С детства у Алексея была мечта стать военным, и он к ней упорно шёл, хотя не всё сразу получилось. В изучении школьных наук не отличался большим усердием и терпением, но историю и литературу любил, да и по другим предметам не был в числе отстающих. А ещё активно занимался игровыми видами спорта. За футбольную команду «Металлург» выступал, пока позволял юношеский возраст. По окончании восьми классов в школе №8 решил поступить в профессиональное училище №2, где получал специальность электрика и играл в сборной по волейболу, да настолько успешно, что на рослого, перспективного игрока обратил внимание тренер из Горьковской школы олимпийского резерва. Специально приехал в Выксу и пригласил Алексея в свою команду.
Предложение было неожиданным и, чего там скрывать, польстило юноше, но у него были другие планы на жизнь – поступить в военное училище. Выбрал лётное, но терапевт не пропустил. В военкомате, поняв, что паренёк настойчивый и так просто от своей мечты не отступится, посоветовали попробовать подать документы в Бакинское общевойсковое командное училище. Всё-таки это «пехота», и там не такие жёсткие требования к состоянию здоровья курсантов. Алексей успешно сдал вступительные экзамены, в том числе по физподготовке, и в дальнейшем учился на «отлично». Знал бы тот терапевт, который не пропустил юношу в лётчики, что тот станет десантником и всё-таки вырвется в небо!
1987 год. Вот и завершилась учёба, молодые лейтенанты разъехались по разным войсковым частям. Алексея направили в Ереван, в разведбат. Так он попал в Воздушно-десантные войска, и его дальнейшая служба была связана с ВДВ: Кутаисская бригада специального назначения Главного разведуправления, Кироваканский горно-учебный центр. Там он в полной мере испытал на себе существующую в ВДВ поговорку: «Десантник бежит сколько может, а после этого – ещё сколько надо».
А дальше была тяжёлая проверка на прочность и как офицера, и как человека. Из Еревана их батальон перебросили в Афганистан, в провинцию Фарах. Там всё было иначе, чем на обычной службе в Союзе: «деды» не унижали молодых, а брали их, «неоперившихся», под своё крыло, учили профессионально воевать и не быть лёгкой мишенью для «духов».
Лейтенант Бушуев обеспечивал охрану и доставку секретных материалов, ходил в разведку, на боевые задания. Несколько раз попадал под обстрел, когда на вертолёте летел с разведгруппой на задание, в засаду, устроенную душманами.
Алексей Евгеньевич не любит вспоминать и говорить о том отрезке службы, в котором самым тяжёлым испытанием была гибель друзей и сослуживцев. Их батальон проводил на родину в «чёрном тюльпане» более 20 человек. До сих пор ноющей болью отдаёт в груди потеря друга Валерия Гончара. Валера нет-нет да и встанет перед глазами как живой, всё такой же крепкий, весёлый и молодой. Старший лейтенант Гончар погиб 29 февраля 1988 года – группа попала в засаду, отбивались до последнего патрона. В том бою тяжёлое ранение получил второй друг – Виталий Чураев. А Алексея судьба хранила, берегла от пуль снайпера и шальных осколков все 13 месяцев, что нёс службу в Афганистане. В августе 1988 года их батальон на «своей броне» вернулся в Баку.
О тех афганских событиях многие политики и политиканы разного пошиба любят поговорить, пообсуждать, для чего мы там были. У Алексея и других ветеранов Афганской войны есть ответ на этот вопрос, который подтверждается важным экспертом – временем: «Советские солдаты своими действиями в Афганистане на 10 лет оттянули разгул мирового терроризма».
В 1989 году капитан Бушуев в первый раз стал отцом. С женой Людмилой познакомился во время службы в Ереване, откуда она родом. Случайная встреча молодого лейтенанта и студентки политеха вылилась в прочные семейные отношения, которым уже 30 лет.
Сын Сергей уже и сам – глава семьи и отец. Род Бушуевых продолжает маленький Саша, ему 3,5 года. Сергей родился в Баку, в тот момент там тоже была очень напряжённая обстановка, и разведбатальон, вернувшись из Афганистана, попал, как говорится, «из огня да в полымя». Но всё обошлось, хотя испытания «бытом» продолжались.
В 1992 году батальон из Баку перевели в Ростовскую
область под г. Аксай. Вокруг – голое поле, квартиру или комнату снять негде. В
семье Бушуевых ожидалось пополнение, и Алексей отвёз жену в Выксу, где у них и
родилась дочка Наташа. А сам вернулся на службу. Людмила осталась без поддержки
мужа, с двумя малышами на руках. Алексея такая ситуация очень угнетала, но
перспектив получить хоть какое-то жильё не было, и тогда он принял решение
уволиться из армии. Так вынуждены были поступить многие офицеры-сослуживцы, оказавшись
в аналогичной ситуации.
В Выксе в тот период работу найти было сложно. Алексей Евгеньевич устроился в мартеновский цех ВМЗ подготовителем составов, отсюда и ушёл на заслуженный отдых.
Теперь у него другие заботы, но 2 августа на всю оставшуюся жизнь будет для него самым значимым днём.
На главном фото Алексей Бушуев (справа) с однополчанином Юрием Коном
Для справки. ВДВ сами десантники шутливо расшифровывают как «Войска Дяди Васи». И это не случайно: 25 лет «крылатой гвардией» командовал генерал Василий Маргелов.
296 десантников удостоены звания Героя Советского Союза
«Тот, кто ни разу в жизни не покидал самолёт, откуда города и сёла кажутся игрушечными, кто ни разу не испытывал радости и страха свободного падения, свист в ушах, струю ветра, бьющего в грудь, тот никогда не поймёт чести и гордости десантника... »
Василий Маргелов, десантник №1, генерал армии, Герой Советского Союза, командующий ВДВ (1954-1979 гг.»
Фото из архива семьи Бушуевых