На нём жители нашего округа, Кулебак, Навашина и Вознесенского учились писать проекты и подавать заявки на гранты непосредственно у тех людей, которые их проверяют и оценивают. Мастер-классы вели два федеральных эксперта «Росмолодёжи» – Светлана Ануфриева и Татьяна Старова, Леонид Кривун, тренер региональной общественной организации молодёжных инициатив «Лига», Евгения Вожегова, организатор проектов ННГАСУ. Кстати, именно через агентство «Росмолодёжь» идёт основная поддержка молодёжных проектов.
Справка
Что такое грантовый конкурс? У вас есть идея, как помочь какой-то конкретной группе людей или в целом сделать жизнь комфортнее и интереснее на своей территории. У федерального агентства или другой организации есть деньги, которая она готова вложить в социально значимый проект. По заданной организацией схеме вы описываете свою идею и то, как собираетесь воплощать её в жизнь. Грантодатель оценивает поданный вами проект: актуальность, реальность, уникальность и т.д. и предоставляет или не предоставляет вам требуемую сумму. Если предоставляет, то вы реализуете по написанному плану проект и отчитываетесь за выделенные вами финансы – в соответствии с ранее написанной вами сметой.
Какие рекомендации дали эксперты и на какие форумы посоветовали обратить внимание?
Совет №1
Начинайте с форсайт-сессии или стратегической сессии.
Это позволит понять, какая идея сейчас на самом деле актуальна, полезна для вас и действительно сможет «выстрелить».
Ускоренную форсайт-сессию, чтобы помочь разобраться с методикой, провела Светлана Ануфриева. Первое, что сделали участники – наметили тренды, актуальные на текущий и два ближайших года. Затем рассмотрели плюсы и минусы. Обозначили тех, кто заинтересован в молодёжи – государство, бизнес, некоммерческие организации и т.д. И оценили каждый из трендов как возможность для одного из субъектов и угрозу для другого, что позволило предположить, какие игроки стоят за той или иной тенденцией. Следующим шагом выбрали форматы, которые могут быть сформированы внутри каждого тренда – те, которые нужны и интересны именно участникам сессии. Так, например, в тренде «блоггинг» форматом может стать создание школы блоггеров и т.д. Во время этих обсуждений в процессе форсайте-сессии для каждого из шагов использовались стикеры определённых цветов, которые крепились в специальную таблицу. Таким образом была создана некая карта, позволяющая понять, в каком из направлений сейчас больше возможностей и на что стоит ориентироваться в ближайшие годы. Примеры таких карт легко найти в Интернете.
Совет №2
Презентуя проект или идею в поисках единомышленников, доносите её так, как удобно вашей аудитории, а не вам самим.
Об этом на мастер-классе «Эффективные коммуникации» говорила Татьяна Старова. Начинала она с объяснения, что кому-то понятнее визуальная информация, кому-то – аудио, а третьи, кинеститики, требуют личного контакта. И выступление нужно рассчитывать на все эти три типа: должна быть понятная медиа-презентация, продуманная чёткая речь и эмоциональное вовлечение аудитории в процесс.
Совет №3
Учитывайте типовые ошибки при подаче проектов на гранты и избегайте их.
О том, из-за чего чаще всего отклоняют проекты, рассказала Светлана Ануфриева.
На какие моменты обязательно нужно обратить внимание при подаче проекта на грантовый конкурс
- Для
участие в грантовых конкурсах федерального агентства «Росмолодёжь»
обязательна регистрация в автоматизированной системе «Молодёжь России».
- На
сайте «Росмолгрант» можно посмотреть критерии оценки проектов, а также подать
заявку на участие в текущем грантовом конкурсе в электронном виде.
- В
«Актуальности проекта» указывается текущая ситуация, которая подвигла вас на
написание проекта, а не только выдержки из законов и цитаты из статей
(которыми, конечно, можно подкрепить мысль).
- Цель
описывается по системе SMART:
конкретная, измеримая, достижимая, реалистичная и решается в конкретные
сроки.
Например, не стоит писать: «Пропаганда здорового образа жизни в молодёжной среде». Нужно так: «Создать в Выксе в течение 2018 года десять школ художественной гимнастики для детей от 10 до 14 лет с общей численностью 500 человек». - Задачи
в описании проекта – это конкретные шаги для достижения цели. Они должны быть
сопоставимы с календарным планом.
- Показатели эффективности бывают количественные (всё, что можно подсчитать, включая количество паблика в соцсетях) и качественные, которые предполагают какие-то изменения у участников проекта или в городской среде (например, «трансформация экологических навыков в экологические убеждения»).
- На «Росмолгранте» календарный план подгружается отдельно.
Скачав его, обратите внимание, что в этом же документе есть второй лист –
«Смета». Его обязательно нужно заполнить.
- Смета должна быть подробной. Не просто «20 000
рублей на оформление зала», а чем конкретно будет оформляться зал и какова
стоимость этих вещей, исходя из среднерыночной. Эксперты сами писали проекты
и делали покупки, поэтому цены себе представляют. Кроме того, нельзя
назначать зарплату руководителю проекта. Все затраты должны быть конкретно
связаны с целью проекта и поставленными задачами.
Если указываете дорогостоящее оборудование, эксперты должны понимать, как оно будет использоваться по окончании проекта. - Следить за новостями по грантовым конкурсам удобно в социальной сети «ВКонтакте» на страничке «Молодёжная политика Нижегородской области»
Совет №4, главный
Не бойтесь участвовать в конкурсах и форумах.
Они дают возможность получить новые навыки, завести знакомства, пройти через «конвейер проектов», на котором эксперты лично поговорят с вами и расскажут, насколько актуален ваш проект и как его доработать. Один из первых форумов, куда всегда едет много нижегородцев и где можно «обкатать» проект – «iВолга». Он проходит в Самарской области. Регистрация на него открыта 1 апреля.
Фото автора