Готовы ли выксунцы к перформансам

account_circle
visibility
Как соотносятся стратегическая сессия и самый знаменитый фестиваль города.

В Выксе 16 июля прошла стратегическая сессия в рамках проекта «Город своими руками» фонда «ОМК-Участие» и группы «8 линий». Тема: «От города-завода – к городу-парку!». Как отметили организаторы, важно было услышать, что думают выксунцы о будущем родного города.

Модератором выступил Александр Острогорский – эксперт, преподаватель архитектурной школы «МАРШ». Среди участников можно было встретить и кураторов фестиваля, и архитекторов, и школьников, и металлургов, и краеведов, и представителей местных СМИ, и бизнесменов, и просто активных жителей города.

Сессия состояла из двух частей. В первой провели ролевую игру, а во второй с помощью мозгового штурма рассматривали вопросы благоустройства проблемных зон города. 

Увлекла всех и задала вектор работы ролевая игра. Каждый получил карту города N и свою роль – представитель городского сообщества или администрации, архитектор или бизнесмен.  

Вместе они обсуждали идеи благоустройства абстрактно заданного парка, а две группы архитекторов (их роль выпала представителям сферы культуры, металлургам и школьникам) затем выдвигали и дополняли идеи по его реконструкции. Стоит сказать, что образное мышление и фантазия у выксунцев работает просто прекрасно. Предлагали и канатные дороги, и оборудованные спортплощадки, и проходы в насыпи, и навесную прозрачную дорогу. В общем, не парк, а мечта. После чего представители городского сообщества голосовали за лучший проект. Здесь наиболее активной и компетентной проявила себя Наталья Осипова, директор ДК им. Лепсе. За что и была награждена памятным подарком от модератора. 

Небольшая рефлексия (обмен мнениями) показала, что игра действительно увлекла жителей, дала им возможность абстрагироваться и проявить себя в новых ролях, выдвинуть свои предложения. Однако участники решили сделать игру более законченной – дать проектам названия и тем самым выразить мысль точнее, выбрать по три объекта, которые впоследствии можно воплотить в жизнь. 


стратсессия по благоустройству паркаНа стратсессии идёт обсуждение идей по благоустройству парка. Александр Острогорский (модератор) – первый справа, Артём Черников (архитектор) – первый слева


Артём Черников – архитектор, преподаватель, куратор одного из направлений фестиваля «Арт-Овраг» (это он построил знаменитые буквы Выкса в парке), вновь приехал поделиться опытом, посмотреть на то, что произошло, и получить фидбэк (обратную связь) от жителей, найти вектор, куда двигаться дальше. Он отметил, что несмотря на то что стояла задача спроектировать парк, нельзя делать это вне контекста прилегающих территорий – жилых кварталов, дорог, местности. Нужно всегда мыслить шире, взглянуть на город в целом.

Уточнили у модератора, почему была выбрана такая форма, а главное, для чего?

– Действующие лица в данной игре – главные стороны любого городского процесса – жители, бизнес, власть и те, кто проектирует. Поэтому такой формат помогает рассмотреть их действия подробнее. 

– А почему выбрали отвлечённый город, а не Выксу? 

–  Это даёт возможность всем абстрагироваться и представить себя на месте других людей, попытаться понять, как в такой ситуации действовали бы бизнесмены, политики или мэр города. Это позволяет заметить то, что в обычной рутинной жизни не всегда видишь. 

Вторая половина встречи была посвящена  работе в группах. Как это принято, часть сообщества «отвалилась» по особо важным делам, но те, кто остался, завершили дело, предложив любопытные проекты. Рассматривали два вопроса: «Что из того, что происходило в городе за последнее время, связанное с общественными пространствами, кажется важным и интересным?», «Чего ещё не делалось, но хотелось бы, чтобы случилось?». 

Каждая группа обсуждала проблемные пространства города, а затем брала одно из них и работала над проектированием решений. Четыре группы выявили такие проблемы, как нехватка в парке аттракционов для подростков, благоустройство набережных Верхнего и Запасного прудов, ситуация с лесопосадкой (место в цент-ре города, которое, по сути, «выключено»  из-за мусора и маргиналов), недостаточность транспортной логистики и остановок в городе, неработающие фонтаны... Этот список можно продолжать ещё долго. В итоге остановились на наиболее интересных и значимых – представители школ округа захотели провести фестиваль авторского авангардного кино, так как в Выксе и области, как оказалось, многие его снимают. Люди старшего поколения выделили ситуацию с плотиной Запасного пруда и дорогой рядом. И, конечно, не обошли стороной и территорию посадки.

Все группы предложили неожиданные проекты, несмотря на короткое время, которое давалось на их разработку. Была представлена идея фестиваля авторского кино как отдельно, так и в рамках «Арт-Оврага» (тут стоит напомнить, что в городе обещали установить большой экран для трансляций массовых мероприятий, так что же мешает сделать его отдельно?). 

А как интересно разработали вопрос благоустройства плотины Запасного пруда, одного из красивейших и старейших в городе. Например, чтобы снять транспортную проблему на Антоповском мосту. Кстати, площадь водоёма – около пяти квадратных километров, а значит, здесь всегда будет ветер. Вот вам идеальное место для занятий парусным спортом летом, а зимой для езды на буере, не так ли? А как бы прекрасно всё дополнили оборудованные подъездные пути, открытая набережная, которая давала бы доступ к пляжной зоне с сосновым бором и альтернативный объезд  в случае выхода из строя моста или возникновения пробок, смотровая площадка и многое другое… Подумать только,  многие выксунцы так никогда и не были здесь! 

А как проработана идея благоустройства лесопосадки! У территории есть большой потенциал. Нужно лишь убрать мусор, оборудовать  входы и сделать место сквозным и живым. Опять главный вопрос – благоустройство. Дорожки, фонари, урны, 

туалеты… Предложили и аптекарский огород при больнице, и тропу здоровья, и площадки для спорта и пикника.   

На финальной рефлексии участники ещё раз отметили интересный формат и возможность выйти за рамки, обсудить проблемы. Вот только возник вопрос – готовы ли жители округа действовать сами, без «пинка» фестиваля – просто собраться и почистить посадку, вырубить кусты, начать делать её местом, в котором хочется бывать? Лень провинциальную тоже упомянули, и выяснилось, что не особо кто-то готов всё бросить и заниматься благоустройством. 

Как бы то ни было, но уходили все радостные и воодушевлённые новыми идеями. И опять возник вопрос: какова цель мероприятия? Утопически помечтать об идеальном городе? Развлечься новыми форматами? Определить вектор развития фестиваля? Да тут на сессию не ходи, а спроси у любого, и каждый скажет, что проблемные зоны – это посадка, заброшенные здания и благоустройство территорий.  

В общем, решила узнать у куратора фестиваля «Арт-Овраг» Юлии Бычковой, на какую благую цель был потрачен день?

– Цель – дать почувствовать всем, какие разнообразные сценарии участия могут быть в формировании общественных пространств. Одно дело, когда ты просто житель, другое – когда ты примеряешь разные роли и можешь быть и архитектором, и представителем власти. Всё это в режиме игры, где можно ничего не бояться и раскрывать  свой потенциал. Люди, которые пришли на сессию, творческие и смелые. Для нас как для проектировщиков и кураторов важно было проговорить точки действия на будущее, и всё это – фундамент для нашей дальнейшей стратегии.

– Вы готовы что-то рассмотреть и реализовать?

– Нет ответа на этот вопрос. Нам нужно промониторить, что актуально,  и понять, как действовать. Пока нашли гораздо больше точек, чем возможностей. Это хорошо, значит есть запросы.


Рефлексия по фестивалю

Фестиваль «Арт-Овраг» в очередной раз удивил выксунцев и гостей города своей масштабностью, неповторимостью и новыми формами.

Отзывов много, как положительно-восторженных о том, что это было сногсшибательно, так и отрицательных – что это худший из всех восьми проведённых фестивалей. 

Организаторы надеялись на более активное участие представителей бизнес-сообщества в программе, например, на фуд-корте. Напомним, что арендная плата за установку точки была 15 000 рублей, но большинство фуд-траков и кортов были не из Выксы. Почему? Попытались выяснить.

Представитель сети кафе «Просто вкусно» сказал, что дело не в сумме аренды, а в моральном аспекте. «Для нас не проблема заплатить 15 тысяч за аренду места и сделать свою точку на фуд-корте. Мы хотели перевести деньги в фонд «ОМК-Участие», но оказалось, что данную сумму нужно было отдать наличкой организаторам. Как-то это странно. Нам организовать выездную точку питания несложно, поскольку мы одни из немногих предприятий, у кого есть официальное юридическое лицо, санитарные книжки, продумана логистика поставок. Мы даже мусор за собой увозим и ставим специальные краники, где можно помыть руки и так далее. 

Что же в этом году? У некоторых фуд-траков даже не было официального юрлица и документов. С предпринимателями важно дружить, а не просто заставлять отдавать деньги. Вовлекать их, заинтересовывать. Включать в команду организаторов и соавторов фестиваля. А пока слова сильно расходятся с делом. Возможно из-за того, что в штате организаторов недостаточно жителей города, которые действительно знают проблемы и «подводные камни». Город у нас маленький, и подобное мнение и вопросы возникают не только у меня, но и у многих других представителей бизнес-сообщества». 

Представители кафе «Гараж» тоже высказали свою точку зрения:

 – «Арт-Овраг» создан для того, чтобы привлечь новую культуру, помочь выксунцам посмотреть на новые формы, попробовать сделать что-то необычное. Мы постарались воплотить это в нашем проекте, сохранив стилистику кафе. Мы не выставили точку на фуд-корт, потому что не нуждаемся в этом. Кроме того, на наш взгляд, данная площадка была не очень хорошо организована. Нам же легче принимать гостей на собственной территории. Цена в 15 000 за три дня в принципе приемлемая. Но если вы работаете под девизом «От нас – для вас» (или что-то похожее), то он должен оправдывать себя. Было бы здорово, если бы для местного бизнес-сообщества места предоставлялись бесплатно. 

Знаете, если делаешь два дела одновременно, ни одно из них не сделаешь хорошо. Поэтому мы решили участвовать только в Параллельной программе с проектом «Железо». И это у нас отлично получилось. 

Хорошо помогали организаторы из Москвы, например, мы держали связь с Полиной Князевой в любое время дня и ночи. Она оперативно решала все возникающие вопросы. Нас поразила слаженная работа организаторов и волонтёров. Для мастерской все материалы закупили за собственные средства, «Ниву» сделали «от и до». Автопробег на закрытии получился зрелищным.

Мнение кураторов Юлии Бычковой и Антона Кочуркина не менее интересно, как и вопрос, откуда вообще взялась такая сумма за аренду? 

– Наши подрядчики платят нам, да. Это средняя рыночная цена по региону, обычно она даже больше. Но мы сделали её такой, ведь фестиваль ещё развивающийся, и не всегда можно много на нём заработать. Но арендаторы остались очень довольны, около 1 миллиона рублей гости фестиваля потратили на все сервисы. И хотелось бы, чтобы в этот коммерческий процесс включалось побольше выксунских предпринимателей.

– А вы не считаете, что с местного сообщества можно не брать деньги за аренду?

– Нет, они должны быть на равных условиях со всеми. Фестиваль и так много делает для города. Считаю, что выксунцы могут составить достойную конкуренцию.

– Куда уходят эти средства?

– Они идут на организацию «Арт-Оврага», на наличности никто не настаивал, можно перечислить и в фонд. Но есть договорённость, что вырученные средства принимает группа «8 линий» на покрытие расходов по организации фестиваля.


арт-двор на Красной площадиКрасная площадь, дом 16. Здесь тоже был реализован проект «Арт-двор». Жители продолжили его благоустраивать и после «Арт-Оврага»: появились новые объекты, удобные и для детей, и для взрослых. Они даже сами стали организовывать праздники, куда приходят жители не только их дома, но и соседних 


От качества к количеству?

От еды перейдём к часто задаваемым вопросам о площадках, ведь в этом году их было 10. Рассмотрим мнения на этот счёт. Начнём с кураторов фестиваля. 

– Традиционно в парке КиО располагалось множество интересных площадок. Почему в этом году их количество сократилось? 

– Потому что – новая концепция. Наша задача не в том, чтобы насытить парк, а в том, чтобы «вытащить» умения, навыки и компетенции у местных жителей. В том числе обнаружить новые локации, где можно реализовать эти навыки. Что мы и сделали. Весь город бурлил, это и стало лейтмотивом фестиваля. 

– Как известно, город растёт и перестраивается, в результате чего очень много граффити предыдущих лет исчезло. В этом году фестиваль «не подарил» Выксе ни одного. Почему?

– Фестиваль должен быть разным. Никто не фиксировал ни в каком документе, что фестиваль каждый год должен дарить городу граффити. Хотя мы планируем дальше заниматься этим. Сейчас у нас есть идеи, как продолжить серию граффити на заводе. Завод заинтересован в том, чтобы в этом участвовали цеха и выдвигали свои предложения.

– А как это можно будет увидеть тем, кто там не работает?

– Только в рамках экскурсии на завод и промышленного туризма.

– Почему изменилась идея арт-объекта Тимофея Ради? Обещали, что буквы будут большие и станут решением проблемы с освещением в посадке, в итоге они оказались тусклыми и спрятанными вдали от дорожки?

– Арт-объект не может решать проблему освещённости, это смешно. Буквы действительно хотели сделать больше, но увидев масштаб леса, уменьшили. Кроме того, буквы специально дают мало света. Да, можно было поставить туда диоды посильнее, и они бы светили как прожекторы, но это была бы другая идея. Сейчас это нежная графика. В том, что она проливает свет на посадку, метафорический смысл. Местоположение выбрано не случайно, ведь это самый тёмный участок, где страшно находиться вечером, где собирается странный контингент и делает место некомфортным. И художник предложил такой приём. Интересно посмотреть, как это будет работать, кто там будет собираться сейчас и позже.  Мне кажется, место изменится и там будут назначать свидания.


Самые яркие моменты

Попросив выксунцев назвать самое яркое событие «Арт-Оврага»-2018, выяснили, что таковыми стали открытие «Арт-двора» на улице Пирогова и перформанс «Страсти по Мартену». Мнения людей свелись примерно к такой формулировке:

«Обычно на фестивалях была насыщенная программа. А сейчас что? Впечатлил только перформанс «Страсти по Мартену» и прекрасно реализованный проект «Арт-двора» на улице Пирогова. Вот он получился просто шикарным и реализован на 100%. Сделали всё, что обговаривалось заранее с жителями, всё прошло здорово. А что делать тем, у кого нет детей и кто не заинтересован в «Арт-дворе»? Что касается остальной программы, могу сказать, что в прошлом году было намного интереснее, тот же перформанс с появлением плотов или уличный театр, игравший «Свадьбу», – воспоминания свежи до сих пор!»

Но и здесь не обошлось без камня преткновения. Оказалось, что материалы, из которых делаются «Арт-дворы», дешёвые и недолговечные, а срок эксплуатации некоторых – всего год. «Почему так?» – вопрос к организаторам. 

– Материалы на некоторых площадках, к сожалению, действительно недолговечны, так как мы ограничены бюджетом и условиями. Они из фанеры и хвои и служат недолго. Но если за ними ухаживать и содержать надлежащим образом, то это продлит срок годности. Справедливости ради нужно сказать, что не все материалы недолговечны. На площадке на ул. Пирогова, 6, например, все цветные досочки из лиственницы.

 Мы собираемся передать программу по реализации таких дворов администрации. Нужно снять эту задачу с фестиваля, так как работа с дворами – это дело жителей и власти. Фестиваль помогает, как может, но не решает за город все проблемы. Кстати, осенью выпускаем книгу, где зафиксируем свои знания и опыт в этом направлении. 

Мнения разделились и о перформансе. Кто-то считает, что посмотреть в форме искусства, как работал цех, было «вау», другие уверены, что тяжёлую работу сталеваров превратили в «московские понты» и высмеяли для публики. Но ведь на всех не угодишь: одному подавай «мыльные оперы», другому – остросюжетные детективы, третьему… «Страсти по мартену» действительно не оставили никого равнодушным, потому что они заставляли не просто смотреть, а всматриваться, вслушиваться, чувствовать. Побуждали задуматься.

Современные формы всегда имеют много граней и вызывают много споров.  Вот эта многогранность «Страстей…» как раз и привлекала. Но вернёмся к беседе с кураторами фестиваля.

– В прошлом году открыли «Арт-резиденцию», нарисовали рекордное граффити, провели 58 культурных мероприятий за три дня. А каковы результаты этого года?

– Ещё рано делать выводы, так как год не закончился. Считаем, что перформанс «Страсти по Мартену» выполнил задачу. О Выксе начали говорить как о серьёзном месте формирования культуры. Мы провели Параллельную программу, и многие выксунцы приняли в ней участие как авторы. Специально сделали много площадок, чтобы дать почувствовать масштаб фестиваля.  Не все это оценили, так как нужно было ходить по городу, а не как обычно смотреть всё в одном месте. Считаю, что необходимо продолжать стратегию, сподвигая людей изучать программу фестиваля и идти изучать свой город. Это для нас вызов, и мы будем это развивать. 

– А сколько гостей было на фестивале в этом году? Считали?

– 12 200 человек. Считали волонтёры, которые стояли на площадках со счётчиками. Конечно, есть погрешность измерений, но в  целом получилась такая сумма.


Что не так с «ЗаСТОЛьем»?

Ярким событием фестиваля должен был стать проект «ЗаСТОЛье». Но почему-то позитивных отзывов о нём было мало:

«Перформанс Бертрана начался очень интересно. Вынос скатерти из парка, объединивший столько людей, был зрелищным. Но вот скатерть постелили, и дальше ничего не происходит… Как-то неправильно. Я думал, что будем все вместе окрошку готовить, а её привезли уже сделанную часа через полтора». 

«Похоже, автор «ЗаСТОЛья»  толком не изучил город. В Выксе привыкли отдельно по своим группам общаться. Поэтому этот перформанс был важен, чтобы раскрыть людей, объединить их. Но этого не учли».

«В конце по столу зачем-то ходили ногами. Мне это не понравилось. Ведь стол – святое, мы детям на нём сидеть не разрешаем, не то что ходить ногами! Получилось как надругательство над нашей культурой. Меня это очень расстроило».

Кураторы тоже выделяют «ЗаСТОЛье» как один из минусов. Антон Кочуркин:

– Идея проекта возникла на обсуждении прошлого года. Прозвучало мнение, что есть сопротивление Выксы, так называемое «выксунское зло», и это зацепило. Я предложил противопоставить злу добро. А как известно, совместный процесс поедания пищи – вещь сакральная, нет ничего более объединяющего, чем совместная трапеза. Вспомнили про Бертрана и его проект. Жаль, что «Застолье» не совсем оправдало наши ожидания. Работать с таким тонким понятием, как местный менталитет, должен россиянин, приглашать для этого иностранного куратора было ошибкой.

У них одни ожидания, а здесь всё по-другому. Количество его поездок в Выксу не дало качественного исследования и результата.  

Ещё прокол был на церемонии открытия. Выход губернатора как бы «перерезал» театральное действие, которое начиналось с прихода плотов. В итоге оба события получились скомканными. Как известно, ни одно мероприятие нельзя сделать «без косяков», особенно такое большое. Обязательно учтём их при подготовке следующего «Арт-Оврага».

– Как вы оцениваете свою работу по организации фестиваля? 

– Лучше спросите выксунцев, ведь они и гости фестиваля, и главные судьи. Но я считаю, что получилось лучше, чем в прошлом году. Все проблемы были решены, например, касаемо менеджмента для гостей и неготовности площадок. Все, кто хотел, находили информацию. 

– Каковы тенденции его развития? 

– «Арт-Овраг» должен стать презентацией большой работы в городе. Это движущая сила по развитию пространства, и далеко не во всех городах она есть. 

– А чего ожидать в следующем году?

– Сейчас есть намётки и стратегический план, который пока не афишируем. Но работа со знаковыми художниками и большими произведениями точно будет. 



Итак, чего ожидать дальше, как говорится, «узнаем в следующей серии». Ну а пока это возможность нам всем задуматься о том, как самим, не только во время фестивалей, каждый день преображать свой город и делать его лучше. Создавать пространство, где хочется жить и куда хочется возвращаться. Сформировать небезразличное городское сообщество, которое сможет выдвигать проекты и идеи не впустую, а реализовать их на благо округа. 

Фото автора и Лили Фроловой