Известно, что всё начинается с детства. И выбор любимого учителя тоже. Нет такого человека, который не имел бы в школьные годы педагога-кумира. И часто под влиянием такого педагога ребёнок делает шаг в профессию.
Сегодня мы развернём тему чуточку в другую сторону. Поговорим о том, что учитель может влюбить ученика в ту науку, которой занимается сам. Эта идея явилась в преддверии научно-практической конференции школьников, которая пройдёт в ближайшее время в нашем округе. Учащиеся усердно пишут исследования, оттачивают мастерство, корректируют презентации, проверяют факты.
Но ведь у этих талантливых юных исследователей есть и талантливые наставники!
И мы пошли «в люди», то есть в школы. Встретились с учителями и учениками, с теми, кто вдохновляет на творческие свершения, и теми, кто под их руководством творит, исследует, пробует, делает первые шаги в науку. И, как оказалось, увлечены и та, и другая сторона. Итак, учитель и ученик: содружество.
Общеобразовательная школа №10
Учитель химии Лариса Давыдова и её ученицы Арина Силантьева (в центре) и Настя Карпунина
Лариса Викторовна:
– Когда я провожу в классе опыты, всегда смотрю на реакцию учеников. Если у ребёнка вспыхнули глаза, появились вопросы, знаю, что тема его захватила. В прошлом году на уроке мы проводили опыты с землёй. Рассказала, как качество почвы и воды влияет на рассаду, посоветовала сделать опыт дома.
Настя Карпунина:
– Каждую весну моя бабушка занимается рассадой помидоров. Мне стало интересно, как повысить качество томатов и вырастить экологически чистый продукт. Бабушка согласилась участвовать в моём эксперименте. Она выращивала по старинке, а я – по-новому. Бабушка очень удивилась, когда мои томаты в результате были вкуснее. Потом я всё это описала в своём исследовании, представила его на научной конференции. Это была моя первая работа, с которой я стала победителем.
Арина Силантьева:
– На уроке по качеству продуктов Лариса Викторовна рассказала, что мы можем его исследовать. Мне стало интересно проверить, что же я ем? Проверила чипсы, несколько видов шоколада, т.е. всё то, что так любим мы, подростки. И чипсы, и шоколад оказались качественными. Если шоколад «седеет», это говорит о том, что масло какао от холода оседает на поверхности, это является показателем того, что какао-масло натуральное, а не пальмовое.
Лариса Викторовна:
– Девочки молодцы. В дальнейшей учёбе в университете или колледже полученные навыки исследования им пригодятся. Они понимают, что такое научная работа, какие материалы надо просмотреть, как оформить презентацию. Настя может теперь рассказать, как вырастить здоровую рассаду. Она уже знает, как готовить почву, как поливать и ухаживать за всходами, какой урожай ожидать.
Мы уже лет десять в школе пишем исследовательские работы, и когда я вижу фамилии своих бывших, повзрослевших учеников, участников и победителей старшего возраста, то это самый лучший подарок мне, учителю. Эти дети и в МИСиСе на конференциях достойно выступают. Что дают мне эти занятия с учениками? Моральное удовлетворение. Это значит, что я научила детей брать информацию из других источников, искать материал, анализировать его. Именно поэтому рекомендую ребятам обязательно заниматься научной работой. Пусть они не станут химиками или биологами, но они научатся анализировать, выдвигать свои гипотезы. Вижу, как раскрывается потенциал учеников, какие цели они ставят, насколько решительны и смелы. Научная деятельность ребёнка раскрывает его внутренние резервы.
Настя Карпунина:
– Мне захотелось испытать себя в другом направлении – филологическом. Почему бы и нет? Сейчас вместе с учителем русского языка выясняю, засоряют ли язык личные сообщения и смс или они имеют свои плюсы? Поняла, что польза есть. Передача информации с помощью смс экономит время, другое дело, каким набором слов она передаётся, но это уже другая история – культура речи. Мне доставляет удовольствие исследовательская работа.
Вильская средняя школа
Преподаватель математики и информатики Татьяна Чикинёва, ученик Денис Анохин.
Татьяна Чикинёва:
– В газете «Выксунский рабочий» прочитали о водоёмах района, но не нашли нашего местного Кирпичного пруда. Когда-то в этом месте добывали глину для местного кирпичного завода. Но она оказалась не очень качественной, и добычу прекратили. Водоём остался, вода там чистая, прохладная. Любимое место отдыха и купания детей. Местные жители даже обустроили его. И если есть такой прудик, то мы решили исследовать его, чтобы внести в реестр водных ресурсов. Этим занялся девятиклассник Денис Анохин. Все данные мы представили Людмиле Лизуновой, начальнику южного территориального управления, с тем, чтобы внести Кирпичный пруд в реестр водоёмов округа. Сейчас там установлена табличка «Водо-охранная зона».
Денис Анохин:
– Необходимо было измерить его глубину. Летом трудно, а вот зимой легче
это сделать. Мы бурили лунки, опускали в них шест и таким образом проводили замеры. Использовал систему «Яндекс.Карты». Мне было очень интересно этим заниматься. Делился с ребятами, рассказывал о своём исследовании, увлёк и одноклассников, и ребят из других классов. Оказалось, что все водные объекты можно измерить с помощью картографической системы.
Мне нравится что-то искать, исследовать, находить новое. В начальных классах делал доклады на исторические темы, а с Татьяной Викторовной занялся морфометрическими исследованиями. С этой работой выступил на научно-практической конференции в МИСиСе. Стал победителем и лауреатом стипендии имени братьев Баташевых.
Татьяна Викторовна:
– В школе уже лет 10 проходит декада наук, в ней заняты все классы, и ребята с удовольствием пишут работы. Мои ученики за это время подготовили более 15 докладов на разные темы: от краеведческих до математических. Интересное исследование по фрактальной графике выполнила Диана Баландина. В этом году провели челлендж по математике «Выкса в цифрах» и по информатике – арт-челлендж, некая минутка ностальгии по родной школе. Задача: чтобы дети проявили интерес к математике и её пониманию. Она в наше время нужна везде.
Учитель начальных классов Елена Чистякова и её ученица Даша Соннова.
Елена Евгеньевна:
– Эта девочка пришла в первый класс уже умея читать. Причём читала и сказки, и рассказы детских писателей. Я спросила её тогда, что ей интересно кроме учёбы. В ответ услышала: «Мы с мамой шьём кукол».
Так появилась её первая кукла и первое исследование «Текстильная кукла в жизни современного человека».
Даша Соннова:
– У нас в семье шьют, вяжут, вышивают. Я сначала вышивала крестиком, потом мне захотелось сотворить что-то большое. Мама предложила сшить куклу. И началось! Сшила симпатичную мышку. Делали это вместе с Еленой Евгеньевной в школе, а дома – с мамой. Во втором классе выполнила исследовательскую работу «Большеножка». Назвали её так из-за непропорциональных конечностей.
В третьем классе я сшила оберег «Неразлучники». А уже в этом году решили с мамой изготовить что-то незатейливое, простенькое, милое. Этим изделием стала кукла тильда. Я три года шла к этой работе, и теперь буду участвовать с ней в научно-практической конференции.
Елена Чистякова:
– Надеемся, что тильда займёт достойное место. Даша всесторонне развитая девочка и если за что-то берётся, то доводит до конца. Бабушка подарила ей гитару, и она берёт уроки у преподавателя музыкальной школы. Занимается в секции самбо в школе «Выксунец».
Даша Соннова:
– Почему самбо? Не только мальчики могут бороться и достигать цели, но и девочки. Хочу стать чемпионкой мира.
ДЮЦ «Центр туризма и краеведения»
Педагог дополнительного образования Елена Сергеева и Настя Черепушкина.
Школьница под руководством преподавателя разработала необычный проект под названием «Лубочная картинка как современный вид народного творчества», он представлен на муниципальном этапе конкурса «От истоков до наших дней».
Девочка почти четыре года занимается в объединении «Палитра» при Центре туризма и краеведения. Здесь дети осваивают азы разных направлений декоративно-прикладного творчества. В этом помещении словно в сказке: собрано множество прекрасных, ярких изделий, представлены самые необыкновенные сюжеты, деревенские посиделки, дивные птицы и животные, изображения на бересте. Глядя на всё это великолепие, трудно удержаться от того, чтобы и самому не попробовать себя в творчестве.
Настя Черепушкина:
– Сначала пришла сюда, чтобы красиво изображать окружающее. Потом стала лепить, выполнять поделки из разных материалов, – поделилась Настя. – Но больше всего мне нравится рисование. Поэтому не удивительно, что после рассказа Елены Евгеньевны об истории создания лубочной картинки, знакомства с работами этого яркого направления народного творчества Настя загорелась идеей авторского сюжета лубочной картинки с сохранением присущей ей народной специфики изображения. В этом, как считает, и есть новизна её проекта.
Под руководством педагога Настя ознакомилась с творчеством авторов современных лубочных картинок. «У художницы Марины Русановой мне особенно понравилась яркость красок, современность стиля при изображении народных мотивов и то, что смысл её творений очень понятен», – рассказал она.
Настя сделала вывод, что лубку свойственна доходчивость и ёмкость образа, для него характерна простота техники исполнения, лаконизм выразительных средств. Она решила, что ей не составит труда разработать правильную композицию картинки, «одеть» героев в народные костюмы – всё это изучала на занятиях по ИЗО и декоративному творчеству. Потом вместе с Еленой Евгеньевной стали определять тему картины, которая была бы оригинальной и актуальной на сегодняшний день. Школьница решила, что с помощью такого неординарного изображения можно привлечь внимание сверстников к книге – сделать своеобразную памятку о её пользе. Начала искать пословицы и в конце концов выбрала две из них, которые (как и положено в лубке) окаймляют рисунок: «Книгу читаешь – на крыльях летаешь» и «Ум без книг, что птица без крыльев».
Работа Насти Черепушкиной
Работа художницы Марины Русановой
Для справки.Лубо́к (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик) – вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.
Ученица и наставник продумали дизайн будущей работы. Если изначально картинка выполнялась на специальном спиле липы (отсюда и название – «лубок»), то повторить такую технологию создания девочке ещё не по силам. Поэтому решили выполнить изображение на картоне.
Персонажами стали петух с удивлёнными глазами и с бусами на шее, девочка в сарафане, летающая на книге. Свободные пространства в картине художница, как и положено в данной технике рисунка, заполнила декоративными фигурками – домиками, ёлочками и т.д.
И вот изделие готово. Кстати, как подчеркнула Настя, она использовала очень яркие краски – это тоже современный подход, своего рода принцип рекламы – так изображение быстрее привлекает внимание. Она также рассказала, что в процессе работы к ней присоединились её друзья, одноклассники. Они заинтересовались лубочной картинкой. Для них Настя записала видео и разместила на страничке «ВКонтакте» её руководителя Елены Сергеевой.
Затем повторное видео девочка сняла вместе с одноклассниками, которые тоже выполнили интересные эскизы лубка. На уроке литературы она раздала памятки (копии своей лубочной картинки) о пользе чтения.
– Я поняла главное – нужно верить в себя, и обязательно всё получится, – уверена Настя. – Когда буду заканчивать школу, определюсь с будущей профессией. Хочу, чтобы она была связана с художественной деятельностью. Моё увлечение – история и декоративно-прикладное творчество.
Работы воспитанников Елены Сергеевой
Елена Липатова, Лидия Козоедова. Фото авторов и Валерии Борисковой