Техникум на целине

account_circle ВР
visibility
Совсем скоро, 29 октября, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз молодёжи, или ВЛКСМ, отметит 99 лет со дня образования. За историю его существования у комсомола было много славных страниц, а комсомольцам всегда было и есть чем гордиться.

Освоение целинных земель Казахстана выксунскими студентами техникума (1956 г.)Перелистаем эти славные страницы. Сегодня публикуем воспоминания Эдуарда Чернышова об освоении целинных земель. 


Комсомол был безотказным помощником партии ещё со дня рождения социалистического союза рабочей молодёжи (Петроград, 1917 г.), выросшего до Российского коммунистического союза молодёжи (РКСМ, 29.10.1918 г.) и переименованного в 1926-м в ВЛКСМ (Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи). Расти, лелей детей – это твоё будущее, гласит пословица. Вот коммунистическая партия и воспитывала комсомол по принципу: «Раньше думай о Родине, а потом о себе».

В 1956 году, по оценкам специалистов, на новых землях (Казахстан, Алтай…) ожидался большой урожай зерновых. Стало ясно, что убрать выращенный хлеб имеющимися силами не смогут. Поэтому и было принято решение позвать молодёжь, комсомол на целинные земли. («Партия сказала: надо. Комсомол ответил: есть!»). 

Выксунский металлургический техникум не мог не откликнуться на призыв. Группы ТОПП-А-10-55 (теплотехники) и ЭПП-10-55 (электрики) с первого семестра учёбы зарекомендовали себя активностью в спорте, самодеятельности. Наверное, поэтому директор ВМТ Александр Александрович Козерадский и обратился к нам с предложением сформировать отряд примерно в 30 человек для поездки (добровольно) на уборку урожая. И он не ошибся. Сдали экзамены (без поблажек), получили 19 июля 1956 года в горкоме ВЛКСМ путёвки (у меня №364) и аванс – 60 руб.

«Я в дальнюю дорожку собрался налегке…» (целинная песня). А жаль, что «налегке». Нас ждали армейские палатки в резко-континентальном климате, пыльная, грязная работа днём и ночью, осенние дожди, степь без деревца до горизонта, привозная вода… Выручал старый лозунг коммунистов, реанимированный первыми целинниками 1954 года: «Не пищать!»

Выкса провожала своих посланцев с духовыми оркестрами. В Арзамасе под руководством Павла Пугачёва (слесарь-сборщик с завода ДРО) в вагоне-теплушке сделали двойные нары с пологами (ехали в Кустанай с девчатами из нашей группы ТОПП). 

И вот короткий митинг. Областное руководство выступило с наставлением:  «Не посрамите чести комсомола нашей области… Счастливой дороги». И вот «Дымок от паровоза взлетает к небесам. Пишите нам, девчата, по новым адресам». Наш вагон в эшелоне оказался поющим. Дальняя дорога рождает мечты, философию, песни. Песня и взвеселит монотонный «тук-тук-тук»,  погрустит с тобой, и объединит поющих и слушающих. Позже к нам в бригаду частенько приходили становые на песню, как на огонёк в степи ночной: «Гвоздики алые», «Сиреневый туман», «Эх, Ладога, родная Ладога», «Степь да степь кругом».


Освоение целинных земель Казахстана выксунскими студентами техникума (1956 г.)Группа теплотехников ВМТ с путёвками горкома комсомола на целину


…Промелькнули родные края, Волга, заволжские степи с редкими перелесками, Южный Урал, который мы пересекли в ночное время. Горячий воздух зауральской степи врывался в вагон через открытые створки двери. И вдруг из-за ЧП поезд загнали на запасной путь. Выксунский штаб быстро среагировал. Пока устраняли неисправность, организовали концерт. Из-за сбоя графика движения в дороге мы были пять суток. 

В Кустанае нас оперативно распределили по машинам армейской колонны. Темнело, накрапывал дождь. Не обошлось без ЧП и здесь. На скорости «ГАЗон» занесло на бурт песка, и он, кувыркнувшись вверх колёсами, улетел в кювет. Шофёр умер в госпитале. Из пассажиров-выксунцев одну девчонку с травмой колена отправили домой. Остальные 14 человек отделались ушибами и синяками. Колонна продолжила движение без двух машин. 

Выксунский отряд попал в зерносовхоз им. В.В. Маяковского. Группу ЭПП направили в бригаду №6, а нас, теплотехников – в бригаду №2. Между ними было около 50-ти километров, поэтому мы не пересекались всю целинную эпопею. 

В столовой центральной усадьбы совхоза нас ждал полуостывший ужин. После еды, разместившись в клубе, мы сразу же уснули. Следующую ночь провели в глинобитных домах казахского аула. Хозяева встретили нас приветливо. Утром по казахскому обычаю напоили чаем, который можно пить до тех пор, пока не перевернёшь вверх донышком пиалу. «Дастархан, бата-бабушка», – благодарили мы за угощение. 


Освоение целинных земель Казахстана выксунскими студентами техникума (1956 г.)1956 год. Целина. Альбина Едкина


С первого дня в бригаде все включились в работу. Заводские – к механизаторам, к технике, Лариса (к сожалению, фамилию не могу вспомнить) – на кухню, и уже обед и ужин – её работа. Кухня – небольшая будочка, столовая – длинный стол под навесом, рукомойник многососковый. На стане два балка: бригадирский и студенческий (девчонки из московской сельхозакадемии им. Тимирязева). Старожилы жили в палатке зимнего исполнения. Она трёхслойная, с окнами, печкой, кроватями, тумбочками, за перегородкой – Виктор Прохватилов, бывший зэк, с женой и сыном-малолеткой. Ребята-студенты из Москвы – в армейской десятиместной палатке. Машинный двор – условно обозначенная площадка со снятым дёрном (противопожарная мера), противопожарный щит, под навесом бочки с ГСМ, под другим навесом – верстак и пара станков, рядком трактора, комбайны прицепные и новые самоходные, плуги, сеялки…

Студентам ВМТ жить негде. Бригадир, чуть убелённый сединой (приехал с Украины), предложил нам строить домик из камыша. Озеро километрах в трёх. Высокий камыш венком окружал водную гладь, которая пятнышками проглядывала через промятую тропу. Вспугнув утиный выводок, нарезали и загрузили целый кузов тростника. Привезли. Деревянный каркас уже готов. Руководил-подсказывал бригадир, а главным исполнителем стал наш Вовка Балашов – он был плотником отцовской школы. Жаль, чуть-чуть недоделали; и в жару летнюю, и в осенние холодные ночи там было бы лучше и просторнее. Но привезли палатки. За полчаса поставили все три. Распределились. В одной ребятам пришлось жить с девчонками. Разделили палатку на две части: мы на входе, девчата за простынёй. И прожили так весь срок мирно-дружно, без пошлости. 

Паша Пугачёв установил хороший контакт со старожилами. И не было никаких проблем за всё время, хотя крутой, тёртый был народ. Была какая-то соборность, единство и в бригаде, и в поле. Костяк бригады – москвичи; комсорг – Витька-матерщинник (Коротков?), тракторист, неистовый в работе. 


Освоение целинных земель Казахстана выксунскими студентами техникума (1956 г.)Владимир Балашов и Эдуард Чернышов на торжественной встрече целинников в техникуме 


Первая наша большая работа (студентов ВМТ) – сделать два тока для приёма зерна, т.е. снять вековой дёрн. Площадь – примерно с футбольное поле. Инструмент – лопата (новенькая, неточенная, черенок шершавый; рукавичек нет). Даже у рукастых парней не обошлось без стёртых мозолей. Девчонки бинтовали руки, но «не пищали». К указанному сроку сделали работу. На следующий день бригадир (без пафоса) объявил нам: «Что ж, комсомол, сегодня начинаем жатву и сразу же – пахоту. Девчата, будете копнильщицами. Вон комбайны, выбирайте. Пара на один комбайн. Возьмите платки, чтобы хорошо закутать волосы и шею. Остальное комбайнёры объяснят, что и как. Ребята – прицепщиками на трактор, затем грузчиками на бортовые машины, которые будут отвозить намолот на ток. Машины, трактора ждут вас. Ну, в путь».

И загудела степь, всколыхнулось пшеничное море, за комбайнами потянулись шлейфы золотистой пыли, пахнуло хлебным духом. И эти дух и гул будут с нами вплоть до отъезда домой. Комбайны уходили уступами. За первым пошёл ДТ-54 с пятикорпусным плугом, взрывая жёлтую стерню чёрной полосой пашни. 

Первые два дня я работал прицепщиком. Работа простая. С помощью специального штурвала надо держать заданную глубину вспашки, периодически очищать лемехи от забившей соломы. Желательно на ходу, стараясь не слететь задом с полированной тарелки-сиденья. Вся пыль из-под трактора – твоя (в зависимости от ветра), через часик на лице можно рисовать какие хочешь узоры. По структуре земля одинаковая, поэтому пашня ровная, и трактористы приглашали нас в кабину и учили пахать. Помню наставления своего тракториста. Он приехал из рязанского села. По-деревенски рассудительный, добрый, общительный: «Трактор, чай, как лошадь, но в сто раз сильнее, поэтому на пашне педаль газа и рычаги не дёргай. Плавно-плавно нажимай, а то трактор начнёт взбрыкивать. И пойдёт борозда, как после борова, да и плуг можно поломать. И слушай, слушай машину. Всей утробой своей трактор должен урчать ровненько, без взрёва. А бросишь рычаги, так трактор с плугом пойдёт, как конь на привязи, по кругу. Чтобы в степи ехать по прямой, надо родиться и жить в степи. Первую весну я здесь пахал по колышкам, нет зацепки для глаза. Это для первой борозды, а потом уж по борозде, чай, как по линейке. Пашешь, держи борозду и силу трактора ровненько». Два дня я работал с ним. Пропитался пылью до донышка. 

На третий день бригадир отправил меня грузчиком к Саше Лангу на бортовой ГАЗ, с которым я проработал весь уборочный срок. Саша росточком невелик, но водителем был высокого класса. Прикрепили нас к комбайну Гончаренко, Героя Социалистического Труда. Это был новейший самоходный комбайн СК-8, экипаж – два человека. И комбайнёр, и шофёр приехали только на уборку урожая, как говорил Ланг: «Надо заработать». Обоим лет за 30, семейные. Гончаренко с экипажем перешли на круглосуточную работу, меняясь с помощником у штурвала. С Лангом договорились разгрузку комбайна делать на ходу. А это значит, что водитель должен пристроиться к комбайну под шнек и синхронно двигаться, принимая в кузов зерно. Шнек до середины кузова не доходит, поэтому моя задача – отгребать зерно от борта как можно ровнее по кузову. И мы ни зёрнышка не просыпали на землю, и ни одной царапины не было на шнеке от кузова. 

Маленькое отступление. Открыл «Яндекс» для уточнения термина «шнек». Первая же статья: «тестируется электронная система навигации с использованием спутниковой системы для синхронизации движения комбайна и транспортной системы приёма зерна от комбайна в безостановочном режиме их движения». Вот так! А Саша Ланг делал это без лазерных измерителей расстояния и других приборов, систем. Встанет одной ногой на подножку, уцепится рукой за кабину, подрулит аккуратненько и как приклеенный идёт рядышком с комбайном, пока комбайнёру не даст сигнал: «Всё!». И так днём и ночью. ГАЗ-51 по техпаспорту имел грузоподъёмность 2,5 тонны. Рессоры выдерживали перегруз до 3 тонн, но Ланг брал 2 тонны. Он говорил, что так мы быстрее обернёмся. Чтобы комбайн нас не ждал, лучше мы немного постоим. А 2 тонны зерна в кузове он определял на глаз с точностью до 50-70 кг (разная влажность зерна).

Когда мы были недалеко от тока, он мне раза два доверил одному (я за рулём) отвезти зерно, но: «Что-то ты долго один-то разгружаешься». С ним разгружались на току так: «ГАЗик» к бурту задним бортом, на «раз» его откидываем, на «раз» откидываем два боковых; он опять за руль, чуть подёргивает машину вперёд-назад, а я специальным совком и ногами помогаю зерну ссыпаться. Замечал: подъедем вместе с другим таким же «ГАЗоном» к бурту, мы уже пустыми пылим по грунтовке, а он всё разгружается. 


Освоение целинных земель Казахстана выксунскими студентами техникума (1956 г.)Целина. Бригада №2 «Наш дом». На фото Эдуард Чернышов


Ночью разгрузимся на току, Саша отметится у учётчика, меня – за руль, сам – в уголок, фуфаечку под голову и спит. Я сверну с грунтовки к комбайну, он как по таймеру: «Стоп». Меняемся местами. Примем зерно от комбайна, я растянусь на тёплом, духмяном зерне, и тоже в отключке до тока. Там другой шум, даже если кроме сторожа и учётчика нет никого.

Девчонки наши – Зоя Зюрняева, Альбина и Сталина Едкины, Рита Проклова, Галя Секретарёва, Нина Котова, Нина Смирнова всю уборочную проработали копнильщицами на прицепных комбайнах. По двое на одном комбайне. Солома из молотилки непрерывно вылетает в копнитель с облаком пыли. Ость добирается до жаркого, потного тела, как ни кутайся. В руках у девчат вилы (через неделю черенки были отполированы ладошками; к слову, вилы – с ВМЗ). Разгребай поравномерней солому по копнителю; он заполнился, одновременно («Рита, жми!») нажали на педали, копна вывалилась через заднюю решетчатую створку. Минут пять отдых рукам, и опять мелькают вилы у девчат. 

Подменил я один раз на прогон. Это конвейер, который задаёт тебе ритм. Потом два дня выбивал одежонку, но всё равно она кололась, и тело зудело. Только в принудительном порядке, а так ни за какие коврижки не пошёл бы в копнильщики. Как девчонки вытерпели эту работу? После завершения уборки хлеба в сентябре они работали на арбузной бахче, собирали урожай.

Кто-то из ребят всю уборку и далее был прицепщиком на вспашке. А в стране уже выпускались навесные плуги и пятикорпусные для ДТ-54, 8- и 10-корпусные – для С-100. Бил Никита Сергеевич Хрущёв по проблеме хлеба в стране не кулаком, а растопыренными пальцами, распыляя по Союзу и сельхозтехнику, и рабочую силу. Комсомол по-островски («Как закалялась сталь») не пищал, а тёртый народ кряхтел, но терпел: «Было и труднее». 

Кто-то из ребят работал на токах: формировали бурты, перелопачивали зерно от возможного перегрева, обслуживали ленточные транспортёры, зернометатели, грузили на автомобили. На нашем току впервые увидел десятитонный КрАЗ. Долго его загружали. Как везде – это работа лопатой, пыль, жара, жажда. Кто-то трудился на машинном дворе. Работы всегда хватало, и аварийные остановки комбайна устранялись быстро. Сам был свидетелем двух случаев. 

Считаю нужным назвать все имена, какие помню: Володя Локостов (р.п. Досчатое, наш спортсмен); друг Локостова (рабочий парень с ДЗМО, примкнул к нам, студентам); Евгений Жагров (духовой оркестр ВМТ); Евгений Миронов (тоже, поступил в ВМТ отслужив армию); его младший брат Валерка с 1-го курса, ему не было 18-ти лет, работал всегда вместе со старшими); Виктор Кулёв (р. п. Виля, добрый, безотказный товарищ); Вячеслав Фадеев (да без него и песня плохо ладилась); Станислав Хренов (из Меленок). Все фото с целины – это его работа. Ни одно общее дело группы без него не проходило. 

Заводские (ДРО): Валера Обрещиков, привёз с собой ружьё, но «охотиться в сплошном тростнике и поколено в вековом иле трудно», раза два угощались утятиной. Геннадий (не помню фамилию)жил на ул. Пушкина. В его доме отмечали приезд в Выксу – да с духовым оркестром. Руководитель выксунского отряда – Пётр Пындек (мартеновский цех №1 ВМЗ).

Сейчас в живых в Выксе нас осталось всего четыре человека: Альбина Едкина, Зоя Зюрняева (по мужу  Косматова), Галина Секретарёва (Проклова) и я, Эдуард Чернышов. С иногородними связь утеряна. 

За уборку получил на руки 1 111 руб. В Кустанае купил себе наручные часы «Победа» примерно за 375 руб. (до сих пор на ходу!), книгу «Старая крепость» за 14 руб. 25 коп., плитку зелёного чая, бутылку «Столичной» – отцу. Остальные деньги отдал маме. Первая моя получка! По тем временам – серьёзная сумма. (В 1955 году средняя зарплата по совхозам СССР составляла 466 руб. в месяц, по МТС – 449 руб.). 


Освоение целинных земель Казахстана выксунскими студентами техникума (1956 г.)Последние минуты перед отправкой домой из Кустаная


О том, что завтра, 23 сентября, мы уезжаем домой, нам сказали за ужином. Конечно, обрадовались, но и немного грустно стало. О чём взгруснулось? О том и о другом, что оставалось здесь, и что уже никогда нам тут не бывать. Степь, как море, завораживает своей бескрайностью, таинством необъятности, непостижимости. Степь, как и море – это небо, упавшее на землю. 

Сборы домой всегда короче, чем сборы в дорогу из дома. Мы сдружились с армейцами-шофёрами. Виктор Кузнецов учил нас водить свой «студебеккер», москвич Владимир Мезинцев был безотказным в просьбах. Не раз девчата ездили с ним в центральную усадьбу совхоза: в магазин, аптеку, кино (километров 10-12). Иногда сам предлагал: «Ребята, за озером в нетронутой степи наткнулся на берёзовую рощицу». «Володь, поехали?». И мы мчались как на свидание. Маленький праздник был у нас. В другой раз пригласил в ночную степь познакомиться с тушканчиками. Поймает выскочившего тушканчика в фары и метров 100 едет за ним. Тушкан-то не может свернуть со световой дорожки, вот Володя сам и крутанёт в сторону. Так бедный тушкан и спасается от рычащего, огненного и невиданного зверя. Удивительно, но Володя легко находил дорогу к стану и был доволен нашей радостью. Вот и утром 23 сентября он с кем-то сгонял в берёзовую рощицу и украсил свой «ГАЗончик» и Витькин «студебеккер» берёзовыми ветками.

Приехало арзамасское руководство и совхозное. «За лучшие показатели в работе сводного арзамасского отряда ВЛКСМ студентам Выксунского металлургического техникума бригады №2 зерносовхоза им. Маяковского вручается знамя от обкома ВЛКСМ. Ура!» «Ура!» – подхватили мы дружно. Троим из нас, в том числе и мне, вручили значки ЦК ВЛКСМ «За освоение новых земель». У меня удостоверение №7399 к значку за подписью секретаря ОК ВЛКСМ Цыбишевой от 15.09.1956 г. Вручили всем памятные значки за участие в уборке хлеба на целине. Этот значок ношу до сих пор (см. фото). Руководство совхоза преподнесло нам каравай из нови, а бригадир – сноп пшеницы. «Спасибо, ребята, вы очень помогли нам. Буду помнить Выксу». «И мы вас не забудем». Много мелочей затем вспоминалось нам при ежегодных встречах. Повезли нас до Кустаная Виктор Кузнецов и Владимир Мезинцев. Они и бригадир провожали нас до отправного гудка паровоза (см. фото).

Почему нам такие почести? Да потому что прекрасно сработала бригада №2 совхоза и, возможно, стала лучшей в Кустанайской области. А мы, как подсобники, принимали в этом участие, не жалея сил. Слава бригадиру за умелую организацию работ, слава  и основным механизаторам: комбайнёрам, трактористам, шофёрам. Считаю, что мой значок на 2/3, а может и больше, содержит работу Александра Ланга. 

Да, в Казахстане за два–три года преобразились экономика, образование, здравоохранение, культура; был создан мощный кадровый и культурный потенциал; Казахстан стал крупнейшим производителем зерна (за 50 лет сбор пшеницы превысил 640 млн тонн).

Целина 1954-1956 годов – это последний массовый подвиг комсомола. Сейчас в принципе такое невозможно!

Но посмотрите цифры развития сельского хозяйства за это же время в европейской части СССР и в других республиках…



Цифры и факты

  • 1947 г. – В СССР, первой в мире из воевавших в ВОВ стран, отменены продовольственные карточки.
  • 1951–1955 гг. – пятая пятилетка. В планах, задачах нет даже намёков на распахивание целинных, новых земель ни в Казахстане, ни на Алтае, ни в Сибири. Увеличение производства зерна предполагается за счёт продолжения восстановления сельхозпредприятий европейской части СССР с увеличением машинизации (трактора, комбайны, автомобили).
  • Март 1953 г. – умер И.В. Сталин.
  • Март 1953 г. – первым секретарём ЦК КПСС стал Н.С. Хрущёв (ХХ съезд КПСС. «Секретный доклад Н.С. Хрущёва о культе личности…», 25.02.1956).
  • 19.02.1953 г. – Крым из состава РСФСР переводится в состав Украины.
  • С января 1954-го по 1957 г. Выкса – в Арзамасской обл.
  • 1957-1965 гг. – совнархозы (Волго-Вятский СНХ: Горьковская, Кировская области, Марийская, Мордовская, Чувашская АССР).
  • 20.10.1956 г. – Указами Президиума  Верховного Совета СССР учреждена медаль «За освоение целинных земель», Кустанайская область награждена орденом Ленина.
  • 05.11.1956 г. – комсомол награждён орденом Ленина за освоение целинных земель. Это пятая награда ВЛКСМ и третий орден Ленина.
  • 1974 г. – выпущена медаль «ХХ лет целине».
  • 06.02.2004 г. – Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в докладе на торжественном заседании, посвящённом 50-летию освоения целинных земель, отметил: «это грандиозный социально-экономический проект ХХ века, аналогов которому в мировой истории не было».

Эдуард Чернышов. Фото из архива автора