Умеете ли вы читать?

visibility
Странный вопрос, ответите вы. Кто же сегодня не умеет этого делать!

Как писал  чешский педагог-гуманист, писатель и общественный деятель  Ян Амос Коменский, «читать и не понимать – одно и то же, что совсем не читать». И хотя сказано это было ещё в XVII веке, но до чего ж актуально именно сегодня!  

Практически ушло то время, когда читать было престижно, а не читать – стыдно. Сейчас предпочитают слушать музыку, смотреть телевизор, играть на компьютере. Более того, уже выросло поколение родителей, которые и сами не читают или обходятся лёгким чтивом. 

В обществе всё громче говорят о падении интереса к чтению, а это – кратчайший путь к духовному обнищанию нации. Депутат государственной Думы, главный редактор журнала «Русский дом» Александр Крутов заявил: «…отказ от чтения говорит о том, что наша российская молодёжь в опасности». 

В Нижегородском институте развития образования разработали модель экспериментальной инновационной площадки  по теме: «Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках введения ФГОСа». Пусть звучит несколько наукообразно, но суть проста: нужно научить школьников читать, размышлять, ориентироваться в мире книг, воспитать духовную потребность в чтении. 

Для эксперимента выбрали выксунские школы №№3, 11, Шиморскую и Проволоченскую. Сроки проведения: 2013-2017 годы. За дело взялись учителя-энтузиасты-экспериментаторы, куратор – методист ИДК управления образования Вера Зуева, научный руководитель – доцент  кафедры начального образования НИРО Валентина Одегова. 

Выкса стала единственным городом не только в области, но и в России, где проходил этот эксперимент. Сегодня мы расскажем, как он проходил, и о полученных результатах.


Да, умеем: молча, вслух, выразительно и много

IMG_20150303_122921.jpgО том, как учили детей  читать в начальных классах, беседуем с заместителем директора школы №11 Ольгой Поповой.

– Почему вы решили участвовать в эксперименте?

– Нас, учителей начального звена всех школ, серьёзно волнует отсутствие интереса к чтению у  ребят и порой даже простое нежелание читать. «Не хочу!» – говорят они, отказываясь без объяснений. Мы знаем и понимаем, что нелюбовь к чтению в детстве порождает многие трудности. Главные из них – в непонимании того, что читает человек, и невозможности осмыслить читаемое. А проводимый эксперимент предлагал решение этой проблемы. В эксперимент вступили 1«А» (учитель Елена Казарова) и 2«Б» (учитель Светлана  Перепелова). Именно в этих классах  мы смогли посмотреть, насколько лучше стали читать дети, как стали понимать прочитанное, как развивался у них интерес к книге.

– Но ведь существует столько разных методик и приёмов по развитию чтения… Выходит, они не работают?

– Они работают, но не для всех, наверное. Раньше, до введения новых стандартов, мы уделяли особое внимание скорости чтения. Контрольный урок по чтению проходил так. Ребёнок начинает читать, а учитель с секундомером в руках стоит рядом. Прочитал в минуту 65 слов. «Ты мало слов прочитал, надо 90».

Теперь по-другому. Ученик читает текст, как ему удобно, в соответствии со своим темпераментом. Один – медленно, другой – быстро, третий – выразительно, четвёртый – монотонно. Отвечает на вопросы по тексту,  выполняет разные задания, например придумывает заголовок или продолжение рассказа. Учитель может предложить ему составить свои вопросы по содержанию. Понимаете, это другая работа – над осмыслением текста. В этом и отличие. 

– Вы замечаете, как эта методика влияет на детей?

– Конечно. Если сравнивать, какими приходят дети в начале сентября, каково их развитие и что они умеют, то разница потрясающая! И мы это видим уже в конце первого полугодия, когда проходят первые диагностические работы. И так все четыре года, изо дня в день мы наблюдали потрясающий рост в развитии детей. А если сравнивать с теми, кто не участвовал в эксперименте, то отрыв поистине колоссальный!  

– В чём же? 

– И по уровню  сформированных  навыков «молчаливого» чтения, понимания текста, и по умению пересказать его, интересу к прочитанному. Стоит отметить, что работа шла не только на уроках, но и после. Ребята участвовали в замечательных проектах, которые придумывали наши педагоги-экспериментаторы Елена Казарова и Светлана Перепелова. Дети работали над  рекламой любимой книги, составляли альбомы чтения, небольшие рецензии, участвовали в карнавале литературных героев и многое другое. 

–  Делились ли вы своим потрясающим опытом с коллегами?

– Да. На школьных педсоветах, на ежегодных конференциях для учителей начальных классов округа. А один раз выступали перед  коллегами из Навашина, Кулебак и Вознесенского. 

– Результат повышения уровня культуры чтения у детей очевиден. А что в портфолио педагогов? 

– Мы разработали модель формирования читательской компетентности, составили сборник стратегий чтения – методическую копилку самых эффективных технологий при работе с текстом, повысили свою профессиональную квалификацию. И самый главный итог: наши дети значительно продвинулись в развитии. Важно, что новые знания они приобрели не путём натаскивания и заучивания. Мы побуждали их думать и мыслить логически.

Пугающая статистика:

Весь прошлый век наша страна по праву гордилась титулом «самой читающей в мире». Современные же статистические данные говорят о том, что положение резко изменилось. 

  • По последним данным социологических исследований, 37% россиян не читают книг вообще, а 52% не покупают газет и журналов. 
  • Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49% до 26%. 
  • 40% опрошенных читают книги от случая к случаю. 
  • Любят читать: младшие школьники – 43%, старшие – 17%.
  • Не любят читать: младшие школьники – 8%, старшие  –17%.
  • Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников.
  • Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся, познавательную литературу – 21%, читают для самообразования 10% школьников. 

Эти выразительные данные говорят о тенденции снижения интереса к чтению от младших школьников к старшим.


Могут думать, мечтать и дружить с книгой

шк.-3.jpgО том, как ребята научились читать разумно, рассказывает Ольга Ярославцева, учитель начальных классов школы №3:

– Проблема детского чтения волнует многих педагогов. Да, дети умеют читать, но вопрос – как? Могут ли они извлекать из прочитанного информацию для себя? И научить их правильному чтению – задача и требования новых ФГОСов. Сейчас на детей давит огромный поток разной информации. Под этим игом они либо совсем перестают читать, либо не могут ориентироваться в этом море информации, найти нужную для себя. И наша задача – научить их этому. А научить можно только тогда, когда пропустишь книгу через себя. Происходит это так. 

Ребёнок приходит в библиотеку, берёт в руки книгу. Рассматривает картинки, находит, кто автор, художник. Изучив картинки, он уже имеет представление, о чём книга. Даже может рассказать содержание. Если понравилась, берёт домой, читает, составляет о ней своё мнение и может порекомендовать её друзьям. 

Для экспериментального класса разработали «портфель» читателя. Ученик записывает в него те книги, которые он прочитал. Но это не всё. Он даёт характеристику героям, анализирует их поступки, учится на их примере. На уроках внеклассного чтения рассказывает о прочитанном. А в журнале для чтения ставит «звёздочки»: красная – книга понравилась;  зелёная – не очень, синяя – не понравилась. И такая работа велась на протяжении всего эксперимента. 

Сегодня эти дети учатся в шестом-седьмом классах. Привыкнув к разумному чтению, они много и с удовольствием читают. Участвуют в литературных конкурсах, олимпиадах, прекрасно декламируют на школьных вечерах, пишут стихи и эссе. 


шк.-3а.jpgЕлена Самойлова, заместитель директора школы №3:

– Нужен ли был эксперимент? Ещё как нужен! Ученик должен не читать «на скорость», а понимать, что он читает, вникать в смысл текста. И цель – вызвать у ребёнка мысли по поводу того, о чём он читает. Теперь наши дети читают и одновременно фантазируют, запоминают, воспроизводят, раскладывают процесс на определённые фазы. Они развивают артикуляцию, умеют управлять дыханием, чтобы в процессе чтения делать паузы. Там при чтении столько нюансов открывается! Мы думаем о том, как продолжить эту методику в среднем звене и включить в эксперимент те классы, что не участвовали в нём. 

Что стало с детьми? Они отличаются успеваемостью, качеством знаний, пониманием того, что читают. Умное чтение включает и историю, и окружающий мир, и химию. И даже математику, ведь задачу надо понять, разделить на смысловые части и потом уже решать. А в основе – чтение!


А я больше всего люблю...

Рассказывают учащиеся 7 класса школы №3, участники эксперимента.

Шуянова.jpg

Анна Шуянова: 

– Читать люблю. Мне нравилось, когда мы с Ольгой Владимировной на занятиях анализировали поступки героев. Становилось понятно, почему герой поступил так, а не иначе. в прошлом году я участвовала в литературном конкурсе, посвящённом Маршаку. А ещё мы писали сочинение, анализировали его детские стихи. Я хоть и заняла третье место, но очень рада. 

Кабаев.jpg

Дмитрий Кабаев: 

– Я люблю читать классику и рассказы о войне. О войне – потому что мой дедушка в детстве был в концлагере, а художественную литературу люблю, потому что язык красивый. У меня читающая семья: читают и отец, и дед. Мой отец, Михаил Владимирович, всегда с книгой, а работает он на металлургическом заводе. 

Ильичёва.jpg

Екатерина Ильичёва: 

– Люблю декламировать стихи. Ольга Владимировна Ярославцева научила нас читать выразительно ещё в начальной школе. Я выступала на конкурсах чтецов в школе, научилась писать сочинения и даже участвовала в городской олимпиаде по русскому языку.

Замыцкая.jpg

Юлиана Замыцкая: 

– Предпочитаю зарубежную литературу. Из последних книг – Рэй Бредбери, Эрих Мария Ремарк, Оскар Уальд. Мне нравилось, когда мы на уроках внеклассного чтения разбирали сюжет, оценивали героев, вникали в смысл произведения. Это приучило серьёзно относиться к чтению и к выбору книги. 

Мурысёва.jpg

Наталья Мурысёва: 

– Я написала исследовательскую работу о литературных псевдонимах. Работать над ней было интересно и несложно благодаря тем навыкам и практике по чтению и анализу прочитанного, которым нас научила Ольга Владимировна.

Сельдимирова.jpg

Екатерина Сельдемирова:

– Люблю классику. К ней меня приучила бабушка, учительница русского языка Наталья Владимировна Денисова.


Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь!

книги2.jpgЧто такое читательская компетентность и как это выразилось в работе инновационных площадок в нашем городе, рассказывает методист ИДК управления образования округа Вера Зуева:

– Работа проходила в три этапа.

На первом этапе учителя знакомились с нормативными документами Министерства образования РФ по новым федеральным образовательным стандартам, выясняли, что такое «читательская компетентность», анализировали содержание учебников, взяв из них необходимые моменты для работы.

На втором разработали варианты моделей формирования читательской компетентности. Поставили задачи, как  побудить детей к чтению, используя различные технологии, приёмы и методы обучения. Среди них выделили литературные игры, викторины и праздники, встречи с интересными людьми, сотрудничество с библиотекой, родителями. 

На третьем этапе делились полученными  результатами с учителями начальных классов школ округа на семинарах, заседаниях «круглых столов», в творческих мастерских, на конференциях.

Полученный опыт распространили  на школьном, муниципальном, межрайонном уровнях. Результаты радуют: дети научились  самостоятельно выбирать книги для чтения, брать из текстов интересную и полезную информацию, давать свои оценки прочитанному, работать с разными источниками информации; у них сформировалась оперативная память и творческое мышление. 

Ребята стали понимать важность чтения именно для себя, потому как повысилась их успеваемость и по другим предметам. Они поняли, насколько важно читать систематически.  

Итоги инновационной деятельности по теме «Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках ФГОС» были подведены в мастерской передового педагогического опыта 23 марта 2017 года на базе школы №3. Более 180 учителей начальных классов Выксы, Кулебак, Навашина окунулись в атмосферу педагогического мастерства, новизны и творчества. 

Опытом работы делились учителя: Ольга Ярославцева (школа №3), Ольга Попова, Светлана Перепелова (школа №11), Галина Сычёва, Светлана Полюшина (Шиморская  школа), Ольга Карпова (Проволоченская школа).

В работе мастерской участвовала руководитель инновационной площадки кандидат педагогических наук, доцент кафед-ры начального образования НИРО Валентина Одегова. С интересом и вниманием просмотрели фрагменты уроков литературного чтения.  

Главным итогом педагогической мастерской стало то, что опыт, который приобрели и наработали учителя-экспериментаторы в формировании интереса к чтению у учащихся начального звена школ, рекомендован к применению в других школах округа. Значит, мы на правильном пути!



книги.jpgТема, которую мы сегодня затронули, очень и очень важна.

Жаль, что этот эксперимент прошёл только в отдельно взятом городе Выксе. Отрадно, что нам повезло в этом плане. Надеемся, что резонанс разойдётся как круги на воде и мы вновь сможем говорить о нашей стране, как о самой читающей в мире.  

Но для этого каждый из нас, взрослых, должен сделать хотя бы шаг в эту сторону. Может, вы начнёте читать ребёнку книжки-малышки, затем – произведения Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Михаила Пришвина. Может, будете сами чаще заглядывать в книгу, а не в планшет или телевизор. Может, поинтересуетесь у учителя, планируется ли ввести в вашей школе такие уроки. Действуйте, не разводите руками и не расписывайтесь в собственном бессилии!  

Фото Ольги Поповой и из архивов школ №№3, 11