«Буран» вышел на орбиту

account_circle
visibility
В этом есть толика труда инженера Сергея Поздеева15 ноября 1988 года в Советском Союзе были проведены успешные испытания космического корабля многоразового использования «Буран». После старта универсальной ракетно-космической транспортной системы «Энергия»...

В этом есть толика труда
инженера Сергея Поздеева

15 ноября 1988 года в Советском Союзе были проведены успешные испытания космического корабля многоразового использования «Буран». После старта универсальной ракетно-космической транспортной системы «Энергия» корабль был выведен на расчётную орбиту, совершил двухвитковый полёт вокруг Земли и приземлился в автоматическом режиме на посадочную полосу на космодроме «Байконур». К этому выдающемуся успеху отечественной науки и техники имеет отношение и Сергей Поздеев.
    Он из Удмуртии. Детство и юность прошли в Балезино – узловой железнодорожной станции. Сергей рос любознательным, учился с удовольствием, а по окончании средней школы поступил в Пермский политехнический институт на электротехнический факультет. Выбрал непростую специальность «Автоматика и телемеханика». По окончании института молодого инженера-электронщика направили по распределению в Свердловскую область, в Нижнюю Салду – маленький городок с большой историей, который появился ещё в 1760 году с началом строительства металлургического завода. Но Сергею предстояло трудиться на режимном предприятии «НИИМаш».
    В штате в основном такие же молодые специалисты, приехавшие из разных уголков России, каждый занимался определённым направлением в разработке двигателей для летательных аппаратов. Как раз в то время, когда Сергей устроился на работу, началось внедрение программы «Буран» и его направили в группу, проводившую испытания двигателя орбитального корабля с одноимённым названием. Был построен специальный испытательный стенд, на котором проводили измерения всех параметров. Инженер Поздеев обслуживал телеметрические системы.
    – Двигатели делали в Воронеже, – рассказывает Сергей Рафаилович, – а к нам их привозили на испытания. Обвязывали двигатель датчиками и начиналась кропотливая работа. Нашей задачей было получение максимально точных телеметрических данных при разных режимах работы двигателя. Эту эксперсс-информацию направляли конструкторам для изучения. На основании полученных данных они вносили изменения в конструкцию двигателя, если это требовалось. Не всё проходило гладко, бывали случаи, когда аппаратура отказывала. Она ведь тоже проходила испытания, так как к нам поступало много технических новинок. Мы осознавали высокую степень ответственности за то, что делаем, был какой-то особый настрой и на работу шли с желанием. В такой обстановке за «протекцию» не спрячешься, поэтому случайных людей в коллективе не было, все – профессионалы в своём направлении деятельности.
   Немного освоившись, Сергей возглавил испытательную группу, а позже его назначили начальником сектора. На его счету много различных рацпредложений, и как скромно заметил мой собеседник, этому способствовала творческая атмосфера, царившая на испытательной площадке. А какой гордостью наполнилось сердце, когда «Буран» впервые взлетел! Правда, это событие застало его уже не в Нижней Салде – так сложились обстоятельства, но работа в «НИИМаш» оставила глубокий след в душе. С несколькими бывшими сослуживцами до сих пор поддерживает дружеские отношения. В «НИИМаш» и с будущей супругой познакомился. В 1990 году они с Ниной Степановной переехали в Выксу. Сначала сюда родственники жены перебрались. Сергей Рафаилович приехали к ним в гости, посмотреть, как устроились на новом месте. Город понравился, решил, что свою семью тоже сюда перевезёт. Жена его предложение поддержала...
    С того момента прошло двадцать лет. А День космонавтики в семье Поздеевых по праву отмечают как профессиональный праздник, так как когда-то с полной отдачей трудились в этой сфере.

На фото: Молодые инженеры-исследователи ударно трудились и в лабораториях, и на субботниках (С. Поздеев внизу слева)