Подробнее обо всём этом – в интервью с Мариной Потаповой, начальником Выксунского почтамта УФПС Нижегородской области.
– Чем в целом сегодня занимается почтамт?
– «Почта России» – многопрофильный государственный институт, который несёт социальные функции и оказывает огромное количество услуг. Мы продолжаем заниматься таким традиционным направлением, как доставка корреспонденции и печатной продукции. Одним из самых серьёзных функционалов является доставка пенсий. Кроме них мы привозим даже в самые дальние деревни товары народного потреб-ления. Доставщики пенсий оснащены мобильными кассовыми аппаратами – они принимают платежи за коммунальные услуги, то есть люди имеют возможность оплатить их не выходя из дома, что удобно для маломобильных граждан. Среди более новых видов услуг – сотрудничество с «Почта Банком», который на 100% государственный. Во многих отделениях открыты точки его присутствия. Принимаем вклады, делаем переводы, оформляем карты.
Почта России – партнёр нескольких страховых компаний: мы реализуем полисы страхования защиты имущества, детей от несчастных случаев, от укусов клещей, что было особенно востребовано весной. Помогаем оформлять документы и сопровождаем людей вплоть до момента выплаты.
Принимаем денежные переводы Western Union, продаём железнодорожные билеты, товары по онлайн-каталогу «Почта Маркет» (часто заказывают электротехнику и постельное бельё).
– Но всё же, как представитель газеты, спрошу в первую очередь о работе с периодикой. Как проходят подписные кампании сейчас, когда многие привыкли получать информацию через интернет?
– Тяжелее, чем раньше, но планы мы стараемся выполнять, потому что с нас эту обязанность – нести живое печатное слово – не снимали. Да, приходится прилагать больше усилий. Но – ищем способы дойти до каждого потенциального подписчика, например, организуем подворовые обходы.
Молодые люди часто даже не знают, что такое подписка. Тем более что оформить её можно не только для себя. Мы много лет проводим акцию «Дерево добра», когда любой клиент практически на любую (минимальную) сумму может оформить подписку для социальных организаций. В нашем списке – выксунские Дом ребёнка, социально-реабилитационный центр «Пеликан», Дом милосердия. Детям интересны сказки, раскраски, престарелым – местная газета, тематические журналы. Руководители округа, кстати, используют эту возможность и подписывают на собственные средства, например, дом-интернат для пожилых и инвалидов.
– Что в основном выписывают выксунцы?
– Самый большой объём – «Выксунский рабочий», «Российская газета», «Территория ОМК», а далее по интересам – о дачах и садах, детские издания.
– А часто ли пишут письма?
– Кто привык к ним, продолжает писать, но в основном вся сегодняшняя переписка идёт между юридическими и физическими лицами, то есть между какими-то компаниями/организациями и гражданами.
– Сколько человек работает сейчас в выксунском филиале Почты?
– Выксунский почтамт включает 53 отделения связи в трёх округах – Выксе, Кулебаках, Навашине. У нас работают 430 человек.
– Какие отделения – самые удалённые?
– Есть, например, два, до которых добраться можно только электричкой (автодороги нет) – это в Тёше и Степурино Навашинского района. В Выксе одни из самых отдалённых – отделения в Сноведи и Новой деревне. А наши почтальоны доходят или доезжают до всех населённых пунктов, куда отправлена корреспонденция или где живёт хотя бы один человек, которому нужно доставить пенсию.
– У вас, наверное, большой автопарк.
– В нашем распоряжении 25 автомобилей. Почта России – современная логистическая компания. Если машина уходит в Нижний Новгород вечером, то к семи утра она должна вновь быть в Выксе, в сортировочном центре (там посылки и корреспонденцию распределят по населённым пунктам), чтобы в 10:00 три машины ушли по округам (у каждой из них свой маршрут). Всё работает стабильно, график расписан по минутам.
В целом представление о почте как об архаичном, медленно развивающемся институте устарело. Изменения и улучшения происходят постоянно. Например, человек приходит на почту, чтобы просто получить или отправить корреспонденцию. Раньше обязательно нужно было заполнить форму 22 с указанием паспортных данных. Теперь – нет. В течение года у нас внедрялась система ПЭП, и 86% корреспонденции сейчас получают посредством электронной подписи. Человек зарегистрирован в системе и просто называет оператору код, который приходит к нему по смс.
– Каков средний возраст ваших сотрудников?
– Около 40 лет.
– Стараетесь омолаживать коллектив и поднимать престиж профессии?
– Это одна из приоритетных задач, тем более нам есть чем заинтересовать. Поскольку мы – государственное предприятие, то выплачиваем белую зарплату, оформляем весь соцпакет, оплачиваем отпуска и больничные.
Есть возможность обучения. Мы можем принять на работу практически без навыков и обучить на собственной базе. Человек проходит 40 дистанционных, легко изучаемых курсов, удалённые специалисты отслеживают его успехи, назначают итоговые испытания и после их прохождения мы направляем человека на работу.
Устраиваем в отделения к руководителям, которые могут выступать в роли наставников. В частности, к начальнику ОПС-607062 Евгении Владимировне Фокиной. Также примером для молодёжи являются Наталья Павловна Серова и Наталья Григорьевна Цыпляева, которая отмечена званием «Мастер связи». Ещё хочу отметить среди лучших работников почтальонов Татьяну Анатольевну Комарову и Валентину Николаевну Урядинскую.
Ещё есть перспективы роста зарплат. В ноябре у нас произойдёт повышение на 20% для специалистов производства, включая почтальонов. Возможен карьерный рост – известны примеры, когда человек, начав с оператора, в итоге возглавил почтамт.
Но мы ориентируемся не только на молодых. У нас трудятся и те, кому уже за 80. То есть мы готовы взять и обучить людей предпенсионного и пенсионного возраста.
– Какие изменения в ближайшее время ждут отделения Выксунского почтамта?
– Запланирован ремонт отделения на улице Салтанова (ПМК), в Велетьме Кулебакского района, на следующий год намерены обновить помещение на ул. 1 Мая. Знаем, что необходим ремонт отделений в Проволочном, Борковке, Виле, и заявки на включение их в программу поданы давно, но нужно понимать, что по стране много отделений, требующих ремонта, и одновременно привести их в порядок невозможно.
– Что пожелаете всем, кто вскоре отметит профессиональный праздник – День почтового работника?
– Здоровья, хорошего настроения, только положительных эмоций в жизни. Вы в любую погоду и по любым дорогам доносите до земляков пенсии, продукты, новости, через ваши руки проходят сотни посылок и переводов – на вас лежит большая ответственность, но вы с ней справляетесь, потому что в нашей профессии случайные люди не задерживаются.
8 июля 2019 г. Оператор связи ОПС-607060 (отделения почтовой связи) Елена Мурлыгина обрабатывает входящую почту
Фото автора