Кто Вы, Осипенко?

visibility
«На свете много улиц разных, но не сменяю адрес я…» Слова этой известной песни могут повторить жители многих улиц Выксы.

На сей раз наш маршрут пролегал по улице Осипенко. Подсказали его ребята из школы №9, третьеклашки. Их интерес к улице вызван её названием – Осипенко. Ученица 3«А» Ольга Дигилёва представила на конкурс «Лети, модель» работу об отважной лётчице Полине Осипенко. А в городе есть улица её имени. Так почему бы на одном из домов не установить  памятную доску? Жизнь и подвиг девушки настолько поразили детей, что они обратились к выксунцам и гостям города с открытым письмом. Итак, обо всём по порядку. Совсем недавно, лет этак 50-60 назад, этот район у Межонского пруда назывался «Щитки» и в него входили все улочки, названные именами полководцев и героев. Щитками же его прозвали за то, что дома там стояли щитовые, несколько бараков. Из книги Надежды Князевой «История застройки Выксы»: «Для рядовых рабочих в 30-е годы было построено много деревянных бараков из досок с засыпкой шлаком: на Песках (квартал №52), на Щитках (ул. Осипенко и Белякова), только на территории современного стадиона «Авангард» стоял 21 барак». Сегодня это иной район. Бараков нет, как и сараев, к ним примыкающих. Стоят многоэтажные и пятиэтажные дома. В сохранившихся деревянных живут уже внуки тех рабочих, кого временно селили в бараках и щитовых домах. (Большое строительство требовало рабочих рук, а жилья для всех не хватало).  Со временем бараки снесли, щитовые дома благоустроили. Есть и газ, и ванна с туалетом. Но несмотря на определённые неудобства, жили здесь всегда одной семьёй. Вот что рассказали о том времени жители улицы Осипенко. 

Елена Жданова: 

– Живу здесь уже 33 года. Сейчас наш район не узнать. Раньше вот на этом месте стоял двухэтажный деревянный дом на 20 квартир. Отопление печное, туалет на улице, вода – в водозаборной колонке тоже на улице. А вот тут был барак. Но постепенно подвели газ и воду, сломали печки. Потом построили первый девятиэтажный дом №5, потом дом №3. Замечательно то, что при строительстве сохранили деревья. Наш район очень зелёный, и те, кто поселился здесь первым, наверно, в первую очередь посадили деревья. Теперь они – украшение улицы. Я люблю этот район. Тихий, уютный, зелёный. 

DSC_0188.jpg



Евдокия Щеголёнкова: 

– Больше 50 лет тут живу. Родительский дом был на ул. Спортивной, там сейчас стоит гостиница «Россия». Вышла замуж, мужу дали квартиру вот в этом доме, в котором обитаю до сих пор. Мой Иван Николаевич работал энергетиком в блоке №4 завода ДРО. Вокруг сейчас новые люди. Внуки тех, с кем была в соседях. Дети выросли, живут отдельно. Меня навещают, звонят каждый день. 



DSC_0192.jpg


Людмила Семёнова: 

– Раньше здесь сараи стояли, а теперь вон какой дом-красавец. Когда мы поселились в нём, то он был, как и многие дома того времени, с печками, без удобств, без воды. Зимой было очень холодно. Но через некоторое время по нашей улице провели водопровод, канализацию, словом, стали жить с удобствами. Дома старые, и власти обещают, что их снесут, но когда именно, не знаем. Сама я 30 лет на стройке разнорабочей проработала. Девятиэтажку вот эту тоже строила. Да, тяжело было. Но жили мы все дружно и весело. Помогали друг другу, поддерживали в трудную минуту. Сейчас молодые как-то разрозненно живут, не то что мы. 


DSC_0213.jpgСергей Лабазов: 

–У меня вся жизнь прошла в этом районе. Учился в школе №8, затем в ПТУ-2. Отец работал в вилопрокатном цехе ВМЗ, а мама и два брата – в ДРО. Ну, и я туда же устроился: всю жизнь газосварщиком на машиностроительном. Помню, как весело мы жили, как не было ни минуты свободной. С весны и до 1 сентября бегали в лагерь, который находился в местном детском клубе. Сколько было разных кружков! от эстрадного до футбольного и волейбольного. Зимой непременно играли в хоккей. Летом и осенью ездили в колхозы и совхозы помогать в сельхозработах: пололи, убирали картофель. За нами присылали автобус. И ещё платили хоть и маленькие, но деньги. Накопим немного – и со своим эстрадным ансамблем выезжаем в деревни с концертами. Были поездки и по соседним городам – в Муром, Суздаль, Владимир. В выходные отдыхали в Карашево, снимали там домики. Готовили еду, много купались, играли в футбол и волейбол. Выезжали под наблюдением старших ребят с улицы. И никогда никому в голову не приходило обижать младших. 

…Мы поговорили лишь с теми, кого встретили в тот день на улице. Это, как вы поняли, старожилы. У них здесь прошла вся жизнь. И они свою улицу Осипенко не променяют ни на какую другую. Но, как оказалось, ни они, ни молодые не знают, кто это – Осипенко? Тайну разгадали третьеклассники школы №9. 


Коротко о дальнем беспосадочном перелёте

Из конкурсной работы ученицы Ольги Дигилёвой «Дальний беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Дальний Восток советских летчиц В.С. Гризодубовой, П.Д. Осипенко, М.М. Расковой».


Мировому женскому рекорду дальности полёта по прямой посвящается…

Рекорды всегда служили мерилом уровня развития авиации. До осени 1938 года наибольшего успеха добилась француженка Андре Дюпейрон, которая пролетела 4 360 км 400 м на одномоторном самолёте.

Желание превзойти достижение Андре и завоевать мировой рекорд для СССР первой высказала Валентина Гризодубова, которая обратилась в Советское правительство с просьбой разрешить ей перелёт из Москвы на Дальний Восток. 

Команда состояла из трёх лётчиц. Валентина Гризодубова – командир, штурман – Марина Раскова, второй пилот – Полина Осипенко, известная в то время лётчица. 

Для перелёта выделили бомбардировщик. В августе 1938 года дали машине собственное имя – «Родина». Это слово написали большими красными буквами на нижней поверхности крыла (окрашенного, как и весь самолёт, в серебристый цвет), между двумя красными звёздами. 

Впоследствии Валентина Гризодубова объяснила, почему выбрали именно это имя:

– Много значило для нас слово Родина. Это и любовь к Отечеству. И гордость, что доверили нам полёт. И ответственность – доверие надо было оправдать…

24 сентября 1938 года в 8 часов 12 минут по московскому времени известные всей стране лётчицы-орденоносцы капитан Валентина Степановна Гризодубова, капитан Полина Денисовна Осипенко и старший лейтенант Марина Михайловна Раскова (штурман) вылетели из Москвы на Дальний Восток на двухмоторном самолёте.

Полёт проходил в тяжелейших условиях. С самого начала и на протяжении почти всего пути погода была очень плохая, облачность – настолько плотной, что вести машину приходилось по приборам. В районе Новосибирска началось обледенение. В кабине стоял жуткий холод.

Через девять часов после начала полёта радиосвязь с «Родиной» прервалась, в эфире наступила тишина. Хорошая видимость появилось только над Охотским морем… Конечный пункт назначения самолёт «проскочил»! Пришлось возвращаться назад, ближайший аэродром был в Комсомольске-на-Амуре. Но долететь до него уже не представлялось возможным, заканчивалось горючее. Валентина Гризодубова приняла решение сажать самолёт на болота. Штурману Марине Расковой был отдан приказ прыгать с парашютом, штурманское место находилось в нижней передней части фюзеляжа, при экстремальной посадке эта часть принимала удар на себя. Раскова прыгнула с высоты 2 300 метров, из еды у неё было лишь две плитки шоколада. Много дней девушка плутала по лесу, к самолёту вышла лишь на десятый день.

Точного места приземления «Родины» никто не знал. Начались поиски. От Байкала до Охотского моря над тайгой, горными хребтами, непроходимыми болотами летали самолёты. Их на поиски было отправлено свыше 50-ти, сотни пеших отрядов, следопыты на лошадях и оленях, рыбаки на лодках и катерах. Охотники, жители далёких посёлков ушли в таёжную глушь… Лишь 3 октября девушек обнаружили с воздуха и отправили катер, спасатели с которого забрали их из глухой тайги. 

За выполнение беспрецедентного  перелёта и проявленные при этом мужество и героизм Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой 2 ноября 1938 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Они стали первыми женщинами, получившими звание героя СССР.

Открытое письмо 

Уважаемые жители и гости нашего города! 

К вам обращаются учащиеся и родители 3«А» класса средней школы №9. 

В 2017-2018 учебном году ученица нашего класса Ольга Дигилёва участвовала в муниципальном этапе областного конкурса «Лети,  модель» и заняла второе место. Мы узнали много интересного об этом перелёте,  о мировом женском рекорде дальности полёта по прямой,  о первых женщинах,  получивших звание Героя Советского Союза,  в их числе была и Полина Осипенко. 

В нашем городе есть улица Осипенко,  но мало кто из жителей знает о том,  что названа она в честь бесстрашной лётчицы. 

Просим поддержать нашу инициативу: установить памятную доску на одном из домов по этой улице в честь 80-летия дальнего беспосадочного перелёта по маршруту «Москва – Дальний Восток» советских лётчиц Валентины Гризодубовой,  Полины Осипенко,  Марины Расковой.

Представители родительского комитета: Ольга Аксёнова, Нина Дигилёва, Ольга Симонова


От редакции

Дело хорошее и правильное. Понятно, что ни к 24 сентября, 80-летию перелёта, ни к 2 ноября, дате присвоения лётчицам звания Героя Советского Союза, уже не успеть. Но это не означает, что нужно ждать следующей юбилейной даты. Родительский комитет этого класса не бездействует. Уже обратились к главе МСУ Владимиру Кочеткову с просьбой установить  на улице Осипенко памятную доску. Из администрации ответили, что обращение будет рассмотрено на ближайшем заседании комиссии по увековечиванию памяти выдающихся деятелей отечественной истории на территории округа. Надеемся, что эта публикация ускорит решение вопроса. 

Полина Осипенко

ОсипенкоА.jpgПолина родилась 8 октября 1907 года в с. Новоспасовка Запорожской области в многодетной крестьянской семье. Окончила начальную школу, курсы птицеводов. Работала заведующей колхозной птицефермой. В 1932 году окончила Качинскую военную авиационную школу. Служила лётчиком, командиром звена в истребительной авиации. 

  • В 1936-1938 гг. установила пять мировых авиационных рекордов высоты и дальности полёта для женщин. 
  • Один из них – 22 мая 1937 года, поднялась на высоту 9 100 метров. Через два дня – мировой рекорд при полёте с грузом: Полина подняла на гидросамолёте на высоту 7 009 метров груз в одну тонну. После высотных Осипенко решила штурмовать рекорды на дальность: перелететь страну с юга на север. Разрешение на полёт и подбор экипажа дал нарком обороны маршал Климент Ворошилов. 
  • 2 июля 1938 года экипаж в составе Полины Осипенко, второго пилота Веры Ломако и штурмана Марины Расковой установил женский мировой рекорд полёта по прямой (Севастополь – Киев – Новгород – Архангельск), преодолев с грузом в пять с половиной тонн за 10 часов 33 минуты расстояние 2 372 км.
  • Летом 1937 года Полина Осипенко побила три мировых рекорда высотных полётов с грузом и без нагрузки. 
  • В 1938 году возглавила беспосадочный перелёт Севастополь – Архангельск; её экипаж установил также международный женский рекорд дальности полёта по замкнутой кривой.
  • Осипенко награждена орденами Ленина (дважды) и Трудового Красного Знамени.
  • 1 мая 1939 года майор Осипенко приняла участие в воздушном параде над Красной площадью.
  • Полина Осипенко погибла в авиа-ционной катастрофе 11 мая 1939 года.


Заключение

Мы рассказали вам и об улице, которая названа именем отважной лётчицы, и о ней, смелой, бесстрашной девушке Полине. Очевидно, когда в 30-е годы застраивался район Межонки, никто не подумал (да и не до этих тонкостей было молодой республике Советов) к фамилии Осипенко добавить хотя бы букву «П». Фамилия-то тогда была на слуху – всё-таки Герой Советского Союза! Но теперь и мы знаем, кто это – Полина Осипенко. И для того чтобы люди знали и помнили о её подвиге, следует установить на одном из домов этой улицы памятную доску. 

Учащимся 3«А» класса школы №9 – большое спасибо за их непоказную любовь к родному городу.  


Фото Ксении Абдулхаковой и из открытых интернет-источников