Александр Михайлов: Воспитание детей не заканчивается никогда

visibility
Александр работает начальником лаборатории в литейно-прокатном комплексе АО «ВМЗ». Папа молодой, его отцовский стаж почти шесть лет.

Сегодня мы беседуем с ним о том, как в наше время воспитывать младое поколение. И всё не так просто, как казалось на первый взгляд.

– Александр, как Вы считаете, допустимы ли родительские ошибки в воспитании? 

– Думаю, что можно ошибаться в мелочах, но поняв свой промах, извиниться или исправить его. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Эту фразу повторяю всегда и на работе, и дома. Мы люди живые, не роботы… Но есть такие стержневые вопросы, когда ошибаться не имеешь права. Пусть это звучит пафосно, но такие понятия, как любовь к родине, родителям, семье – вечны. Дети должны видеть и чувствовать, как мама и папа относятся друг к другу и к своим бабушкам с дедушками. Всё начинается с малого и заканчивается глобальным – любовью к Родине. Эти качества закладываются с того времени, как ребёнок начинает понимать, кто он и откуда родом, кто его предки. 

– Вы застали в живых своих дедушку и бабушку… 

– Да, нам с братьями повезло, мы слушали их фронтовые рассказы, путешествовали с ними на теплоходе по Волге. Очень много внимания нам уделял дед. Особенно мы любили, когда он читал нам вслух сказки. Запомнился, например, «Волшебник изумрудного города». А с бабушкой интересно было общаться на абсолютно разные темы. Татьяна Степановна преподавала историю в школе №12. Они с дедом были очень образованные и интеллигентные люди. 

– Считаю, что в вашей семье есть интересная традиция. Догадываетесь, о чём я говорю? 

– Конечно! Родители закончили Нижегородский государственный университет им. Лобачевского, и три сына – тоже! Мы с братьями учились на одном факультете, только на разных кафедрах. Сейчас они работают на предприятиях Росатома, а я вот – на ВМЗ. 

– Как так случилось? Кто выступал в роли «толкача»? Сергей Анатольевич проявил отцовскую твёрдость и сказал, что, мол, в университет и баста! Так? 

– Родители никогда не диктовали свою волю. Они подводили к выбору решения исподволь. Говорили, что техническое образование – это основа основ. Да и из практических соображений тоже были преимущества. Старший брат уже заканчивал вуз, а я поступил. Важна была его поддержка как старшего по возрасту и как опытного студента. То же и у меня с младшим. Теперь-то понимаю, что это весьма мудрое родительское решение, благодаря этому нам многих ошибок удалось избежать. 

Михайлов-Александр2.jpg– Чем занимался с вами в детстве отец? 

– Он был сильно занят по работе, у него были вечные проекты, идеи, так что нам он не уделял много времени. Как-то в пятом классе его вызвали в школу – класс был очень активный в смысле того, чтобы похулиганить. Обычно на родительские собрания ходила мама, а тут вызвали отцов. И он, придя домой, сказал тогда: «В жизни нельзя быть серым. Сегодня многих ругали, кого-то хвалили, а про тебя не сказали ни того, ни другого. Зачем ходил?» Тогда я понял, что в жизни нужно совершать поступки, проявлять себя, быть активным. Ещё помню, чтобы пробудить интерес к физике, он занимался с нами микросхемами, мы паяли конденсаторы, резисторы… 

– А Вы когда-нибудь обижались на отца? 

– Помню, мы со старшим братом очень хотели, чтобы нам купили мопед. Нам однажды родители его пообещали, но не купили. Времена были непростые и, возможно, у них были объективные причины на это; возможно, они не придали этому обещанию значения. Но эта обида очень запомнилась мне, и для себя я понял, что обещание, данное ребёнку, нужно обязательно выполнять или же просто его не давать. 

– В чём Вы подражаете ему? Какие качества хотите воспитать в себе? 

– Он превосходный организатор. На новое у него превосходное чутьё. Быстро увлекается идеей, зажигает всех вокруг, налаживает дело, и когда видит, что оно пошло, остывает и берётся за новое. Он же организовал в 90-е годы в городе Региональный центр достижений молодых Junior Achivement, классы информатики в школе, обмен опытом с американским городом Мобил, открыл на базе школы №6 филиал института… Это качество в его характере очень ценно, потому и воспитываю его в себе. 

– А о чём сожалеете, может быть, папа Вас чему-то не научил? 

– Отцу некогда было учить нас делать что-то руками… Но природа не терпит пустоты. Отец моей жены Светланы мастер на все руки! Теперь мы с ним вместе мастерим. 

– Что для Вас семья? 

– Это основа. Стержень. Это место, где тебе хорошо, где ты чувствуешь себя защищённым. Мужчина – глава семьи, но ему очень важно приходить домой, где его ждут и любят. Недаром же говорят, что счастье, когда утром ты с радостью бежишь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой. Благодарен жене, что она создаёт в семье уют, гармонию, что она вкладывает силы в воспитание наших детей и… меня тоже! 

– Счастливые моменты Вашей жизни? 

– Я их все помню. И то, как отвозил жену в роддом, и как встречал, и первые моменты ощущения себя отцом: взял на руки свёрток с младенцем и замер. Но самый-самый счастливый момент был другой. Это нечто особенное. Стояла ранняя осень. Мы с детьми гуляли в парке, ели мороженое и сладкую вату, катались на каруселях. Всё вроде было как всегда, и не совсем. Небо – высокое и голубое. Листву едва тронула желтизна. А в душе – состояние беззаботности и безмятежности… Запомнилось тем, что вот оно, ощущение счастья. 

– У Вас два сына. Какими Вы хотите их видеть? 

– Конечно, чтобы росли здоровыми, образованными, чтобы любили родину, страну, в которой родились и живут, чтобы ценили родителей. 

– Вы уже можете сейчас сказать, кем они будут? 

– Им ещё мало лет. Артёму – пять с половиной, Семёну – два с половиной. Артём схватывает знания на лету, азбуку выучил, читает, любит поговорить, выступить на утреннике со стихами. Семён другой. Ему подавай молоток, инструмент. Рука у него твёрдая. Глядишь, будет мастером. Главное, я должен привить им желание познавать новое и стремиться к знаниям. 

Михайлов-Александр3.jpg– От чего бережёте детей? 

– От планшетов, компьютеров, телефонов. Мы совершили ошибку, дав в руки старшему в два с половиной года планшет. Он скоренько в нём разобрался, причём потрясающе быстро! И столь же быстро привык к нему. Хорошо, что мы с женой поняли, к чему это может привести. Сейчас планшет у него строго дозировано: не более получаса. 

– А для Семёна тоже дозировано? 

– Для Семёна – никак! Исключено! 

– Что такое отцовство? 

– Я очень молодой отец, но многое начинаю понимать. Родить сына – это ещё не всё. Впереди у тебя огромная работа по его воспитанию. Отцовство – это не значит накормить, обуть, это воспитывать собственным примером. Теперь ты находишься под постоянным прицелом детских глаз. Они всё подмечают, копируют твои движения. Это лишь кажется, что они не слушают, не видят твоих действий, что заняты игрой. Поражаюсь, как копируют твои действия. Повторяют выражения. Воспитание не заканчивается никогда. Даже тогда, когда ты сам становишься отцом. Мне иногда звонит папа и спрашивает, как я отношусь к тому или иному проекту. Мне лестно его внимание и то, что он советуется со мной. Это отличный пример взаимодействия между отцами и детьми. 

– Конфликт между отцами и детьми существует? 

– Существует там, где в воспитании упущено доверие между отцом и сыном. 

– Кто должен, кстати, заниматься воспитанием мальчиков: папа или мама? 

– И тот, и другой. Отношения выстраиваются гармоничные тогда, когда между супругами тоже полное взаимопонимание. 

– Так что же в отцовстве главное? 

– Продолжение тебя в детях, продолжение твоего рода, передача твоего жизненного опыта. Дети должны взять от родителей то, что они им дают, и приумножать в своих детях. 

– Спасибо, Александр Сергеевич! 

Фото из архива семьи Михайловых


Газета «Выксунский рабочий» является участником Всероссийского проекта «Быть отцом!»,
инициированного Фондом Андрея Первозванного, интернет-журналом «Батя» и издательством «Никея».