В ШКОЛУ С РАДОСТЬЮ

visibility
Как помочь первокласснику Быстро пролетело лето, и вот уже сентябрь. Счастливые родители первоклассников испытывают бурю эмоций – радость, гордость, волнение, страх: «Школа… Как будет учиться мой ребёнок? Всё ли получится?»...

Как помочь первокласснику

Быстро пролетело лето, и вот уже сентябрь. Счастливые родители первоклассников испытывают бурю эмоций – радость, гордость, волнение, страх: «Школа… Как будет учиться мой ребёнок? Всё ли получится?» Приготовлен чудесный букет, сложены в портфель тетради и учебники, банты завязаны. Всё! В первый класс!

Но это только внешняя сторона. Есть ещё главное – для ребёнка начинается новая жизнь. К ней ему придётся приспосабливаться. Специалисты считают, что первые месяцы в школе – самые трудные в жизни многих учеников. Как сделать так, чтобы первоклассник хорошо себя чувствовал в новых условиях, как помочь адаптироваться?

В настоящее время в школе созданы условия, позволяющие облегчить этот сложный период. В рамках модернизации образования аудитории, встречающие новых учеников, оборудованы мультимедийными установками, электронными досками, компьютерами и т.д.

Для учащихся первых классов предусмотрен «ступенчатый» режим обучения: в первой-второй четверти уроки длятся 35 минут, в третьей-четвёртой – 45. Режим дня учащихся 1-2-х классов позволяет эффективно распределить нагрузку: между уроками есть динамическая пауза (прогулки на свежем воздухе, игры).

Вторая часть учебного дня первоклассника направлена на создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора. Внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития его личности: спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному – при помощи таких форм, как кружки, секции, экскурсии и т.д.

В первых классах обучение идёт без отметок, поскольку они, с точки зрения психологов, в этом возрасте приносят больше вреда, чем пользы. Учитель даёт работе каждого словесную оценку такими выражениями, как: «Молодец!», «Умница!», «Постарайся ещё!», мотивируя ребёнка на учебную деятельность.

В нашем районе получила широкое распространение программа Г.Н.Цукерман и К.Н. Поливановой «Введение в школьную жизнь». Она создана для того, чтобы в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь ребёнку войти в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой. В основе программы лежат дидактические игры на классификацию, рассуждение, запоминание, внимание, конструирование и др., однако усилия детей при этом направляются на освоение отношений, выработку умения договариваться, обмениваться мнениями, понимать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники». Многие учителя эффективно реализуют эту программу.

Очень важным фактором является поддержка взрослых – мамы, папы, бабушек и дедушек. Если вы знаете, что ваш малыш трудно привыкает к новым условиям, то обязательно возьмите отпуск на недельку-другую, а лучше на месяц. У вас будет время поговорить с ним о том, что сегодня было в школе, что его волнует, что ему особенно сейчас интересно. В первом классе необходимо приучать ребёнка к самостоятельности. Научите его следить за своим рабочим местом, обстоятельно готовиться к завтрашнему дню: собрать школьные принадлежности, подготовить одежду.

«Школьник», бесспорно, серьёзное звание. Но в 6-8 лет ребёнок ещё мал и для нормального развития ему необходимо продолжать играть. Не забывайте, что игра для первоклашки – это не только отдых, но и активное познание мира, и возможность использования новых знаний, полученных в школе.

Учитель для первоклассника – человек, который значит действительно много. Старайтесь относиться к этому с пониманием. Не говорите при детях плохо об учителях и школе, не подрывайте авторитет педагога. Если вас что-то не устраивает, обратитесь к нему напрямую, не показывая свои негативные эмоции сыну или дочери. Подрыв авторитета может в будущем стать причиной школьной дезадаптации, проблем с успеваемостью, конфликтов. Участвуйте в мероприятиях класса и школы. Разделите с ребёнком его школьную жизнь – он нуждается в вашем участии и поддержке.

Очень важно, особенно в самом начале школьного пути, «идти» не рядом с ребёнком, а ВМЕСТЕ с ним!

Марина Никитина, учитель начальных классов школы №4. Фото из архива школы