Её организаторами стали министерство культуры Нижегородской области и Российская библиотечная ассоциация.
Это единственная в России профессиональная площадка, где повышают квалификацию сотрудники детских библиотек страны. В город приехали директора региональных учреждений и ведущие специалисты детских библиотек области. Занятия велись на базе городских детских библиотек, а сама программа носила красноречивое название: «Хорошее знакомство всегда в прибыль нам».
Каждому читателю – занятие по интересам
– Ты где работаешь?
– В библиотеке.
– Счастливая: книжки читаешь!
Этот мимолётный разговор у сегодняшних сотрудников библиотек вызывает улыбку и стал анекдотом.
Что ж, узнаем, как живут библиотеки и их хозяйки на самом деле. И правда ли, что они только и делают, что читают книги.
Центральная детская библиотека. Сюда гости школы «Лидер» пришли после прогулки по городскому парку, познакомившись с тайнами и легендами выксунской земли и основателей металлургических заводов братьев Баташевых.
Под сенью липовых аллей воображение живо рисовало и быт, и нравы, и занятия того времени. Книги в те времена не только читали, но и сочиняли: например, Александр Сухово-Кобылин написал здесь, в провинциальной глуши, несколько глав пьесы «Свадьба Кречинского».
А для чего ходят в библиотеки современные дети, мы и расскажем вам сегодня.
В зал чтения и творчества, где есть абонементы для юных читателей младшего возраста и для ребят постарше, идут за новыми книгами, которые можно и дома почитать, и здесь, устроившись в уютных креслах-капсулах.
Можно посмотреть работы учащихся детской художественной школы и, возможно, задаться целью поступить в школу для обучения. Ребята младших классов приходят к хозяйке зала Елене Фадиной, она же – добрый Карлсон, который и театральную постановку покажет, и проведёт уроки развивающего чтения для дошкольников, а для тех, кто уже учится в начальных классах, экскурсию по былинам или расскажет о народных промыслах Нижегородчины. Покажет семёновских матрёшек, городецких коней и гжельские кувшины. И не надо никуда выезжать, просто Карслон подведёт к монитору, включит программу – и вся красота как на ладони.
Для ребят постарше работают клубы «Что? Где? Когда?», «Я читаю. Я расту», а для тех, кто захочет прийти сюда сразу после школьных занятий – клуб продлённого дня. Весь день в библиотеку идут дети и остаются здесь на несколько часов, выбирают дело по интересам.
По программе «Доброта сближает сердца» занимаются дети с ограниченными возможностями здоровья.
Как и дети, наши гости не удержались от того, чтобы освежить свои знания с помощью виртуальных игр: успели поплавать под водой с аквалангом, а потом сфотографироваться в фотозоне с Алисой из страны чудес и с Чеширским котом. Кстати, героев для оборудования фотозоны выбирали читатели.
Я не рассказала ещё о том, что в зале находятся плоды литературного творчества детей. Каждый год во время летних каникул ребята пишут сочинения на разные темы: о книгах, прочитанных летом, о любимых литературных героях, о том, как можно благоустроить пустырь возле своего дома, и как прекрасен мир, когда в нём чисто и светло. В этот раз они сочиняли эссе на тему: «За 90 дней лета вокруг книжного света». Итоги конкурсов подводятся в сентябре, победителям вручаются подарки. Конечно же, книжки! (См. «ВР» №38 от 07.10. 2022 г.)
Я позавидовала нынешним читателям, потому что они могут прийти в библиотеку и поучаствовать вместе с библиотекарем в виртуальной экскурсии по залам галерей, а потом пойти в художественную школу и посмотреть, как работают художники-педагоги.
Или вместе с библиотекарем принять участие в проекте «Моё открытие Отечества». Насколько богат выбор занятий в библиотеке, говорят названия проектов, по которым работают сотрудники: «Читаем, выдумываем, творим», «Мир литературы сквозь призму искусства» и т. д.
В городской детской библиотеке №1 есть что взять на заметку
В библиотеку – семьёй
Это, конечно, библиотека №2 на улице Островского. Библиотека семейного чтения. В 2019 году, участвуя в конкурсе нацпроекта «Культура», выиграла грант на создание модельной библиотеки нового поколения. Сотрудники учреждения разработали концепцию, в основе которой накопленный опыт по работе с семьёй.
Самое яркое и любимое пространство – зона семейного чтения и отдыха. Её любят участники клуба «Читайка». Сюда можно прийти с мамой или папой и даже с бабушкой.
Отличная подборка книг «Академия заботливых родителей» поможет найти ответы на самые трудные вопросы воспитания и творческого развития малышей и взрослых.
На большой грифельной доске дети могут рисовать вместе с родителями. Здесь проходят встречи с интересными людьми города, которые делятся опытом.
А что делают в это время дети? Они торопятся в сенсорную комнату, или, как её называют, волшебную, потому что там происходят чудеса, которые творят они сами.
За интерактивным столом можно заниматься развитием внимания, памяти, английским языком, учиться счёту, изучать явления природы и многое другое.
Инклюзивный проект «Кукольная библиотека» привлекателен тем, что юные читатели могут играть в театр, проводить громкие чтения, репетиции.
Притягателен и «песочный» стол, на котором можно нарисовать героев любимых сказок или мультфильмов.
Школьники постарше приходят в зал информации и досуга поработать на ноутбуке, сделать презентацию, почитать новинки литературы, представленные на тематических стеллажах.
Для любителей цифрового чтения есть 3D книги, на которых установлены программы. В литературном клубе «Белая ворона» старшеклассники
встречаются с интересными и неординарными людьми: поэтами, музыкантами, художниками.
В клубе «Твой ход» собираются любители настольных игр.
Лариса Анисимова (справа), заместитель директора Центральной детской библиотеки по работе с детьми, встречает гостей, прибывших со всей страны
Заведующая библиотекой «Отчий край» Алёна Самсонова рассказала о возрождении культурных, исторических традиций
Здравствуй, робот!
Вот уж где можно стать исследователем и первооткрывателем, так это в библиотеке, расположенной в микрорайоне Юбилейном. 25 декабря 2020 года она открылась как модельная библиотека интеллектуального чтения и экспериментальной деятельности «Книга, интеллект, личность». Здесь всё располагает к творчеству и познанию. На тематических стеллажах стоят книги, которые читают сегодняшние дети: «Ведём расследование» – детективы; «Волшебные миры» – фэнтези, приключения, путешествия.
Есть сектор для индивидуальных занятий, ноутбуки, интернет, национальная электронная детская библиотека (НЭДБ). Сюда приходят работать над презентацией, подготовиться по теме для выступления на открытом уроке.
В следующем зале нас встречает робот Элби.
– Здравствуй, Элби!
– Приветствую вас.
– Где ты находишься?
– В городе Выкса.
– Что ты здесь делаешь?
– Я слушаю вас.
– Расскажи нам стихотворение.
И он рассказал про эту замечательную библиотеку, в которой самые лучшие книги, есть бесплатный wi-fi, секторы досуга и информации, а потому – «Скорее к нам давай!». Элби может рассказать и про выставку книг в зале, и что есть особенного в самом учреждении.
Это интерактивные плазменный шар Тесла и генератор Ван де Граафа. Интересно же увидеть, из чего образуется молния! А чтобы понять и изучить, надо читать книги, которые стоят тут же. Детей увлекает процесс познания, изучения и эксперимента.
На площадке для ребят дошкольного и школьного возраста есть интерактивный глобус, с помощью которого можно путешествовать, играть, читать и анализировать. Один из популярных экспонатов – 3D-очки. Надел – и путешествуй по миру, хочешь – в природные заповедники, а хочешь – в музей Сальвадора Дали, великого мистификатора и гениального художника.
…Когда мы уходили из библиотеки, робот Элби пожелал нам счастливого пути. Вот такой он вежливый и внимательный.
Кто любит трудиться, тому есть чем хвалиться
Таким тезисом подвели итоги работы школы «Лидер». Выступающим было чем похвалиться. Каждое выступление – и открытие, и пример для работы. Проекты один другого интереснее. Орловская библиотека совместно с местным университетом составила словарь диалектных слов. Они – ключик к пониманию произведений писателей-классиков. Коллеги из Брянска поделились опытом формирования информационного контента «Крылатая память Победы».
В каком направлении развиваться детским библиотекам, пояснила директор областной библиотеки Ярославля. О том, как создавался сайт библиотеки «Отчий край» и о приоритетных направлениях работы выксунских детских библиотечных учреждений рассказали хозяйки местных библиотек.Но красноречивее слов были экскурсии. «Лучше один раз увидеть…» – и они увидели и поделились впечатлениями.
Елена Зезека, Брянск:
– Слышала об этом форуме, но участвовала первый раз. Чаще надо ездить. О модельных библиотеках знаю, а в Выксе – увидела. Искренне удивлена профессионализмом коллег.
Ирина Никашкина, Орёл:
– Подобные школы – это всегда стимул к воплощению идей в практику. У вас модельные библиотеки уже действуют и работают по полной программе. Мы только начинаем. Прекрасный опыт получила.
Анастасия Кутузова, Мурманск:
– В работе школы участвовала впервые. Программа насыщенная и плодотворная. Огромное спасибо организаторам!
Вместо заключения. Теперь вы поняли, уважаемые читатели, для чего нужны библиотеки и что библиотекарь – это уникальный специалист. Он и педагог, и организатор мероприятий, актёр и художник, редактор сайтов и краевед. Он тот, кого любят дети и кому доверяют. Всероссийская школа «Лидер», которая проводится уже в 18-й раз, является для участников творческой площадкой мастерства и обучения.
Генри Форд говорил: «Собраться вместе – это начало. Работать вместе – это прогресс. Остаться вместе – это успех». Эти люди вместе. Успех им обеспечен.
Выступление гостьи из Санкт-Петербурга Алёны Сафиной
Участники школы «Лидер». В центре стоит (четвёртая слева в первом ряду) директор Нижегородской государственной детской библиотеки Наталья Бочкарёва
Фото из архива ЦБС