Его имя незаслуженно забыто. Но не всеми. Те, с кем ему довелось работать, вспоминают, что он никогда не поступался своим принципами, был человеком высоких моральных качеств. Жил по совести, как жили его крестьянские предки. Был чужд чиновничьего чванства, ровен и открыт в общении. Его вспоминали как самого «порядочного и интеллигентного из местных государственных служащих».
О нём написано мало. И это, опять же, в силу его характера. Не любил рассказывать о себе. В человеке ценил дела и поступки, не терпел словесной трескотни. Спустя 13 лет после его смерти в газете «Провинциальная хроника» появилась большая и обстоятельная статья Игоря Пчемяна «В обойме эпохи». Журналист показал, как время ковало характер Иллиодора, как пыталось втиснуть его в рамки партийно-советского служаки, и как паренёк из деревни Никитиха, что в Шахунском районе, сумел сохранить, вопреки условиям, и чистое сердце, и верность долгу, и воспитать дочерей под стать себе.
Мне посчастливилось встретиться с младшей дочерью, Натальей Рогожиной, врачом-лаборантом межрайонной СПИД-лаборатории. Мы рассматривали семейный альбом с фотографиями, которые с любовью и уважением к памяти деда собрала Елена, дочь Натальи Иллиодоровны. Здесь фото времён комсомольской юности, учёбы в Высшей коммунистической сельскохозяйственной школе, работы в обкоме ВЛКСМ, фронтовые и послевоенные. Жаль, что ни одна из них не подписана, и приходится лишь догадываться по одежде, знакам отличия на гимнастёрке, знакомым лицам, когда это было.
Комсомольский активист из колхоза
В его биографии чётко прослеживается линия будущего номенклатурного работника. Активного комсомольца партийная организация колхоза «Пролетарий» направила на учёбу в Высшую коммунистическую сельскохозяйственную школу. И быть бы ему в Никитихе агрономом или председателем колхоза, но в январе 1936-го его назначили информатором отдела руководящих комсомольских кадров обкома ВЛКСМ. Через десять месяцев ему пришлось надеть военную форму. Он думал, что ненадолго, а оказалось – на десять лет. За это время он окончил годичные курсы усовершенствования политсостава при военно-политическом училище им. Ленина в Москве.
Добровольцем на фронт
В январе 1940-го добровольцем ушёл на Финский фронт. Боевое крещение Иллиодор Зотиков получил в должности военкома 82-го легколыжного эскадрона. А весной он уже инструктор полит-отдела стрелковой дивизии Московского, а затем Западного военного округа. В его армейском списке Степной, Воронежский, 2-й Украинский фронты… Это уже во время Великой Отечественной. Когда война закончилась, его перевели в резерв политсостава при Центральной группе советских войск в Вене. Затем направили в столицу на Высшие Всеармейские военно-политические курсы при главном полит-управлении. На этом его военная карьера завершилась, потому как по состоянию здоровья его демобилизовали.
1940-е годы, Вена. Полит-работник резерва политсостава при Центральной группе советских войск Иллиодор Зотиков
Начало 1930-х годов. Иллиодор (слева) на курсах Высшей коммунистической сельскохозяйственной школы
1950-е годы. Иллиодор Васильевич – редактор газеты «Выксунский рабочий»
От фронтовика до воспитателя и редактора
Так от военной профессии он перешёл к самой мирной: воспитывать из ребятни будущих рабочих. Зам. командира полка стал зам. директора ремесленного училища №18.
И, конечно, он был отличным руководителем, а потому его вновь послали на курсы, но теперь в Высшую партийную школу на газетное отделение, и место работы выбрали – редакция газеты «Выксунский рабочий». Сначала он трудился в должности зам. редактора, а потом и главного редактора ( С 1956-го по 1961 год).
В 50-60-е в Выксе оживилось строительство. Застраивалась улица Красные зори, был заложен фундамент Дворца культуры им. Ленина. И на страницах газеты оперативно отражались все эти добрые изменения. На одной из архивных фотографий я увидела коллектив редакции того времени. И на ней – журналисты, с которыми мне посчастливилось работать, и которые говорили о редакторе Зотикове как о грамотном, справедливом и дальновидном руководителе.
Какие же они молодые: Евгений Кузнецов, Анатолий Белов, Виктор Суворкин… Все фронтовики. А в центре Клавдия Алоева – она была редактором газеты в годы войны.
Жизнь в редакции всегда столь стремительна, что бывает некогда пообщаться с коллегами. Сегодня жалею, что вовремя не расспросила подробно о том, каким редактором он был, какие предъявлял требования. Всегда кажется, что люди будут жить вечно, и что ещё успеешь поинтересоваться. Не успела. Однако не всё потеряно. О своём отце рассказала дочь Наталья Иллиодоровна.
Пешком на работу и с работы
– Мы жили на улице Энгельса в доме, который папа строил вместе со своим отцом. Дом небольшой, как и у всех тогда. Жили своим хозяйством: огород, сад. Родители все в заботах. У меня было поручение – мыть пол каждую субботу, а летом ещё полоть грядки. Мне никто не напоминал, что надо делать. Я знала – это моя обязанность. Когда папа работал в горисполкоме, у него была машина и водитель. Но он никогда не пользовался ею вне службы. На работу и домой, на обед и с обеда ходил только пешком. Помню, идём с сестрой в школу, мимо едет дядя Витя (водитель): «Девчонки, садитесь, подвезу!» Мы отказывались, потому что знали (откуда вот только? Папа нам никогда не говорил о том, что нельзя на служебной машине по пустякам ездить) – нельзя! Он всё время был в заботах. Телефон никогда не отключал, а потому ему звонили и днём, и ночью.
Я запомнила, как однажды зазвонил телефон. Сообщили, что обрушилась крыша старого хлебозавода в районе монастыря. Папа без лишних разговоров собрал все лопаты, что были в доме, и поехал на место. И так было во всём: всегда шёл первым. Кстати, он был единственным из председателей горисполкома, кто проработал на этом посту 10 лет.
Отношения между родителями всегда были ровные. Никогда не слышала, чтобы папа повысил голос. В часы отдыха любил пошутить и пообщаться с друзьями. Мы с сестрой радовались, когда в доме собирались гости. Тогда он был весел, много шутил и заразительно смеялся. В работе не щадил себя. Когда мы ему говорили, что надо бы отдохнуть в санатории, всегда отказывался, говорил, что, мол, не время.
В отставку по убеждениям
Но время то пришло, когда в городе развернулось строительство в невиданных до того масштабах и каждое ведомство «тянуло одеяло на себя». А председатель горисполкома Зотиков был человеком порядочным и интеллигентным. Интриговать, ловчить, обходить даже формальные запреты он не мог. Возникли разногласия с некоторыми хозяйственниками и с горкомом партии. И принципиальный Иллиодор Васильевич обратился в обком КПСС как к третейскому судье. Но в вышестоящем органе перепоручили улаживать конфликт на месте, без участия вышестоящих чиновников. Зотиков всё понял и подал в отставку. Уход стоил ему здоровья. После лечения в местной больнице его направили в госпиталь инвалидов Великой Отечественной войны. Иллиодору Васильевичу стало получше, но ненадолго.
Он ушёл из жизни после продолжительной болезни. Было ему всего 67 лет. Как писала в некрологе группа товарищей: «И.В. Зотикова отличали высокая требовательность к себе, принципиальность, скромность, чуткое и внимательное отношение к людям. За заслуги перед Родиной он награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта» и медалями».
В завершение рассказа об Иллиодоре Васильевиче привожу верные и глубокие слова из статьи Игоря Пчемяна:
«…долгие годы в Выксе жил и трудился на ответственном посту человек, исповедовавший высокие идеалы служения своей стране, своему народу».
1950-е годы. Коллектив редакции газеты на отдыхе. В первом ряду (слева направо):
Михаил Зонов, Виктор Суворкин. Второй ряд (слева направо): Анатолий Белов, (имя неизвестно), Клавдия Алоева, Иллиодор Зотиков. Третий ряд (слева направо): Евгений Кузнецов, (имя неизвестно), Михаил Зыкин, Лидия Галяткина, (имя неизвестно)
1960-е годы. На демонстрации 1 мая. Слева направо: Анатолий Белов, Иллиодор Зотиков, Гавриил Василенко, Василий Уханов, Борис Калинин, Григорий Сорокин
1960-е годы. В гостях у Зотиковых – Александр Козерадский и Николай Мотов
P.S. Если вы узнали на фотографиях тех, чьих имён мы не знаем,
просьба сообщить в редакцию по телефону: 3-43-66.
Будем признательны!
Фото из семейного архива Зотиковых