В Нижегородской области региональная программа капремонта общего имущества МКД была утверждена в 2014 году (постановление правительства от 01.04.2014 г. №208). Это четвёртая по масштабу программа в стране, первая – среди регионов Приволжского федерального округа. Она включает 24 тысячи домов. На реализацию отводится 30 лет.
К её первому этапу приступили в 2015-м. Прошлый год можно назвать переломным, поскольку, как следует из информации Фонда капитального ремонта, к началу этого года удалось стабилизировать процесс организации капремонта МКД и увеличить объём выполнения намеченных в программе работ. По данным Фонда уже улучшены условия проживания более 250 тысяч человек. В 2017 году на территории области капитально отремонтировали 600 с лишним домов.
Как пояснил исполняющий обязанности гендиректора Фонда капремонта МКД (регионального оператора) Владимир Челомин, в этих домах выполнены все запланированные работы, а в каждом МКД их от двух до восьми видов. «Сейчас есть дома, в которых три вида работ сделаны, а два – пока нет. Такой дом попасть в отчёт уже не может. Поэтому мы оцениваем ход ремонта по выполненным работам», – подчеркнул руководитель Фонда.
Что во власти у власти
В нашем округе в 2017 году капитальный ремонт проводился в 31 многоквартирном доме. Без проблем не обошлось, и за помощью в их решении жители, естественно, обращались в администрацию округа.
– Приходилось разбираться с разными вопросами, например, касающимися ремонта кровли, вплоть до выяснения, те ли шурупы использует подрядчик для крепления, – рассказывает заместитель главы администрации округа Дмитрий Орлов. – У нас было много вопросов к подрядчикам по вывозу строительного мусора по завершении ремонта. Мы их решали, несмотря на то, что в компетенцию администрации не входят функции технического заказчика. У нас в управлении ЖКХ есть специалист, который курирует проведение капремонта многоквартирного жилфонда, но в пределах полномочий администрации округа. Главная роль в процессе контроля за выполнением ремонта отведена старшим по домам, как представителям интересов жильцов, либо уполномоченным лицам, которых выбрали собственники помещений МКД. Ремонт выполняется на средства жителей, поэтому старший по дому должен контролировать, как они используются, отслеживать ход выполнения.
– Как следует из интервью исполняющего обязанности гендиректора регионального Фонда капремонта Владимира Челомина, они готовы передать районам функции технического заказчика, чтобы муниципалитеты могли сами выбирать подрядчика для капремонта, контролировать качество работ. Однако не все городские округа согласны на такое предложение, в том числе Выкса. Почему?
– Не урегулирован такой важный нюанс, как оплата услуг технического заказчика. В настоящее время администрация округа не располагает необходимыми ресурсами для того, чтобы взять на себя его обязанности. С одной стороны, такой контроль местной власти за процессом капремонта, бесспорно, более эффективен. Но с другой – функции технического заказчика включают в себя подготовку всех контрактов, выбор подрядчика, строительный надзор, то есть большой объём работы, для которой требуются специалисты. А это значит, что нам в штат нужно вводить дополнительную единицу и нести расходы, как минимум, на зарплату. При существующем штате администрация не может взять на себя роль технического заказчика. Этот вопрос мы несколько раз обсуждали на совещаниях в областном министерстве ЖКХ. Если региональный оператор готов не только передать нам функции технического заказчика, но и обеспечить их финансирование, то мы будем эту работу выполнять.
– Дмитрий Александрович, какова Ваша точка зрения по поводу того, что сейчас всё активнее собственники стремятся изменить способ формирования фонда капремонта общего имущества МКД, то есть уйти от регионального оператора и открыть свой спецсчёт либо доверить эти средства своей управляющей компании?
– Как и где аккумулировать средства на капитальный ремонт МКД, собственники решают сами. Да, региональный оператор дал им повод к тому, чтобы пересмотреть выбор способа накопления средств дома, так как на начальном этапе, в 2015-2016 годах, его работа по организации процесса была недостаточно скоординирована – большие проблемы с выбором подрядчиков, срывы сроков выполнения ремонта и много претензий к его качеству. Отсюда последовало решение уйти от регионального оператора и аккумулировать свои взносы на капремонт на специальном счёте дома. Хорошо это или плохо – покажет время. Но сейчас региональный оператор действует более эффективно, ускоряет темпы, а его работу в 2017 году можно считать удовлетворительной. Хотя у нас и были проблемы – три дома, в которых по программе капитального ремонта заменили систему отопления, оказались не готовы к пуску тепла, но общими усилиями мы решили этот вопрос.
Ещё раз хочу обратить внимание на то, что в процессе проведения капремонта важно, насколько ответственно старшие по домам, совет жильцов МКД относятся к своим обязанностям и контролируют работу. В акте приёмке работ они тоже ставят свою подпись и должны быть заинтересованы, чтобы средства жильцов эффективно использовались.
«Я дал поручение Фонду объяснить причины своевременного нерасторжения договора с проблемным подрядчиком. В дальнейшем Фонд должен выстроить такую систему, которая предполагает немедленное расторжение договора в одностороннем порядке и привлечение к ответственности за срыв сроков ремонта»
Глеб Никитин, врио губернатора области
Что входит в капремонт МКД
Если владельцы квартир приняли решение установить взнос на капремонт в размере, превышающем минимальный, то часть фонда капитального ремонта, сформированную за счёт данного увеличения, по решению общего собрания собственников они смогут использовать на финансирование любых иных услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества дома.
Гарантия – пять лет
Надзор за выполнением капитального ремонта региональным оператором осуществляет Выксунский отдел государственной жилищной инспекции. Рассказывает Наталья Наумова, начальник Выксунского отдела ГЖИНО:
– В 2017 году большой объём работ по капремонту МКД в Выксе выполняли иногородние подрядные организации: ООО «Басист» г. Навашино, ООО «Проектстройсиб» г. Нижний Новгород, ООО «Профстройком» г. Ярославль, а также ПАО «Карачаровский МЗ» и ООО «Трансэнерго» производили замену лифтов.
По моему мнению, наиболее острой проблемой стала замена системы отопления. В частности, жители домов №20 по ул. Островского, №98/5 по ул. Корнилова только через неделю со дня начала отопительного сезона получили тепло. При разборе ситуации выяснилось, что проектировщики заложили металлические трубы, что значительно увеличило срок выполнения работ. Да ещё закупленные подрядчиком трубы оказались с дефектом. Почему проект рассчитан на использование металла, а не пропилена, на который вся Россия давно уже перешла? Нареканий к проектам, принятым Фондом, много: не проработаны, не привязаны к местным условиям, поэтому изменения вносили по ходу работ.
Другая проблема создана жильцами – не везде строители могут попасть в помещение, чтобы заменить сети, запорную арматуру. Управляющая компания даже обращалась в суд, чтобы собственник обеспечил доступ в квартиру. Погода тоже не баловала подрядчиков, выполнявших обновление кровли и фасадов, но они занимались домами основательно. Жители многих МКД не оставались в стороне и контролировали процесс ремонта. Большой «плюс» в том, что на все работы по капремонту предусмотрена гарантия пять лет.
На то они и старшие, чтобы всё контролировать
Одна из функций старшего по дому – участие в процессе его капитального ремонта, как представителя жильцов. И здесь очень важен неформальный подход, так как все работы выполняются на средства собственников квартир, которые они платят в виде отдельных взносов. Поэтому на старшем МКД лежит большая ответственность за то, чтобы эти средства «не спускались на ветер». Он обязан контролировать работу подрядчиков, участвовать в комиссии по приёмки, а в актах должна быть его подпись.
Дмитрий Зверев, старший по дому №104/6 улицы Корнилова:
– В 2017 году в нашем доме тоже проводился капитальный ремонт. Перечень планируемых работ был согласован с жильцами, но подрядчик по ходу дела производил их корректировку. Она включала замену материалов, которые использовались при выполнении ремонта, сокращение отдельных видов работ, входивших в ранее утверждённую смету.
Сложностей и поводов для волнения было много. Например, бригаду кровельщиков меняли три раза – начинали одни, потом работа останавливалась, через пару недель её продолжала другая бригада. Немного поработала – опять простой, и уже третья бригада пыталась завершить ремонт крыши. Намного лучше производилась замена внутридомовых инженерных сетей и ремонт фасада дома – профессионально работали строители ООО «Басист» г. Навашино.
Мы всё минувшее лето жили, можно сказать, на стройплощадке. Конечно, это большое неудобство. Считаю, что сроки выполнения капремонта необоснованно затянулись. Одна из причин – плохая организация работ. Слишком большой разброс сил: сегодня подрядчик направил бригаду на наш дом, завтра – на соседний. А в результате и тут до конца ремонт не довели, и в другом доме – тоже. В настоящее время я, как представитель жильцов, участвовал в приёмке кровельных работ, подписал соответствующий акт. Но не знаю, была ли приёмке других видов работ, включённых в смету. Не видел никакой документации по их выполнению.
Людмила Тагунова, старшая по дому №104/3 улицы Корнилова:
– Когда у нас делали капитальный ремонт кровли, старое железо сняли, и дом стоял без крыши почти полгода. Квартиры вторых этажей во время дождей затопило.
Приезжала комиссия из Нижнего Новгорода, представитель регионального оператора, но толку от этого было мало. В доме заменили системы отопления, водоснабжения и водоотведения. Но когда начался пуск тепла, на чердаке прорвался сварной шов и затопило квартиру №5, а в соседней №6 тоже произошёл прорыв. В результате пострадала квартира под ней. Во время ремонтных работ строители прожгли натяжной потолок, и только после вмешательства нашей УК «Стройиндустрия» и Госжилинспекции подрядчик его восстановил. Можно сказать, что каждую выявленную недоделку с боем заставляли устранять. А ведь ремонт выполняется на средства жильцов. Только обновление кровли стоит больше миллиона.
Ещё хочу обратить внимание на подготовку проектной документации, она несколько раз корректировалась. Расчётные стройматериалы заменяли на более дешёвые, какие-то виды работ исключали, следовательно страдало качество. В нашем случае пословица «Скупой платит дважды» оказалась очень актуальной.
Альбина Суслова, старшая по дому №104/5 улицы Корнилова:
– Нам в доме капитально отремонтировали всё общее имущество, начиная с кровли, заменили все коммуникации, сделали цоколь и отмостку. Навашинская фирма ООО «Басист» работала неплохо, к этому подрядчику вопросов нет. А ремонт кровли выполняло ООО «Профстройком» из Ярославля. С этим подрядчиком нам пришлось повоевать.
К ремонту приступили 3 ноября 2016 года, а завершили его только в мае 2017-го. Материал завезли низкосортный, на чердаке обрезали трубы канализационной вентиляции, и в результате там образовались ледяные глыбы. Работы несколько раз останавливали, заменяли бригады. И только в последней были действительно профессионалы своего дела. Когда производили замену общедомовых коммуникаций, мы попросили администрацию округа, чтобы и участки подводящих сетей тоже обновили – трубы совсем изношены. Однако в плане ресурсо-снабжающих предприятий такая замена не предусмотрена.
В результате у нас перед первым подъездом дважды прорвало трубу отопления, когда начали подавать тепло. Дом оставался без теплоснабжения пять дней. Всё разрыли, новую отмостку вскрыли, а благоустройство так и не сделали. Сейчас подморозило, а весной снова будет не подойти к подъезду. Появился запах канализации, видимо, где-то протекает. До сих пор проблема не решена. Несколько раз вызывали слесарей, приезжают, посмотрят и на том всё. А мы надеялись, что хотя бы после капитального ремонта будем жить без аварий на сетях.
Жительницу первого подъезда дома №104/5 Валентину Баикину волнует вопрос восстановления благоустройства входа в подъезд. Всё перекопали, когда прорывы в системе отопления устраняли. А ещё жителей возмущает, почему после обновления системы водоотведения в подъезде появился запах канализации
Альбина Вдовина, старшая по дому №18 улицы Нахимова:
– Капитальный ремонт в доме начали осенью 2016 года. Когда вскрывали крышу, то старый шифер сбрасывали вниз по всему периметру, да так и оставили потом его осколки, битый кирпич, обрезки кровельного железа и досок. Просили подрядчика убрать за собой строительный мусор – слова проигнорировали, пришлось письменно обращаться.
Кровельные работы выполнялись без какой-либо страховки и, видимо, без должной профессиональной подготовки рабочих. Иначе как объяснить, что козырьки переделывали, а снегодержатель так закрепили, что его просто вывернуло, когда снег стал сходить. И вся эта конструкция свалилась на землю. Над первым подъездом сделали слишком маленький «отступ» кровли, поэтому во время дождя вода бьёт в окна квартир первого этажа.
В общем, организация ремонтных работ и их качество оставляют желать лучшего. До сих пор нам не заменили системы отопления и водоснабжения – второй год ждём завершения процесса.
Что нужно сделать, чтобы узнать, когда будут ремонтировать именно ваш дом?
- войдите на ресурс https://www.reformagkh.ru;
- в строке «Найти свой дом» введите данные о расположении объекта. Последовательно укажите регион, город, улицу, номер дома и нажмите «Поиск»;
- в появившемся окне пройдите по адресной ссылке;
- в открывшейся карточке объекта недвижимости ознакомьтесь с видами работ, предусмотренными региональной программой в вашем доме.
Фото Ольги Поповой