Согласитесь, что говорить о музыке, не слыша её, дело неблагодарное, да и ненужное. Как и рассказывать о картине, не имея её перед собой. Иное дело – слушать рассказ непосредственных участников творческого процесса.
И сегодня, в преддверии женского праздника, предлагаю вам историю, рассказанную пианистами. Я лишь слегка направляла беседу в нужное русло.
В разговоре участвовали пианисты – преподаватели Лариса Юращик, Ольга Ширшкова, Татьяна Чупрынова, Ирина Спиридонова. Это и есть квартет.
– Добрый вечер, уважаемые музыканты. Как обычно, начнём с начала. Как и когда родился ваш ансамбль?
Лариса Юращик:
– В школе на концертах мы обычно играли дуэтами. Я – с Ольгой Ширшковой, Татьяна Чупрынова – с Ириной Спиридоновой. В 2013 году мне в руки случайно попали ноты Полонеза Фредерика Шопена (переложение для восьми рук). В то время мы готовились к очередному концерту памяти преподавателей. Ноты оказались как нельзя кстати. Я предложила коллегам сыграть. Нам понравилось, и мы решили продолжить совместное творчество.
Ирина Спиридонова:
– Приятно выступать таким ансамблем. Почему «Дивертисмент»? В переводе с французского означает «развлечение», лёгкая музыка. Музыка, которая легко воспринимается. Та, что понятна и неподготовленному слушателю.
– Но ведь надо и ноты найти для ансамбля в восемь рук?
Лариса Юращик:
– Да, пришлось освоить компьютер! Есть много зарубежных сайтов с нотами для восьмиручного исполнения. Сейчас, кстати, из-за санкций многие стали недоступны в России. Приходилось слушать много новой музыки на YouTube, а затем на понравившуюся искать ноты.Так нашлись ноты для восьми рук «Серенады» немецкого композитора Густава Гурлитта. Говорю: «А не сделать ли нам литературно-музыкальную композицию? Про композитора мало кто знает, а мы и «Серенаду» его сыграем, и о нём расскажем. Готовый мини-концерт!»
Татьяна Чупрынова:
– Раньше в школе такого уровня концерты никто не проводил. Мы не только исполняли произведения, но и рассказывали о музыке, применяя мультимедийную презентацию. Работы хватало на всех! Когда мы стали выступать в разных аудиториях и на творческих площадках, то оказалось, что слушателям такая форма общения понравилась. Музыка воспринимается лучше. Мы решили, что заняли свою нишу. За эти годы в нашем репертуаре были Иоганн Себастьян Бах и Эдвард Григ, Антон Рубинштейн и Людвиг ван Бетховен.
Ирина Спиридонова:
– Главное, что нам стало интересно играть и симфонии! (Опять же, в переложении для восьми рук). Симфоническая музыка – это прекрасно! Но не все имеют возможность послушать её в нашем городе вживую. Мы же предоставили её слушателям и сами увлеклись этим творчеством.
Лариса Юращик:
– Работая над симфониями, мы ставим задачу передавать звуками тембры различных музыкальных инструментов, начинаем копаться в нюансах, чтобы полнее передать характер. Поэтому и звучим как маленький фортепианный оркестр.
За нашими плечами есть достаточный опыт такой работы. Мы исполнили и симфонию №40 Вольфганга Моцарта, и пятую Бетховена, и его «Эгмонта», сейчас работаем над симфонией Петра Ильича Чайковского «Зимние грёзы».
Ирина Спиридонова:
– Играя фортепианную музыку в квартете, мы получаем доступ ко всей музыкальной литературе! Есть переложения оперных и балетных произведений. Всё доступно, когда играешь в восемь рук. А любимую сороковую симфонию Моцарта исполняли много раз и получали истинное удовольствие!
После выступления в музее АО «ВМЗ»
– Кто ваши слушатели, в каких аудиториях выступаете?
Лариса Юращик:
– У нас есть свои площадки, где нас ждут. Мы посещаем социальный центр, дом милосердия, школы. Выступали в филиале МИСиС, очень любим выступать в нашем прекрасном музее АО «ВМЗ». Там какая-то особенная аура, которая нас вдохновляет! Классические произведения звучат там по-особенному...
Ольга Ширшкова:
– Большой неожиданностью стало выступление в одной из школ. Квартет играл танцевальную музыку из камерно-симфонического произведения Эдварда Грига «Пер Гюнт». Мы предложили потанцевать под неё, чтобы мысленно отправиться на бал. И ребята вышли и вальсировали. Звучали «Танец Анитры» и «В пещере горного короля». Школьники узнали мелодии. Одни слышали в телефоне, другие – по телевизору, и вдруг – в живом исполнении. Это было удивительно и для ребят, и для нас. Убеждаемся, что нам надо продолжать своё миссионерство.
Лариса Юращик:
– И это главное на наших концертах: популяризировать классическую музыку. Не всегда у людей есть возможность поехать на концерт в филармонию или консерваторию. Когда мы выступали однажды в Шиморском Доме культуры, к нам подошла женщина и сказала, что впервые слышит живую классическую музыку.
С большим удовольствием участвовали в православном епархиальном конкурсе, который проходил в ДК им. Лепсе, исполняли знаменитое произведение Сергея Рахманинова «Колокола». Квартет знают и в Нижнем Новгороде. Стали лауреатами IV Областного конкурса «Весенний дивертисмент» в номинации «педагоги», лауреатами I степени на Международном (очном) конкурсе в Нижнем Новгороде «Планета талантов» и «Души прекрасные порывы», завоевали Гран-при на Международном конкурсе «Живая музыка» и многие другие. Конкурсы помогают нам держать высокую планку профессионального мастерства.
Цветы от директора детской школы искусств Виталия Абрамова
– У вас нет дирижёра…
Ольга Ширшкова:
– У нас каждый сам себе дирижёр. Мы исполняем разные партии.Если исходить из понятия дирижирования, то да, первая партия – ведущая, главная, она задаёт настроение, тон произведению. Лариса Геннадьевна – организатор, она находит ноты, своим авторитетом может убедить, настоять на чём-то. Все вместе мы работаем над образным содержанием произведения. Мы все разные и в то же время дополняем друг друга. И каждый – и дирижёр, и музыкант.
Лариса Юращик:
– В основном, дирижёр – это первая партия, Ольга Ширшкова. Татьяна – бас, опора, основа, её партия левая нижняя.
Ирина Спиридонова:
– Мы, наверно, потому и собрались вместе, что каждый из нас лидер в музыке. Нам всегда есть к чему стремиться.
– Что вас вдохновляет?
Лариса Юращик:
– Вдохновляет то, что нас слышат ученики. Мы для них пример. Утром я для ребёнка педагог, а вечером играю на сцене в квартете. Это счастье – видеть полный зал зрителей: ученики, родители, выпускники, студенты. Так было на концерте, посвящённом Чайковскому и 10-летию «Дивертисмента». Вот в том и состоит воспитание классической музыкой.
Татьяна Чупрынова:
– Выезжая за пределы школы, берём цифровые инструменты, которые можно настроить под звучание клавесина, органа, и играем барочную музыку Баха, Генделя, что придаёт концерту особую окраску. Во время Всероссийской акции «Ночь музеев» в Доме Баташевых исполняли именно такую музыку.
Ирина Спиридонова:
– Мы должны играть качественно всегда, неважно, сколько слушателей пришло: полный зал или всего пять. Мы исполняем произведения гениальных людей, соприкасаемся с их миром и несём тот бесконечный поток эмоций, который живёт в мелодиях.
Лариса Юращик:
– Мы ответственны перед своими слушателями. Выход на сцену – для нас всегда событие, потому что наша задача – донести до зрителей ту музыку, которую играем, и чтобы люди тоже её полюбили.
– Какие качества важны для игры в квартете?
Лариса Юращик:
– Уважение к коллегам. Ансамбль – это большой живой организм, и мы должны слышать друг друга, тогда музыка звучит так, как её задумал композитор.
Татьяна Чупрынова:
– Это способность к компромиссу. Нас четверо, и мы разные, потому умение слушать того, кто рядом, и ценить мнение другого – необходимые качества.
– В чём счастье музыканта?
Лариса Юращик:
– Когда с тобой единомышленники.
Татьяна Чупрынова:
– Когда тебя понимают.
Ирина Спиридонова:
– В том, что ты играешь гениальную музыку.
Ольга Ширшкова:
– В том, что мы открываем людям мир прекрасного.
Концерт «Дивертисмента» во Дворце культуры им. Лепсе
Надеюсь, что эмоциональный рассказ музыкантов позволил вам, уважаемые читатели, познакомиться с квартетом « Дивертисмент» поближе, понять, в чём секрет его обаяния и успеха у слушателей.
Фото из архива героинь статьи