Известите его семью

account_circle ВР
visibility
Это строки из самого страшного документа времён Великой Отечественной войны – справки командования, в которой оно сообщает в соответствующий округ о гибели бойца.

Бригадный комиссар и антифашист, участник Сопротивления...

Участник Форума Поисковых Движений Андрей Мурылев установил, что это один и тот же человек, наш земляк БОРИС ШЕФЕР.

 

И лишь спустя 75 лет стало известно, что наш земляк Борис Шефер прожил после этой даты ещё больше полугода, вёл пропагандистскую антифашистскую деятельность, будучи заключённым одного из немецких концлагерей, и геройски погиб в январе 1943 года…

 

Май 2017-го

В библиотеку «Отчий край» пришло письмо:

«Здравствуйте! На Форуме Поисковых Движений есть сведения в отношении Шефера Бориса Ивановича. Если у Вас есть дополнительная информация по данному человеку – поделитесь, пожалуйста. Есть выход на его внука и дочь.

С уважением, Андрей Мурылев».

 Имя Бориса Шефера для Выксы не ново. О нём, как об одном из инициаторов создания комсомольской организации в металлургическом селе, не раз писала газета «Выксунский рабочий». Знали, что в звании генерал-майора он героически погиб на фронте во время Великой Отечественной войны. На сайте краеведческой библиотеки в разделе «Выдающиеся земляки» написано: «...бригадный комиссар, помощник начальника политотдела 6-й армии погиб 25 мая 1942 года. 6-я армия попала в окружение в ходе Харьковской операции». Есть запись и в Летописи боевой и трудовой славы выксунцев. И фотография была…

Но вернёмся ненадолго в прошлое. 27 июля 2016 года на одном из поисковых форумов дотошные энтузиасты разместили крохотную заметку, всего несколько строк. Это цитата из воспоминаний майора Р.Г. Эрусте, узника концлагеря Флоссенбюрг. Заметка «пришла» из соседней ветки, где обсуждалась судьба другого героя. И чем-то зацепила она активиста Форума Поисковых Движений Андрея Мурылева. Днём позже он приводит полную цитату со ссылкой на источник: Военно-исторический журнал №7, 1993 г. Из фондов военных архивов. Воспоминания майора Р.Г. Эрусте о генерал-майоре С.Е. Данилове (Нюрнбергская тюрьма, концлагерь Флоссенбюрг с 24.1.1942 г. по 1.3.1944 г.). В тексте содержится информация и о других пленённых генералах, политработниках и офицерах.

 «...Через несколько дней их увезли неизвестно куда. Из камеры опять сделали выборку. Отделили бригадного комиссара Шеффера, полковых комиссаров Орлова и Сницера. Тяжело писать, что мы переживали, когда их перевели в отдельную камеру, но что должны были переживать они? Да. Это были прежние, настоящие большевики, готовые ко всему. Нельзя без восхищения вспоминать этих людей. Сами, находясь на грани смерти, зная, что идут туда быстрее остальных, сколько сил находили они подбадривать ещё нас. Тюремщики удивлялись их стойкости... Несколько дней спустя после нашего прибытия через двор лагеря прямо в арест были проведены бригадный комиссар Шеффер, полковые комиссары Орлов и Сницер. Утром следующего дня стало известно, что они расстреляны и трупы отправлены в крематорий...»

Примечание: Шефер Борис Иванович (1903-1943) – полковой комиссар (31.03.1940). Заместитель начальника отдела руководящих политических органов Приволжского военного округа. С 11.03.1942 г. – бригадный комиссар, заместитель начальника политотдела 6-й армии Южного фронта, начальник организационно-инструкторского отдела политуправления Юго-Западного фронта. Пленен противником в мае 1942 г. в ходе Харьковской наступательной операции. Погиб в концлагере Флоссенбюрг.

Расследование началось

Несмотря на возражения аксакалов форума о том, что в воспоминания майора вполне могла закрасться ошибка, Андрей предлагает: «Я думаю, что пусть Шефер пока «поживёт» в нашей теме... Пусть это не интрига какая-нибудь там, но расследование какое-никакое здесь имеет место быть...»

Прошло три месяца. В октябре 2016-го на форуме появляется ссылка на сайт выксунской библиотеки «Отчий край», где размещена информация о Шефере. А 10 мая 2017-го Андрей Мурылев получает письмо:

«...Добрый день. С праздником. Андрей, это Вы занимаетесь поиском погибших в войне? Я читал, Вы обсуждали про Шефер Бориса Ивановича, бригадного комиссара, это мой дед, я уже много лет не могу ничего узнать о нём...»

11 мая 2017 года в «Отчий край» пришло то самое письмо, о котором мы уже рассказывали. И начался новый этап расследования.

По просьбе Андрея библио-тека подняла архивы и отправила поисковику ту небогатую информацию, которой располагала. А в ответ получила фотографию Шефера – поделился внук Бориса Ивановича. Вот так выглядел наш земляк Борис Иванович Шефер, 1903 года рождения (см. фото).

Звонки, переписка, запросы

…И вдруг выясняется, что в поле зрения поисковиков попадал человек, чьи данные абсолютно идентичны с данными Шефера. Только зовут его Иван Иванович Григорьев, и проходит он лишь как военнопленный – несколько месяцев. После долгих размышлений и тщательного анализа имеющегося материала Андрей Мурылев приходит к сенсационному выводу: полковник Григорьев И.И. (отсутствующий напрочь в ОБД, кроме одной записи в карте военнопленного) – фантом или кто-то, возможно,  и Шефер Б.И. (??) назвался вымышленными ФИО...

 Вот что пишет Андрей в «Отчий край»: «Шефер Б.И. с самого начала пленения везде у немцев проходил как Григорьев И.И. По всей видимости, в декабре 1942 г. участников группы Сопротивления выдали (предали пособники фашистов), и 10 человек командно-начальствующего состава расстреляли 5 января 1943 г. В их числе был и Шефер Борис Иванович. Возможно, на момент расстрела в Флоссенбюрге немцы уже знали, что Григорьев – это не Григорьев, а Шефер, но это догадки... Возможно, они просто узнали, что он не простой армейский полковник, а политработник высшего звена». К концу мая Андрей для себя уже точно решил, что Шефер-Григорьев – одно лицо.

 «Приказом Главного Управления формирования и укомплектования войск Красной Армии # 0211 от 15.02.1943 г. бригадный комиссар Шефер Б.И. был исключён из списков Красной Армии, как погибший (25.05.1942 г.) в боях против немецко-фашистских войск.

На самом деле, будучи раненым, был пленён противником 28 мая 1942 г. в ходе Харьковской наступательной операции при выходе из окружения войск Юго-Западного фронта в районе Изюма. При пленении, по всей видимости, понимая, что его фамилия, а также должность и звание безусловно приведут к фатальному исходу, назвался не своими ФИО и указал другое воинское звание – «полковник ГРИГОРЬЕВ Иван Иванович».

С июня 1942 г., содержался в шталаге 358 (г. Житомир.).

26.06.1942 г. переведён в офлаг XI A (г. Владимир-Волынский).

04.08.1942 г. был переведён в офлаг XIII D, Хаммельбург.

С сентября 1942 г. работал в рабочей команде 10113, г. Регенсбюрг.

18 ноября 1942 г. арестован.

3 декабря 1942 г. передан в гестапо.

С 4 декабря 1942 г. в тюрьме г. Нюрнберг.

5 января 1943 г. отправлен в к/ц Флоссенбюрг.

Зарегистрирован там не был. Мемориал Флоссенбюрг считает, что его расстреляли в январе 1943 г. В настоящее время установлено с 99% вероятности, что  бригадный комиссар Шефер Б.И. погиб (был расстрелян) 5 января 1943 г. (понедельник) в числе десяти представителей комначсостава Красной Армии – участников Сопротивления».

Свои запросы в ЦАМО отправляет «Отчий край». Увы, из архива приходит отказ. Попытка получить информацию через военкомат тоже не увенчалась успехом. Но информация на сайте учреждения обновляется и корректируется. Своё место занимает новое фото Б.И. Шефера.

И вот сентябрь 2017-го

А между тем расследование готовит новую интригу. В книге «Генерал Карбышев» (1987) упоминается бригадный комиссар Григорьев-Перельман, один из участников антифашистского подполья в лагере. Совпадение?

 «Андрей Анатольевич, бригадный комиссар Шеффер Б.И. находился в одной рабочей команде с С.А. Снитцарем, П.С. Николаевым и другими. Военнопленные этой команды (вероятно №10113) работали в порту г. Регенсбург. Герой вашего (и нашего) поиска вместе с коллегами не только отказались грузить баржи, но и распропагандировали немецких грузчиков. За что были арестованы и переданы гестапо Регенсбурга. Оттуда уже направлены в тюрьму г. Нюрнберг.

Не знаю, кто первый прочёл фамилию Шеффера как «Перельман», но там вместо «П» было написано «Ш». Т.е. фамилия читалась как ШЕФЕЛЬМАН. Отсюда и все заморочки с последующей идентификацией. Написание фамилии и подтверждение псевдонима «Григорьев» подтверждается публикацией в журнале «ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ», 1960, №4, с. 80.

Информация отсюда (из этой публикации) о данном факте сопротивления наших полит-
работников использовалась неоднократно в публикациях исследователем М.И. Семирягой.

Таким образом, с учётом этого обстоятельства и результатов Вашего расследования можно с уверенностью заключить, что «полковник Григорьев» и бригадный комиссар Шеффер Б.И. – это одно и то же лицо. С уважением, Е.М.»

 Снитцарь (он же Сницер) нам уже встречался по воспоминаниям Эрасте... Круг замкнулся.

Впрочем, поисковики не успокаиваются: «Надо ещё заручиться поддержкой  Минобороны, выслав им письмо со всеми документами – доказательной базой «кто есть кто», чтобы они идентифицировали и подтвердили, что Шефер Б.И. –  есть, Григорьева И.И. –  нет, что это один и тот же человек, и что его (Шефера Б.И.) надо в обязательном порядке увековечить в Флоссенбюрге, как погибшего там в январе-феврале 1943 г.».

Поисковиками в отношении выявленных сведений по бригадному комиссару Шеферу Б.И. (полковнику Григорьеву И.И.) оповещён мемориал к/ц Флоссенбюрг.

А сотрудники библиотеки «Отчий край» сделали этот материал достоянием выксунцев, которым можно гордиться своим славным земляком, бригадным комиссаром Борисом Шефером (от авт. – согласно табели о рангах комначсостава Красной Армии звание условно равное генерал-майору). «Он не просто пропал без вести, а погиб Героем в немецкой неволе, как участник Сопротивления, более того, он входил в состав руководства Сопротивления» – подчёркивает инициатор поиска.

Подробную историю этого непростого дела вы найдете здесь: http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=69406.0

А может быть, с помощью активистов поискового движения вы  откроете новую страницу в истории вашей семьи?

Немало ещё воинских имён будет возвращено из небытия, немало славных страниц будет вписано в историю городов и сёл, пока неравнодушные люди – дети, внуки, правнуки тех героев ведут свой поиск. Чья семья следующей будет извещена: «Мы нашли данные о вашем родственнике…»?


От авторов: встречающееся написание фамилии через двойную «ф» – распространённое разночтение. В документах фамилия героя пишется так: «Шефер». 

О судьбе Бориса Шефера вам рассказали Алёна Баикина («Отчий край») и Андрей Мурылев (Форум Поисковых Движений)