Не знаю, как там насчёт идеала, но то, что моя собеседница обладает и тактом, и терпением, и достоинством – точно. Ирина Терёхина – педагог с большим стажем, преподаёт иностранный язык уже 34 года. А названные выше качества характеризуют её и как профессионала, который продолжает совершенствовать свои навыки и умения, и как женщину, которой предначертано свыше быть хранительницей домашнего очага.
– Ирина Альбертовна, решение стать учителем – это Ваш личный выбор или прислушались к совету родителей?
– Если бы последовала совету родителей, то стала бы врачом. Впрочем, медицинское образование я всё-таки получила. У нас в педагогическом институте была военная кафедра и предоставлялась возможность посещать занятия в медучилище, поэтому я военнообязанная, и в военном билете у меня указана специальность «хирургическая медсестра».
Когда оканчивала школу, встала перед выбором кем быть: юристом или педагогом, и другие профессии даже не рассматривала. Но в Бельцах, где жила с родителями, не было юридического факультета, а мне так не хотелось куда-то уезжать – у нас был промышленный город с развитой инфраструктурой, в отличие от аграрной Молдавии, много молодёжи, жизнь била ключом. Поэтому я поступила в педагогический институт, решив стать учителем иностранного языка.
– А чем был обоснован этот выбор?
– В нашей школе были смешанные классы, в которых обучение велось на русском языке, и специальные, где ребята учились на молдавском. При этом они свободно говорили по-французски, поскольку он одной группы с их родным языком. И я с завистью смотрела на молдавских девчонок и мальчишек, которые уже в пятом классе с такой лёгкостью общались с гостями из Франции или франкоязычных стран.
В то время к нам в школу часто приезжали разные молодёжные делегации. Сначала я даже приуныла, думая, что никогда не научусь свободно изъясняться с иностранцами на их языке, а потом поставила себе цель и начала усиленно, помимо школьной программы, заниматься немецким и английским. В институте продолжила их изучение, а родители приняли мой выбор, оценив стремление и упорство, с которым я готовилась к поступлению в институт.
– Для Вас важно было, что родители проявили такое понимание?
– Конечно. Мне совсем не хотелось их огорчать, но понимала, что медицина – это не моё призвание и надо было как-то доказать серьёзность намерения стать учителем иностранных языков.
– А как же Вы в Выксе оказались?
– У меня папа отсюда родом. В Выксе ему остался в наследство родительский дом, и в 1983-м мы переехали сюда жить. К тому времени я уже защитила диплом и несколько месяцев проработала учителем.
– Выходит, что Ваше становление как педагога проходило в Выксе?
– Да, оно проходило в школе №12. Я очень благодарна за поддержку и преподнесённые уроки Галине Николаевне Моняковой, которая тогда была завучем, Ольге Анатольевне Муратовой. Она курировала нас, молодых учителей, и беспощадно искореняла наше самомнение, что мы всё знаем и умеем, но делала это настолько деликатно, что никогда не отбивала охоту работать. А ещё большую роль сыграли очень доброжелательные отношения в коллективе, которые сложились благодаря директору Нине Михайловне Мансуровой. Только спустя много лет, оглядываясь назад, я поняла, до чего же мало в тот период умела как педагог.
Полученный в институте багаж знаний давал возможность разговаривать на английском и немецком, а вот как научить языкам, как работать педагогом – эти профессиональные навыки получила именно в школе №12.
– Это сейчас Выкса – современный город, который с каждым годом всё больше хорошеет и благоустраивается, в 1983 году картина была иная. А Бельцы – город, который отстроили после войны, имеющий европейский лоск. Такой контраст у Вас, молодого специалиста с большими амбициями, не вызывал сожаления о смене места жительства?
– Нет. Мне Выкса всегда очень нравилась, я сюда приезжала на каникулы к бабушке. Она жила в районе Межонского пруда, куда мы бегали купаться, а ещё ходили в лес за ягодами. Вокруг замечательная природа, но самое главное – это открытые, доброжелательные люди, и в гости ходили друг к другу запросто, без предварительного звонка, как сейчас. А в Бельцах был иной уклад жизни, уже тогда там было принято заранее предупреждать о своём визите к родственникам или друзьям. Этот город больше относился к Западной Европе, отсюда – другие отношения между людьми, более рациональные, что ли, не хватает в них теплоты и душевности.
– Вы уже много лет преподаёте иностранный язык в школе №8. Что побудило сменить место работы?
– В школе №8 работаю 18 лет, перешла через год, как её открыли после реконструкции – пригласила директор Людмила Васильевна Лебедева. В этой школе иные отношения между учителем и учениками, более высокие требования к преподаванию, знанию предмета. Я проходила стажировку в британской компании и в целом получила возможность само-совершенствоваться в профессии, что для меня очень важно и стало главным аргументом, когда принимала решение о переходе.
– Профессия или семья – что у Вас на первом месте? Как супруг и дети относятся к тому, что мама вся в работе: школа, подготовка к урокам, проверка тетрадей?
– Я считаю, что мне в жизни очень повезло, так как супруг и дети всегда меня понимали и уважали мою увлечённость работой, а у меня ведь даже сны про неё. Дочь и сын давно выросли, сами уже родители, а я – бабушка трёх внуков и счастливая женщина, которой удалось реализовать себя как жене и матери, а также в выбранной профессии. А если расставлять приоритеты, то для меня семья всегда на первом месте.
Фото из архива семьи Терёхиных