Восхождение

visibility
Через искусство и упражнения – к здоровью и творчеству

Старо как мир утверждение, что всё великое, доброе и прекрасное на этом свете вершится подвижниками, теми, кто цель своей жизни видит в спасении обездоленных, слабых, унижаемых. К таковым, несомненно, относится и деятельность благотворительного фонда «ОМК-Участие».

 

О его работе в Выксе мы не раз рассказывали (и не раз ещё расскажем). Занятия идут с родителями и их детьми; с педагогами, которых обучают новой методике работы с особенными детьми. Сегодня мы поговорим о разных направлениях этой деятельности; педагоги-подвижники делятся тем, как ведут реабилитацию детей и их родителей, как учат молодых инвалидов жизни и  поведению в этом мире. 

 

 

В рамках программы «Реабилитация детей с ограниченными возможностями и работа с родителями детей-инвалидов» благотворительный фонд провёл в Выксе уже семь семинаров. Ведущая – Мария Григорьевна Дрезнина, художник-педагог, арт-терапевт, ведущий научный сотрудник центра эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, член Московского союза художников. В течение всего этого времени она реализует свой проект «Воображаемый музей».

 

Мария Григорьевна Дрезнина:

 

Восхождение– Теперь у нас есть отличная творческая площадка – музей братьев Баташёвых. Здесь хорошо тем, что после беседы об изобразительном искусстве, о его жанрах и направлениях, сотрудники музея проводят экскурсию для нас по заданной нами теме. Каждый родитель и ребёнок имеют блокноты, в которые записывают новые слова, услышанные во время лекции. И когда идём в залы, то эти новые слова материализуются в вазах, кувшинах, картинах разных жанров. А после экскурсии возвращаемся в свою комнату и начинаем творить, т. е. родители и дети создают свои маленькие шедевры: сосуды, чугунные решётки, гобелены и скатерти. Всё это – экспонаты нашего воображаемого музея. Мы видим, как увлекаются процессом творчества дети, как мамы не могут оторваться от рисования скатерти или узора для обоев. И в то же время их альбомы пополняются новым словами, дети могут в любое время заглянуть в него, вспомнить, что такое «пейзаж» или «натюрморт» и попробовать нарисовать, вспомнив, что видели в музее. Продолжаем и программу для мам. В один из семинаров сначала делали наброски разного типа штор, подсмотренных в музее, затем рисовали свои варианты и свои композиции.

 

Работа с инвалидами-взрослыми требует особого настроя, неформального общения.

 

Владас Паршин, художник:

 

Восхождение– Наша задача: развивать детей и корректировать, воспитывать родителей в том, чтоб они готовили своих детей к самостоятельной жизни и отпускали их от себя. Мы видим, что для молодых инвалидов занятия – это большое напряжение, нередко они устают и уходят. Но это хорошая усталость. И если бы будучи детьми они делали то, что мы проводим с ними сегодня, то им легче было бы адаптироваться в жизни. Один мужчина из нашей группы признался, что в детстве мечтал рисовать, но никто не увидел в нём этих способностей. Наша задача – дать этим людям возможность ощущать себя полноценными и полноправными членами общества. Ни один человек не имеет права унижать другого, в чём-то непохожего на тебя. К сожалению, проблема нашего общества в том, что физически здоровые люди опускаются, превращаются в алкоголиков, бомжей, а люди с физическими недостатками живут богатой внутренней жизнью.

 

Детям с особенностями развития нельзя находиться в одном пространстве с нормальными ребятами. Для начала их надо отогреть и раскрепостить, они ведь такие зажатые и скованные, они в позе защиты находятся. И наши занятия с ними искусством раскрепощают их, они раскрываются как личности.

 

 

 

Наталья Лабазина, психолог:

 

– Проект Марии Григорьевны, несмотря на его кажущуюся простоту, очень серьёзен. Мы будто играем в искусство. Но на самом деле это увлекательный полёт по всему миру. Такие полёты расширяют кругозор, эмоционально подпитывают. В результате они выравниваются с другими детьми по ощущениям, и процесс реабилитации идёт быстрее. Понимаете, пожалеть, погладить по головке – это одно, но ничего не даёт, а вот здесь – получение информации, выражение себя в творчестве и действии – это другое. Я начала проводить и свой тренинг, ориентированный на метод релаксации. Арт-терапия подкрепляется тренингом. У человеческого организма очень большие ресурсы, и мы не раз обращаемся к своему телу как к резерву здоровья и энергии. Максимум, что мы знаем – спорт, физическая зарядка. А на самом деле, если правильно применять дыхательные техники, движения не только с точки зрения развития мышц, но и улучшения координации, то можно увеличить свой энергоресурс. Можно как расслабить тело, так и восстановить его после нагрузок. Мы сделали всего несколько упражнений – эффект мгновенный. Дети и родители получили необходимый материал, распечатку упражнений, с тем чтобы выполнять их дома самостоятельно. Заниматься надо ежедневно, по пять-десять минут. Тут важна регулярность. Тогда в следующий приезд я смогу получить от них вопросы и спланировать тему для работы.

 

Важный момент. Психологический арт-тренинг я провела в очень простой, даже примитивно простой технике. Дала кучу старых журналов с картинками и предложила составить коллаж на свободную тему. На каких иллюстрациях останавливался глаз, те и вырезали, складывая в причудливые картины. Здесь не было логики, а только работа с подсознанием. Эту методику можно использовать для разных целей: в одних случаях просто релаксация, в других – толчок к творчеству. Таким образом психологическая проблема прорабатывается на уровне подсознания в полном объёме: постановка цели, способы решения, каков результат. Причём это делается в состоянии творческого поиска. А дальше ребёнку или взрослому проще продолжать работу, когда вопросы уже сформулированы.

 

 

 

Для работы с детьми с нарушениями развития нужны и особые знания, и особые навыки. Благотворительный фонд «ОМК-Участие» при содействии управления образования организовал для педагогов города, работающих с детьми-инвалидами, семинар. Его вели специалисты московского центра лечебной педагогики: клинический психолог Мария Яремчук, нейропсихолог Екатерина Горина. Планируется три таких семинара в течение учебного года.

 

Фонд ставит своей основной задачей помогать детям с ограниченными возможностями и особенностями развития. А потому цель семинаров – показать выксунским педагогам новые практики и методы работы с особенными детьми, которые существуют ныне в коррекционной педагогике. В рамках семинара предусмотрены интерактивные практические занятия, осмотр детей, проведение тренинга по разработке индивидуальных программ реабилитации и обу-чения для каждого ребёнка.

 

 

 

ВосхождениеУ этих ребят мечты сбываются. Как и было запланировано, дети с ограниченными возможностями развития вместе с родителями совершили экскурсию в Нижегородский кремль. Она стала продолжением цикла занятий по проекту «Воображаемый музей». Познакомились с памятником древне-русской архитектуры – Кремлём, знаменитой Чкаловской лестницей, посетили выставочный комплекс, в одном из залов которого Мария Григорьевна провела занятие по теме «Пейзаж». На примерах живописных полотен, выполненных в этом популярном жанре, ребята и родители узнали много нового об особенностях, видах и элементах пейзажа.

 

На следующий день, во время творческого занятия в музее Баташёвых, дети и взрослые реализовали впечатления в творческих работах, которые станут экспонатами «Воображаемого музея». Как сказала одна из участниц проекта, семинары и занятия Марии Григорьевны помогли войти в мир искусства. «Теперь мы с сыном, рассматривая работу мастера, можем понять, какие чувства владели художником во время её написания, что он хотел сказать своим произведением… Нам очень повезло, что участвуем в этом проекте».

 

Председатель попечительского совета Ирина Седых подчеркнула, что помощь, которая оказывается Фондом детям с ограниченным возможностями, простирается дальше того, чтобы облегчить физические страдания; она направлена и на то, чтобы ребята обогащались духовно и эмоционально, развивали свои творческие способности.

 

Елена Липатова. Фото Дмитрия Макарова 

 

 

 

ВосхождениеВ 1992 году Генеральная Ассамблея ООН официально провозгласила 3 декабря Международным днём инвалидов, чтобы привлечь внимание общества к проблемам и защите людей с ограниченными возможностями.

 

Не осталась в стороне и Выкса. Пришедшие в этот день в ДК металлургов могли посмотреть выставку народных ремёсел, отведать душистого чая, посмотреть концерт. С приветственным словом к присутствующим обратились представители администрации округа и социальных служб. Были подведены итоги первого городского конкурса среди одарённых детей-инвалидов. Благодарственными письмами награждены руководители ВОИ, ВОС, ВОГ, «Эдельвейса». Здесь же выбирали лучших исполнителей стихотворений, музыкальных номеров, пантомим.

 

Люди с ограниченными возможностями... Глядя на то, как они активно участвуют в социальной, культурной и экономической жизни города, понимаешь, что они свои возможности не ограничили, и восхищаешься их мужеством.

 

Ольга Попова. Фото автора

 

 

 

В рамках заседания совета по делам инвалидов под руководством губернатора Валерия Шанцева обсуждался вопрос обеспечения доступности образования для детей с ограниченными возможностями.

 

«На сегодняшний день 17 учреждений среднего профессионального образования приспособлены под обучение ребят с ограниченными возможностями. Я считаю, что система профессионального образования инвалидов в нашей области требует дальнейшей модернизации. Необходимо двигаться в двух направлениях: адаптировать под нужды людей среду учебных заведений и сами образовательные программы», – отметил глава региона.

 

В ближайшие два года планируется адаптировать под нужды детей-инвалидов следующие учреждения среднего профессионального образования: Нижегородский радиотехнический колледж, Семёновский индустриально-художественный техникум, Лукояновский, Дзержинский и Нижегородский педагогические колледжи.

 

Кроме того, на заседании рассматривались вопросы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, санаторно-курортным лечением и пр.

 

Лидия Козоедова

 

 

 

ВосхождениеНа семинар «Всё начинается с семьи» в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних были приглашены мамы детей с ограниченными физическими возможностями.

 

Руководитель службы социализации «Пеликана» Анжелика Серова отметила, что роль семьи особенно значима для ребятишек, являющихся инвалидами. Психолог Любовь Тимакова с помощью презентации рассказала, какие формы взаимоотношений с детьми помогают наиболее гармоничному становлению ребёнка. Участницы семинара активно включились в дискуссию, когда речь зашла о стилях воспитания детей в семье и о выборе наиболее оптимальных. Не оставили равнодушными мам и тренинговые упражнения «Рисунок благополучной и неблагополучной семьи», «Изобрази и отгадай семью по заданию».

 

Нужно отметить, что в центре при службе социализации два раза в неделю занимаются дети с ограниченными физическими возможностями; осваивают тренажёры в спортзале «Пеликана». Работают специалисты и с родителями. Состоявшийся семинар – один из многих, которые постоянно проводит служба социализации для таких семей.

 

Мария Кириллова. Фото автора