Бородачёва, из рода Кикиных

account_circle
visibility
Имя художницы дано улице Новой Выксы В июле текущего года в Выксе была открыта мемориальная доска основательнице местного художественного промысла по производству изделий декоративно-прикладного искусства Елизавете Васильевне Кикиной-Бородачёвой (1870-1940). Мемориальная...

Имя художницы дано улице Новой Выксы

В июле текущего года в Выксе была открыта мемориальная доска основательнице местного художественного промысла по производству изделий декоративно-прикладного искусства Елизавете Васильевне Кикиной-Бородачёвой (1870-1940). Мемориальная доска размещена на здании прокуратуры в Выксе, где в конце XIX – начале XX века жила художница. Здесь же находилась её художественная мастерская по выпуску деревянных кувшинов, игрушек-каталок, матрёшек, инкрустированных шкатулок, ваз, панно. Теперь имя Бородачёвой присвоено одной из улиц возводимого микрорайона Новая Выкса.

Кикины древние
Что мы знаем о Елизавете Васильевне Кикиной-Бородачёвой? Родилась она на Нижегородчине в дворянской семье в 1868 году (по некоторым данным – в 1870 (www.kikin.ru)). Кикины – древний русский дворянский род, происходящий от Логина Михайловича Кикина, который был «паном радным» у Ягайла, вы-ехал в Россию к великому князю Дмитрию Донскому и пожалован в бояре. Его сын Тимофей был боярином у удельного князя Петра Дмитриевича, сына Донского. Дмитрий и Иван Андреевичи Кикины вписаны в тысячную книгу лучших дворян и детей боярских (1550). Фёдор Иванович Кикин был послом в Крыму (1565), а Дмитрий Андреевич составил писцовые книги по Казани, Свияжску и Чебоксарам (1566-1568). Иван Семёнович убит в смутное время в Коломне. Иван Фёдорович (меньшой) Кикин участвовал в обоих московских осадных сидениях. Стольник Василий Петрович Кикин в 1654-м послан был в Малороссию для принятия городов Киевского полка «под Государеву руку», а в 1656-м – снова послан к Б.Хмельницкому для переговоров; играл выдающуюся роль в дальнейших сношениях наших с Малороссией.

Род Кикиных внесён в VI часть Родословной книги Московской, Симбирской и Пензенской губерний. Другой род Кикиных восходит к началу XVII века, а ещё два – позднейшего происхождения. Документы древнего рода Кикиных напечатаны Д.А. Валуевым в «Симбирском сборнике». (Ф.А.Брокгауз, Е.А.Ефрон).

Кикины творческие
Знакомство с биографиями Кикиных и породнившихся с ними показывает, что среди этих людей было много творческих личностей. Некоторые из них внесли заметный вклад в развитие литературы и искусства России.

Пётр Андреевич Кикин – один из основателей в 1820 году и первый секретарь Общества поощрения художников. Благодаря ему получили заграничную командировку по окончании Академии художеств братья Карл и Александр Брюлловы, он покровительствовал А.Венецианову и А.Иванову, способствуя приобретению их картин для «русского зала» в Эрмитаже, содействовал выкупу на волю крепостных художников.

Кикин Андрей Викторович (1898-1963) – русский советский скульптор, график, художник-иллюстратор. Работал в области монументальной и станковой, преимущественно портретной скульптуры. Автор ряда исторических образов деятелей науки и национальных героев. Член Союза художников СССР с 1934 года. Преподавал в Свердловском художественном техникуме (1932-1933). Главный художник г.Горького в 1955-1963 гг.

В девичестве Кикина
Бородачёва,  из рода КикиныхВернёмся к Елизавете. Получив домашнее художественное образование, она вышла замуж за известного купца-пароходчика Бородачёва. В конце XIX века художница организовала мастерскую по производству, казалось бы, нехитрых игрушек. Каталки с медведями и крылышками, жар-птицы, царевны-лягушки и матрёшки, коробочки и многофигурные изделия из плоской дощечки, изображающие народные забавы. Ярко раскрашенные дешёвыми красками, игрушки стоили недорого. «Расходились влёт», быстро став популярными благодаря и цене, и истинной народности. Над игрушками трудились около 25 мастеров и их учеников.

Елизавета Васильевна на достигнутом не останавливалась. Она общалась с художниками Палеха, которые занимались иконописью, расписывали храмы. Учась у них, она стала настоящей мастерицей. Её изделия – богатые по оформлению шкатулки, красочные панно – нашли почитателей. Для их украшения она использовала различные приёмы: резьбу, выжигание, масляную, акварельную и темперную живопись, инкрустацию, лакировку. Стали поступать заказы от состоятельных особ. Шкатулки для них расписывались эмалью, инкрустировались слоновой костью, драгоценными металлами, камнями-самоцветами.

Улица не Кикиной
За время своего существования мастерская Кикиной-Бородачёвой была удостоена множества наград: золотой медали на Всемирной выставке в Чикаго (1893), малой серебряной медали на Казанской международной выставке (1909), Гран-при за удивительной красоты панно на Международной художественно-промышленной выставке в Турине (1911). Изделия мастерской есть в экспозициях Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника и музея истории ВМЗ. А самой мастерской нет. Она закрылась в 1935 году со смертью Елизаветы Васильевны, несмотря на то, что за семнадцать лет до этого, в 1918, было указание из Москвы от большевистской власти: мастерскую сохранить и беречь. Не уберегли. Сохраним хотя бы память о художнице в названии улицы – имени Бородачёвой. Именно под этой фамилией мастерица из рода Кикиных обрела признание.

Татьяна Снегирева. Фото с сайта www.kikin.ru