ЗАЧЕМ ХОДИТЬ В ШКОЛУ?

visibility
Чтобы понять, как устроен мирЕсли всего каких-то 20 лет назад дети ходили в школу, подгоняемые грозными родительскими предостережениями: «Не будешь учиться, станешь дворником» и верили в этот постулат, то сегодня,...

Чтобы понять, как устроен мир

Если всего каких-то 20 лет назад дети ходили в школу, подгоняемые грозными родительскими предостережениями: «Не будешь учиться, станешь дворником» и верили в этот постулат, то сегодня, чтоб получить информацию, достаточно зайти в Интернет. Настал момент, когда образование должно перестроиться таким образом, чтобы урок был и источником информации, и побуждал к сотворчеству учителя и ученика.

На двухгодичном семинаре «Школа творческих идей» преподаватели естественно-математического цикла как раз и постигали технологию таких уроков. Выксе вновь повезло: благодаря поддержке благотворительного фонда «ОМК-Участие» здесь прошёл цикл семинаров. В канун нового учебного года на базе Выксунского политехнического колледжа педагоги обучались у передовых московских и петербургских преподавателей. Впечатлениями о том, чем обогатились обе стороны, они и делятся сегодня.

Директор института неформа-льного образования, доктор педагогических наук Вадим Зицер (Санкт-Петербург):
– Семинар проводится уже второй год и мне было очень интересно. Мы говорили с его участниками о педагогике и о том, как сделать так, чтоб ученики не бежали из школы. Во всём мире так. Как у Гоголя в «Мёртвых душах»: ни мужик не понял барина, ни барин мужика. Ни учителя не хотят учить по-старому, ни ученики не готовы воспринимать знания по старинке.

Как сделать так, чтобы учителю было комфортно, а ученику интересно? Сегодня очень важно запустить на уроке личностный процесс, тогда дети будут ходить в школу. Мы размышляли о том, как устроен сегодняшний мир с прикладной точки зрения, т.е. как вести сегодня урок, как сделать его произведением искусства, маленьким спектак-лем, чтобы участники проживали его, причём неважно, физика это или математика.

Профессия учителя так устроена, что на творчество остаётся мало времени, и «поле», в котором он может посидеть, пообщаться, обсудить, появляется очень редко. А уж раз мы собрались на целых три дня, то и говорили о технологии урока. И, конечно, о философии, психологии...

В 2011-м разрабатывали модели уроков. Очень интересно! И педагоги у вас творчески мыслящие, я от них в восторге. Есть ли результаты? Да. Мы переписывались весь год, они рассказывали о том, как изменились ученики, что стали более открытыми, смелее участвуют в процессе урока.

Если не «зажимать» педагога, то он способен на грандиозные преобразования. Профессия учителя сегодня самая незащищённая. С одной стороны, говорят, что в его руках будущее, а с другой – ему нужно массу отчётов составить! Чиновникам пора понять, что учитель – творческая профессия и отношение к ней должно быть таким же.

Алексей Перфентьев, учитель высшей категории, Москва:
– Приглашение я принял с радостью: поделился тем, чем владею сам. Рассказал о том, что оживляет урок, какие элементы вызывают интерес, поделился вариантами творческих работ. Мы поиграли в игры. Как сказали после семинара учителя, они будут использовать в работе мои находки.

Михаил Партанский, учитель информатики (Москва):
– Моя цель – поделиться тем, что умею, а самому узнать, чем владеют педагоги маленького города. Любая работа – это, прежде всего, обмен. И я удовлетворён встречей с коллегами. У нас есть общие точки и общие проблемы. Хорошо, что мы творчески общались. Но нужно чаще встречаться и делиться мнениями внутри каждой темы. В этом вижу продолжение нашей работы.

Ольга Гончарук, методист кафедры химии Московского института развития образования, учитель высшей категории:
– Много лет занимаюсь методикой преподавания, и мне будет приятно, если мои находки найдут отражение в деятельности других учителей. Рада такому общению, как сегодня, я ведь тоже учусь у других педагогов. Мне понравилась аудитория – любознательная, творческая, доброжелательная. Спасибо за работу.

Марина Воронецкая, учитель информатики гимназии №14:
– Узнала много нового, полезного, что ни в одной методичке не прочтёшь. Очень важны психологические моменты урока. Поняла, как важно быть для ученика не недосягаемым авторитетом, а помощником, строить отношения на доверии. За три дня столько нового! Спасибо огромное.

Ирина Захарова, учитель математики Ближнепесоченской школы:
– Семинар был просто потрясающим. Я была поражена, какими глубокими знаниями обладают эти люди и как просто рассказывают о своих находках.
Послесловие. По словам педагогов, этот семинар, как и прошлогодний, является руководством к действию. «И не надо ничего бояться. У нас тоже всё получится».

Елена Липатова. Фото пресс-службы ВМЗ