 

Для чего создано школьное лесничество, чем в нём занимаются ребята, что уже сделали и что в планах? Об этом и многом другом узнала от представителей образовательного учреждения, школьников, руководителя ВРЛ, с которыми встретилась на экскурсии, где ребята знакомились с пожарной техникой, которая используется для тушения леса.

Вырастить сосны и посадить лес 

Жители округа помнят, как огненный смерч, промчавшийся летом 2010-го, погубил десятки тысяч гектаров выксунских лесов, в том числе и возле Ново-дмитриевки. Об этом говорила Ольга Алясьева, заместитель директора по воспитательной работе Новодмитриевской школы. «Наша цель при создании лесничества – восстановление и сохранение леса для потомков. Для этого нужно прививать ученикам любовь к окружающей природе, месту, где они живут», – пояснила она.

Идеи о его образовании появились в прошлом году, а в нынешнем лесничество приступило к работе. Есть Устав, состоялась встреча детей с представителями Выксунского районного лесничества, которые приезжали в Новодмитриевскую школу, рассказывали о профессиях лесной отрасли. Ребята также побывали на масштабном штабном учении регионального уровня у Туртапки, видели, как наши специалисты и из других муниципалитетов области тушили пожары.

А самое главное – ребята участвовали в посадке леса неподалёку от своего села в рамках Всероссийской акции «Сад Памяти». Также в теплице, которая приобретена благодаря неравнодушным жителям округа и будет установлена возле школы, планируют выращивать сеянцы сосны, чтобы затем высаживать их у села. На встречах со специалистами ВРЛ ребят учат основам лесовосстановления, ухаживать за насаждениями, сохранять их и многим другим профессиональным навыкам ведения лесного дела. В планах – участие детей в различных экологических акциях.

Работать в лесной отрасли

На экскурсии в лесхозе школьники познакомились с техникой для работы в лесу и при тушении пожаров. Ребятам объяснили, для чего предназначены небольшие автомобили (так называемые «буханки»), тракторы МТЗ-82, бульдозеры и т.д. Одни нужны, допустим, для патрулирования лесов и переброски сил и средств при возникновении возгораний; другие – для доставки воды или опашки территории пожара. 

Восхитились ребята и супер-автомобилем, используемым для координации действий при масштабных пожарах.  Это целый оперативный штаб на колёсах. В умной машине есть три формата связи – спутниковая, радиосвязь и выход в интернет. Можно проводить видеоконференции, подключаться к любым службам, словом, у него широкий формат «общения», созданы все условия для работы, в том числе в местах, где недоступна сотовая связь. Автомобиль пройдёт по любым дорогам. 

Самое главное, что юные лесники не просто посмотрели технику, но и побывали в каждой из машин, познакомились с устройством, посидели за рулём, включали сирены и пр. 

В настоящее время особенно актуально формирование мотивации молодёжи к овладению профессиями, связанными с природопользованием. Можно постоянно демонстрировать школьникам увлекательные видеопрезентации, слайды, но, если не заинтересовать их, не показать, что работа в лесу может быть интересной и перспективной, всё это будет малоэффективным.

– Создавая школьное лесничество, мы планируем на практике знакомить ребят с нашим национальным достоянием – лесом, – уточнил Владимир Мольков. – Нужно, чтобы они понимали и гордились тем, что живут в округе, лесфонд которого – один из самых больших в области. Когда дети сами будут выращивать сеянцы сосны, видеть, как растёт деревце, тогда и их отношение к природе станет более бережным.

– Конечно, само взаимодействие школьного и Выксунского районного лесничеств уже предполагает и весомую профориентационную составляющую. Я буду рад, если кто-то из участников «НовоЛеса» решит поступить в профильный колледж или вуз и придёт трудиться в лесную отрасль, станет нашей сменой.

Пойти в лесоохрану

О таком своём желании в разговоре с журналистом «ВР» рассказал юный представитель школьного лесничества Андрей Широков. Он пришёл сюда, потому что ему нравится мощная техника, которая используется для тушения лесных пожаров, и специальное оборудование, чтобы сохранять при этом лес.

А Вероника Козлова любит узнавать что-то новое об окружающем мире, ей нравится сажать лесные культуры и ухаживать за ними. Ученица уверена, что школьные лесничества нужны, чтобы ребята имели возможность активно, не просто словом, а делом помогать природе. 

Экскурсия-детей-в-лесхоз-016.jpg

Владимир Мольков знакомит детей с лесной и пожарной техникой

Экскурсия-детей-в-лесхоз-041.jpg

2 октября овладевали навыками работы с пожарным оборудованием

Fmtswg7pFa4.jpg

Учились сажать лес

Фото автора и из архива Новодмитриевской школы