В детский сад без слёз

account_circle ВР
visibility
Этот вопрос встаёт перед каждой мамой, когда приходит время выходить на работу. Оставить ребёнка дома не с кем, бабушки тоже работают, остаётся одно – ясли. А если он там будет плакать? Подруги и старшие родственники успокаивают: «Ничего не случится, золотая слеза не выпадет, привыкнет». «А вдруг – нет? Ведь он такой домашний. Он же мамошник! Без меня никуда…»

Как это происходит и как по-разному решается проблема – в маленьких зарисовках из жизни. 

Вовочка-драчун

Вовка и родился крупным, и рос быстро, так что к своим двум с половиной годам он по росту соответствовал четырёхлетнему ребёнку. Гуляя на улице, тянулся к тем, кто побольше и постарше. А те не принимали в свои игры, считая мелкотой. Тогда он стал драться и, естественно, получал от ребят тумаки. 

То же самое случилось, когда Вовку повели в сад. В группе он был больше и крупнее всех. В первый день с ним несколько часов была мама. Видя её рядом с собой, Вовка воспринял детсад как обычную детскую площадку и стал вести себя так же. Он не захотел играть с себе подобными, переметнулся к тем, кто ростом больше. А тем он мешал. Он начал задираться. Те ответили. Он – в рёв и побежал жаловаться маме. Но и мама его не понимала и вела к маленьким! Вовка сопротивлялся и всё повторялось сначала. 

Воспитательница в группе была такая же строгая, как и мама (в том смысле, что не разрешала играть с большими детьми). Вовка её сразу невзлюбил. И началась та трагедия, когда Вовку вели в садик, а он доходил до двери и поворачивал назад. Ревел. Кричал. Упирался. Ничто и никто в этом мире не мог заставить его пойти к детям. Решили сделать перерыв и не водить в детсад.

Прошло три недели. Настал этот день, и мама вела Вовку за руку, а мысли были о том, чем и как удержать упрямца. Они вошли в группу, им навстречу – красивая и улыбающаяся воспитательница (новая). Ласковым голосом сказала: «Ребята! Смотрите, кто к нам пришёл! Вовочка пришёл. Сейчас он разденется, и мы пойдём к другим деткам. Правда, Вовочка?» Вовка как заворожённый смотрел на неё и не совсем понимал, что происходит. Но каждое слово слышал и выполнял то, что говорила воспитательница. Он послушно пошёл за ней в группу, даже не обернулся к маме. оставшись одна в пустой прихожей, мама Вера тоже ничего не понимала и прислушивалась, не задаст ли сейчас рёва её сын. Не услышав ничего, отправилась домой. 

Через несколько часов пришла, чтобы забрать Вовку. Ей сказали, что он… спит. «Спит?» – удивилась мама, зная, что дома укладывает его со скандалом. «Что случилось? Что за перемена такая?» – продолжала спрашивать Вера. «Влюбился ваш Вовка в нашу «Маривану», как они все её называют». «Да где ж она раньше-то была?» – не унималась мама. «В отпуске! И теперь ваш сын будет бежать в сад!»

Вовку и впрямь будто подменили. Он стал послушнее, перестал драться и смотреть на детей постарше, ему стали интересны ребятишки в своей группе. Дома он начинал что-то быстро-быстро говорить на своём языке. Его не понимали, он злился, убегал в комнату, выключал свет и сидел там в темноте. Переживал. А однажды он всё-таки сказал. На вопрос бабушки, нравится ли ему в садике, Вовка вдруг чётко и ясно произнёс: «Маливана класивая». Что тут скажешь? Прав Пушкин: любви все возрасты покорны.

Спок попутал

Книги американского учёного и педиатра Бенджамина Спока Маша купила, будучи беременной. И прочитав, решила, что будет воспитывать ребёнка по Споку. 

Малыш родился крепким, смуглым, похожим на маму, что вызывало в её душе гордость. Радовались  и бабушка с дедушкой: ведь это был первый внук. Мальчик рос спокойным, много спал, хорошо ел, правда, иногда плакал. Да, младенцы плачут, потому что это их главный способ заявить о своих потребностях. И тут бы взять ребёночка на руки, прижать к себе, он бы и успокоился. Но мама, следуя советам американца, твердила: «Нельзя приучать к рукам. Пусть поплачет». Бабушка была вне себя, говорила, что дочь жестокая и любовью ещё никого не испортили, и всё-таки брала малыша на руки. Тот успокаивался и засыпал. 

Через четыре месяца Маша уехала доучиваться, а сына оставила родителям. Приехав на зимние каникулы, Маша с удивлением обнаружила, что сын больше тянется к её маме, а не к ней. 

Уехала с тяжёлым чувством. В письмах бабушка рассказывала, что внук растёт хорошо, начал говорить и называет её мамой. «Не переживай, вот приедешь, он и тебя так называть станет». Защитив диплом, Маша, ни дня не медля, помчалась домой. И тут её ждала большая радость. Как только она показалась на пороге дома, малыш, который стоял и держался за бабушку, увидев Машу, с радостным возгласом сделал несколько первых шагов навстречу ей. Она кинулась к нему, подхватила на руки, прижала к себе и… заплакала.

И всё-таки Спок и расставание с ребёнком на год  дали о себе знать. Когда Митю в два с половиной года Маша повела в ясли и приветливая воспитательница взяла его на руки, он оглянулся, но не заплакал. Заплакал тогда, когда она пришла за ним через два часа. Митя сидел и смотрел в окно. Маша окликнула его. Он вскочил, бросился навстречу с криком «Мама пришла!». Что творилось в душе ребёнка, можно только догадываться. 

То, что это была травма на всю жизнь, – однозначно. Митя всегда относился к родителям прохладно, зато очень любил бабушку и дедушку и говорил, что у него две мамы: мама-бабушка и мама Маша. И два папы... 

Обними меня, мама!

В ясельную группу приводят малышей с полутора лет. Их встречают воспитатели. И с первых мгновений ребёнок почему-то начинает понимать, кто эта незнакомая тётя. Татьяна Циброва в яслях «Ладушки» работает уже 40 лет. Она для малышей и бабушка, и мама одновременно. 

Для любого ребёнка ясли – это стресс. Маленькому существу кажется, что его отдают насовсем, и тут важно из одних добрых рук передать в другие. «Руки – главное в общении малыша и воспитателя. Ребёнок должен чувствовать себя под защитой. Попав в объятия, малыш всем своим существом понимает, что его любят». 

Очень часто мама, приходя за малышом, видит, что дочка (или сын) крепко обнимает Татьяну Александровну и вовсе не спешит к ней. «Доченька, пойдёшь домой?» Та кивает головой и продолжает сидеть на руках у воспитателя. Татьяна Александровна не перестаёт повторять родителям, чтобы те чаще обнимали малышей. 

А что до Спока, то у нас своя методика – методика любви. Любовью не испортишь.

Елена Липатова

Адаптация – это нормально!

в-детский-сад-без-слёз1.jpgМолодым родителям важно понять: начало посещения детского сада – стресс практически для любого ребенка.

В среднем срок адаптации может длиться от семи дней до месяца. Приведённые ниже правила помогут пережить это непростое время без лишних трудностей. 

Укрепляйте организм

Первые недели посещения детского сада – серьёзная работа для иммунитета малыша. Подготовьтесь к этому периоду заранее. 

Обеспечьте ребёнку разно-образное питание. Пойдут на пользу и качественные витаминные комплексы. Также приветствуются закаливание и регулярные прогулки на свежем воздухе.  

Будьте последовательны 

Ничто так не вводит ребёнка в заблуждение, как правила, которые постоянно меняются. Беспокоясь о будущем, родители могут начать проявлять то излишнюю строгость, то чрезмерную мягкость, думая, что это поможет ускорить адаптационный процесс и «исправить ошибки воспитания». 

В переходный период очень важно, чтобы родительское поведение было как можно более стабильным. Терпение и понимание мамы и папы – вот что больше всего нужно ребёнку в это время.

На стороне ребёнка

Конфликты и разногласия, неизбежно возникающие в детском саду, не должны быть причиной для публичного отчитывания или пристыжения. Если ребёнок провинился, вы можете обсудить его поступок без посторонних, сделать ценные выводы и договориться о том, чтобы он извинился перед тем, кого обидел. Прилюдная демонстрация ваших педагогических способностей вряд ли пойдёт сыну/дочке на пользу, даже если кто-то будет настаивать на этом. А ребёнок вполне ожидаемо почувствует себя лишённым вашей материнской защиты и любви. 

Все мы не идеальны

Говоря о провинностях ребёнка, нужно оценивать поведение, а не личность. Поступок – явление временное. В следующий раз мы можем повести себя иначе. А категоричные выводы о личности – ты плохой, ты никудышный – это преступление по отношению к человеку, который ещё только растёт и учится жить. 

Умейте слушать 

Если ребёнок плачет, не запрещайте ему этого. Чувства – словно поток воды: бесполезно пытаться его перекрыть, но можно дать ему новое русло… Так и с негативными эмоциями малыша – не запрещайте, но принимайте. Обнимайте, говорите, что понимаете его. Если ребёнок протестует, значит, ему нужно помочь разобраться в ситуации. И вам, как маме, очень важно выяснить, что не так… Возможно, малыш еще не привык к воспитателю и очень скучает по вам. Не жалейте времени и сил на то, чтобы разобраться в причинах недовольства. Любящему родителю слёзы и жалобы ребёнка не могут быть безразличны. Понимание проблемы – начало её решения. 

Давайте иллюзию свободы 

Основатель гуманной педагогики профессор Шалва Амонашвили говорил, что у ребёнка есть три развивающие его силы, так называемые «страсти»: страсть к взрослению, страсть к знаниям и страсть к свободе. Разумеется, мы не можем дать трёхлетнему ребёнку полную свободу. Но мы можем дать ему полезную иллюзию свободы, не диктуя однозначное развитие событий, а позволяя выбрать из нескольких вариантов. 

Ты что будешь: кашу или суп? Ты какие колготки наденешь: голубые или жёлтые? Заметьте, нет варианта не надевать колготки или не завтракать. Вариантов выбора может быть и больше двух. Главное, чтобы они были… 

Любите безусловно

Это важнейший пункт для любого беспокоящегося о благополучии своего чада родителя. Как бы ни проходили первые дни в детском саду, пусть обстоятельства не лишают ребёнка вашей любви и внимания. Трудный период адаптации обязательно закончится, а детско-родительские отношения – это то, что стоит беречь с самого начала. 

Елена Симашова, психолог

13+... советов родителям

в-детский-сад-без-слёз2.jpg– С мамой расстался – стресс?

– Стресс.

– Соску отобрали?

– Стресс.

– Игрушки нужно с другими делить?

– Стресс.

– Вместо памперсов дают горшок?

– ...

На каждый стрессовый момент психолог Галина Нукрева  выдаёт родителям по пластиковому мячику. Удержать их с каждым разом становится сложнее. Зато мамы и папы буквально прочувствуют, с каким объёмом непривычного и пока некомфортного сталкивается их ребёнок в первые дни в детском саду. Ничего удивительного, что он может начать капризничать и плакать.

– Ольга Сергеевна, посмотрите на мою машинку! – катит пластиковый грузовик воспитательница детского сада, сейчас изображающая ребёнка.

– Домооой хочу!!! – рыдает вторая воспитательница, ради сценки повязавшая банты. Тут она замечает, что один развязался и начинает рыдать усиленнее:  – А мне их мама завяяяяязывала….

– А моя бабушка живёт через дорогу, а папа – милиционер, – не успокаивается «ребёнок» с машинкой. И тут в гомон включается третий, четвёртый голоса – на сцене появляются новые действующие лица (группа ведь состоит не из двух ребят). И мама, согласившаяся поучаствовать в тренинге, даже не знает, смеяться или тоже начать плакать, потому что выполнить задание, то есть рассадить всех на стулья, не получается. Зато понятно, что и воспитателю в первые дни сентября приходится особенно несладко, и поддержка со стороны родителей ему просто необходима.

Так в формате неформального общения и игр не первый год проходят в «Земляничке» семинары «В детский сад без слёз». Психолог Галина Нукрева вместе с коллективом детского садика и родителями решают вопрос, как сделать так, чтобы адаптация ребёнка, который ещё вчера был домашним, прошла максимально легко. При том что очень много индивидуальных советов, есть общие, которые, возможно, будут актуальны и для вас. 

Шаг 1 

Смириться, что слёз, скорее всего, избежать не удастся.

Даже взрослому человеку на то, чтобы адаптироваться к условиям и коллективу на новом месте работы, нужно время. И это при том, что он сам выбрал место работы, и едва ли половина его коллег с утра занимаются тем, что рыдают. 

Для домашнего ребёнка в детском саду непривычно всё, а главное – отсутствие родителей. Не только слёзы при расставании, может быть потеря аппетита, бессонница, ребёнок может начать «писаться» как в более раннем детстве – это всё будет проявлением стресса. И важно в этот адаптационный период не ругать ребёнка за подобную реакцию. Окажите ему поддержку и дайте время справиться с собственными переживаниями.

Шаг 2

Познакомить ребёнка с детским садом до того, как вы его туда отправите.

В июле вы узнали, что вас принимают в выбранный детский сад. начинайте заходить на его территорию гулять вместе с ребёнком. Администрация учреждения практически всегда пойдёт вам навстречу (уж в этом вопросе точно). Показывайте игровые площадки, рассказывайте, как интересно на них играть, с каким удовольствием вы сами когда-то ходили в детский сад и т.д.

Новость о том, что с сентября он будет утром уходить из дома, не должна быть для ребёнка внезапной.

Шаг 3

Синхронизировать домашний режим с режимом детского сада.

Это касается и выходных. Ведь если ребёнка уложили в воскресенье в 23.00, то в понедельник ему будет тяжело встать и пойти к 8.00 в детский сад. А ещё вашему сыну или дочке нужно привыкнуть к дневному сну. 

Синхронизировать нужно и бытовые вещи. Так, в детском саду дети ходят на горшок, значит, ребёнок к этому времени должен привыкнуть обходиться без памперсов (хотя бы сократите время пребывания в них).

Шаг 4

Заранее обговорить меню.

Если в меню есть блюда, которые ребёнок категорически не переносит, не любит – обратитесь к своему воспитателю, поговорите с ним об этом. Меню, скорее всего, можно скорректировать. Как и в случае, если у ребёнка есть аллергия на те или иные продукты. Другой вопрос, что ваш сын или дочка могут просто не знать какие-то блюда и не уметь их есть. Например, сегодня детям привычнее варёные пельмени, чем гречневая каша, но питание в детскому саду более сбалансировано и исключает полуфабрикаты. Есть смысл пересмотреть домашнее меню во время подготовки к детскому саду и включить в него те продукты, которые исполь-зуют в д/с.

Часто возникают вопросы, связанные с тем, что ребёнок ещё не умеет самостоятельно есть. Его обязательно накормят и заодно научат, как правильно держать ту же ложку, пить из чашки, но и дома чадо должно начинать есть самостоятельно, обходиться без бутылочек с сосками.

Шаг 5

Позитивно настроить не только ребёнка, но и себя. 

Не секрет, что дети чувствуют настроение родителей. Не проявляйте перед ребёнком своего беспокойства. Будьте готовы довериться воспитателю, потому что действовать вам предстоит командой. Все вопросы, которые у вас возникают, можно решить совместно с воспитателем и специалистами детского сада.

Шаг 6

В первые дни посещать детский сад вместе с ребёнком.

Это, конечно, не значит, что вы целый день будете проводить с ним и другими детьми. Просто по договорённости с администрацией (если чувствуете, что ребёнку самому адаптироваться будет тяжело) вы в первые дни можете приходить вместе с чадом буквально на час, два, чтобы познакомиться с группой, посмот-реть, как всё устроено.

Шаг 7 

Окружить ребёнка привычными вещами.

Вместе с собой в детский сад можно дать не только любимую игрушку, но и, например, платочек, подушечку, пелёночку. Что-то, к чему ребёнок сможет прижаться во время тихого часа и уснуть, чувствуя тепло и привычный запах дома.

Шаг 8

Мотивировать ребёнка. 

Вы купили новую книжку или игрушку – покажите её в детском саду. Точнее, предложите ребёнку разделить радость от приобретённого с другими ребятами: придите вместе, подойдите к воспитателю и попросите показать эту книжку/игрушку остальной группе и почитать её/поиграть с ней в течение дня. Ребёнку нужно почувствовать, что в детском саду он нужен, его ждут.

Интересуйтесь, как ребёнок провёл день, прямо при нём у воспитателя. Хвалите за хорошие поступки – воспитатель найдёт, что для этого перечислить. Можно поощрить, например, и сладким – купить за примерное поведение шоколадку или что принято в вашей семье, но не нужно превращать такой «покупательный» способ поощрения в систему (это должно быть единичным случаем).

Шаг 9

Придумать ритуал.

Имеется в виду, именно для проводов в детский сад и встреч из него – чтобы была какая-та константа. Например, не просто сказать «Пока, увидимся вечером», а обнять на прощание, поцеловать в щёку, послать воздушный поцелуй.

Шаг 10

Не пугать детсадом.

«Вот завтра пойдёшь в детсад, там с тобой никто церемониться не будет» – так говорить нельзя. В присутствии ребёнка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и о детском саде. В сердцах вы можете что-то сказать, например, о коллективе, и ребёнок это запомнит. В итоге ему будет сложно понять, почему же вы его, такого любимого, опять отдаёте этим «нехорошим» людям.

Шаг 11

Не ждать, что все сразу начнут дружить.

Не стоит расстраиваться, если ваш ребёнок пока не взаимодействует с другими малышами. Дети 2-3 лет играют не вместе, а рядом друг с другом. У них ещё не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. 

О том, что адаптация идёт успешно, можно судить по тому, что кроха всё охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы и следует режимным моментам.

Шаг 12

Уходить, несмотря на слёзы, и возвращаться из-за истерик.

Ребёнок при расставании заплакал. Что делать? Всё равно уходить. В таких случаях, как правило, воспитатель берёт ребёнка на руки (детям тактильные ощущения очень важны) и старается отвлечь на себя, игрушки, других ребят.

Если ребёнка отвлечь не получилось, никто не будет доводить его до глубокой истерики. Вам позвонят и попросят прийти за ним. Поэтому желательно, чтобы на период адаптации кто-то из родителей был в отпуске.

Шаг 13

Быть в одной команде с воспитателем и психологом.

В любом случае воспитатель, видя что ребёнок тяжело привыкает к детскому саду, предложит вам вариант, который поможет вам и вашему ребёнку справиться с проблемой расставания. Например, можно заранее договориться, что ваша дочь пойдёт в детский сад в новом платье. Педагог будто случайно встретит её на входе и скажет: «Какая же ты красивая! Какая же ты нарядная! Пойдём, покажем платье другим ребятам, расскажешь мне, как ты сегодня собиралась к нам…» – и потихоньку, отвлекая, заберёт ребёнка с собой в группу. Это может сработать.

Бывает, что адаптационный период затягивается и проходит слишком трудно. Тогда к вашей с воспитателем команде нужно подключать психолога. Такой специалист сейчас есть практически в каждом детском саду. И не удивляйтесь, что вас начнут спрашивать о жизни ребёнка буквально с первых его дней: проблема может таиться очень глубоко. Нужно учитывать и особенности характера. Так, к гиперактивному ребёнку просто нельзя применить тот же подход и требования, которые выполнимы для тревожных детей.

Каждый ребёнок индивидуален и приходит в детский сад со своим характером. Лучше всего его понимают родители, а это значит, что от них во многом зависит то, насколько легко он вольётся в новую жизнь. Не менее важны участие и позиция воспитателя. Две стороны жизни ребёнка не должны противоречить друг другу. И вот ещё два совета. Первый: в период адаптации старайтесь не нагружать ребёнка дополнительными эмоциональными переживаниями, ему и так есть чем озаботиться. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная, бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Больше хвалите, чем ругайте. Второй совет: проводите всё свободное время с ребёнком, играйте и общайтесь с ним. Он должен понимать: от того, что его отдали в детский сад, меньше его любить не стали, точнее – он отправился в детский сад не потому, что его разлюбили родители. Демонстрируйте ребёнку свою любовь и заботу. Будьте терпеливы!

Ксения Абдулхакова

Фото из открытых интернет-источников