Чему научили нас события Беслана

account_circle
visibility
К началу учебного года выксунские школы подготовились защищать детей не только от пандемии. Педагоги помнят об опасности терроризма и экстремизма.

В нашей стране много памятных дат. Обычно это праздники: дни представителей определённой профессии, воспоминания о славных воинских победах или торжественные богослужения. Но 3 сентября занимает особое место в календаре. Это День солидарности в борьбе с терроризмом. 

Его учредили 15 лет назад, через год после трагических событий в Беслане. Захват школьников в заложники потряс весь мир. Люди были в шоке от бесчеловечности и жестокости радикалов, которые покусились на святое – на детей, учеников школы №1 небольшого городка в Северной Осетии. Не менее 783 ребят, родителей и преподавателей были ранены и получили увечья. А 333 не вернулись домой. 

Эту страницу в истории современной России можно назвать поворотной. Теракт в школе стал одним из страшнейших в череде трагедий, захлестнувших нашу страну. В результате руководство РФ осуществило ряд серьёзных реформ: в частности, создало Общественную палату и Национальный антитеррористический комитет. На месте школы сегодня находится памятник трагедии: там установили православный крест, стены обклеили фотографиями погибших. Безутешные родители приносят в здание мягкие игрушки и бутылки с водой в память о погибших заложниках.


Не допустить повтора

Постановлением правительства РФ №1006 от 02.08.2019 установлены современные антитеррористические требования для школ и прочих образовательных учреждений. Каждое из них сначала определяется в одну из четырёх категорий, в зависимости от расположения, количества учащихся и прочих факторов. Большинство школ в городах попадают в первую или вторую. Это значит, что там должны быть установлены системы видеонаблюдения, заключён контракт с ЧОПом или вневедомственной охраной, а также совершаться регулярный обход территории и контроль над теми, кто входит и выходит из помещения.

Клипова-Анастасия.jpgО том, как эти меры реализуются в Выксе, рассказала директор гимназии №14 им. С.С. Клиповой Анастасия Клипова.

– Почему сегодня антитеррористической защите уделяется такое внимание?

– Задача школы и лично директора – не только преподать детям и подросткам знания в формате федеральных государственных образовательных стандартов и дополнительных занятий. Святой долг каждого педагога – сделать учебное заведение максимально безопасным. Чтобы детям ничто не угрожало. Именно поэтому в гимназии самым серьёзным образом подходят к выполнению требований Постановления правительства страны.

– Какие меры приняты в гимназии?

– Начинается всё с закрытого периметра. Наша территория огорожена забором, в котором есть два входа. Проникнуть на неё, минуя эти ворота, задача нетривиальная. Сторожа и вахтёры, которые постоянно охраняют здание, регулярно обходят его и прилегающую территорию. Они внимательно осматривают всю площадь, не упуская из внимания ни одну мелочь.

– Сложно попасть внутрь?

– Да. У нас на входе стоит контроль доступа. У преподавателей и учеников есть пропуски, а у гостей на входе проверяют документы и уточняют цель визита. Также внутри и снаружи здания расположены камеры видеонаблюдения. Картинка с них выводится на пост охраны и в кабинет директора. Записи хранятся месяц. Ещё у нас есть металлодетектор, который используется в случаях, когда в гимназию приходят посетители с большими сумками или подозрительными пакетами.

– Готовы ли дети к возможным происшествиям?

– Да, в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» они изучают материалы о том, как нужно вести себя при атаке террористов. Но мы этим не ограничиваемся. На классных часах детям регулярно напоминаем о возможной опасности и о том, как важно правильно вести себя в нестандартных и стрессовых ситуациях. Наша цель – научить ребят правильной реакции не только в здании школы, но и вне неё. Это может спасти жизни.

– Зачем это знать детям в тихой, спокойной и маленькой Выксе?

– Основным оружием террористов является страх. Их появление внезапно, оно молниеносно меняет жизнь множества людей, сея разрушения и смерть. Размер населённого пункта совершенно не играет роли. Беслан, о котором мы вспоминаем 3 сентября, меньше Выксы, что не остановило преступников, безразличных к детским жизням. Первостепенная задача педагога – приложить все усилия к тому, чтобы трагические события больше не повторились.


гимназия-14-вход-охрана-школы.jpgСистема охраны в гимназии №14 следит за тем, чтобы дети и взрослые не пронесли в здание посторонние предметы


Опасность приходит, откуда не ждём

Не только террористы и радикалы могут навредить нашим детям в школах. Нередко педагогов и других учеников убивают их же одноклассники. Это явление получило в интернете наименование «колумбайнеры». Своим названием трагедии обязаны тем, с кого всё началось: ученикам школы «Колумбайн» в Колорадо, США, Эрику Харрису и Дилану Клиболду. Они убили из огнестрельного оружия 13 человек, ранили 23, а после прибытия полиции застрелились.

Трагедия шокировала не всех. Некоторые школьники, имевшие зуб на своих сверстников, восприняли эту историю как руководство к действию. История двух убийц романтизировалась подростками, её пересказывали в социальных сетях и на форумах. Свою лепту внёс и эстонский фильм «Класс» 2007 года. Режиссёр картины Ильмар Рааг постарался осветить конфликт со всех сторон, невольно придав преступникам очарование мучеников. По всему миру отмечались случаи стрельбы в учебных заведениях. Вскоре они добрались и до нашей страны.

Сергею Гордееву из Москвы было всего 15 лет, когда утром 3 февраля 2014 года он взял с собой в школу охотничий карабин отца. Сергей застрелил учителя и взял класс в заложники. Подросток также убил одного приехавшего сотрудника правоохранительных органов и ранил другого. Мальчика уговорили сдаться.

Побоища в учебных классах стали происходить с пугающей регулярностью. Кульминацией нового для нашей страны явления стали взрыв и стрельба, которую устроил в Керченском колледже Владислав Росляков. Молодой преступник убил 20 человек и ранил 63, после чего застрелился в библиотеке. Эта трагедия стала крупнейшим массовым убийством в учебном заведении в новейшей истории Европы.


скрин1.jpgВ группах колумбайнеров почитают не только школьных стрелков. Подростки восхищаются серийными и массовыми убийцами

скрин2.jpgЦитаты маньяка Александра Пичушкина неизменно собирают лайки


Откуда наши дети узнают об этой истории?

И кто предлагает им свою версию трагедий, где называет погибших «стадом», а их мучителей считает героями? Ответ на поверхности: это интернет. Информация практически бесконтрольно распространяется во Всемирной паутине. На одно заблокированное сообщество в социальных сетях приходится десять открытых заново. А некоторые сервисы позволяют вести подобную пропаганду, сохраняя анонимность и находясь в безопасности.

«Мы пошли к колодцу… По дороге разговаривали. Мне было интересно узнавать у них мечты, желания, планы. Потому что я знал, что они не сбудутся». У записи с этой цитатой в социальных сетях много лайков. Слова произнёс Александр Пичушкин, один из самых жестоких и циничных серийных убийц современности. Ещё один пост со словами этого же душегуба – «Люди рождаются только для того, чтоб я их убил» – собирает ещё больше одобрения подростков.

В той же группе не только записи. Там ещё много статей. Разных. Некоторые – о «подвигах» серийных убийц, другие рассказывают о жестокости фашистов, смакуя подробности пыток, а третьи возносят на пьедестал мученичества подростков, стреляющих в своих одноклассников. Авторы материалов скрываются за красивыми иностранными псевдонимами. Они знают: если настоящие имена станут достоянием общественности, их ждёт тюремное заключение.

В одних и тех же сообществах люди обсуждают дела колумбайнеров, ненависть к собственным родителям, биографии массовых и серийных убийц. Администраторы ведут скрупулёзные подсчёты случаев стрельбы в школах. Их закрывают, но сообщества снова появляются, потому что определённым людям нужно сместить нравственный ориентир наших детей, обратить их ко злу и спровоцировать трагедию.


 

Как понять, что ваш ребёнок находится в группе риска

Маркеры опасности:

  • Наличие в социальных сетях у ребёнка признаков контента, который провоцирует ребёнка навредить себе или окружающим. Группы и каналы, посвящённые колумбайнерам, серийным убийцам, самоубийствам и ненависти к окружающим.
  • Потеря интереса к учёбе или трудности при усвоении нового материала.
  • Падение успеваемости, а также отсутствие желания посещать школу.
  • Конфликты с педагогами и другими учениками (с той или другой стороны), трудности в общении со сверстниками.
  • Появление ссадин и синяков на теле.
  • Смена имиджа и круга общения в школе и вне неё.
  • Частые вспышки агрессии, гнев, подавленное настроение и плаксивость.
  • Употребление алкоголя и наркотических веществ.
  • Утомлённость по утрам.
  • Замкнутость, дистанция в отношениях со сверстниками и нежелание общаться с родными и близкими.
  • Уход из кружков и секций.

Если вы заметили один или несколько из этих признаков в своём ребёнке, в ком-то из его окружения или просто увидели подозрительные подписки в социальных сетях, не оставляйте это без внимания! Обратитесь в правоохранительные органы. Своевременное пресечение распространения экстремистских статей и материалов может спасти десятки жизней.


Почему дети стреляют в школах

Если проанализировать все истории колумбайнеров, у этих подростков найдутся общие черты. Их возраст – от 14 до 20 лет. Почти все преступники подвергались школьной травле. Многие из них противопоставляли себя коллективу и обществу. И для каждого бойня в школе была тщательно спланированной акцией. О спонтанности здесь речи не идёт.

Клинический психолог, доцент кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ Варвара Делибалт выразила свою позицию по вопросу происхождения этого явления:

«Можно говорить, что это общая международная проблема, которая имеет свою региональную специфику. Если проанализировать случаи, которые произошли в нашей стране, то такие явления складываются при стечении разных обстоятельств на фоне индивидуальной уязвимости конкретного ребёнка в том или ином случае, например, хронически напряжённых отношений в классе, пренебрежения в семейном контексте или нераспознанном длительном депрессивном состоянии.

Причинами стрельбы в школах могут быть и осложнённые отношения в школе, и напряжённые отношения дома, отсутствие поддержки и внимания. Можно говорить и о некоторых индивидуально-психологических особенностях, ставших для этих подростков уязвимостью на фоне других факторов риска, таких как трудности в установлении контактов, необщительность, некоторая «инаковость» и прочие. В ряде случаев наблюдаются проблемы психического здоровья, когда несовершеннолетний не получал соответствующей помощи. В некоторых случаях поведенческие проблемы отмечались давно, имели раннее начало в возрасте до 12 лет и требовали участия специалистов и родителей в работе с таким ребёнком. Нередко причиной может быть доступность оружия дома», – пояснила психолог в своём интервью порталу «Православие.ру».


Комментарий эксперта

Общемировую проблему колумбайнеров прокомментировал руководитель отдела по делам молодёжи Выксунской епархии священник Михаил Величкин: «Сегодня умами, сердцами и душами подрастающего поколения завладела массовая культура. Она не предоставляет детям настоящих героев. Тинейджеры не видят достойных примеров для поведения, они отходят от идеалов и увлекаются запретным, злым. 

Родители в суете современного мира часто предпочитают дать своему ребёнку планшет с интернетом и забыть про него на несколько часов. Там малыш может увидеть что угодно. Увидеть и впитать, потому что дети без осознания усваивают любую информацию. А потом мы удивляемся тому, что подростки не уважают старших, употребляют спиртное или наркотические вещества, делают себе татуировки.

Самый страшный грех в этой ситуации – равнодушие. Только совместными усилиями Церкви и общества зло может быть побеждено. Нужно давать детям правильные, исконно русские нравственные ориентиры. Добрые книги для детей и юношества, жития угодников Божиих, истории о том, как смело и самоотверженно герои жертвовали своими жизнями за близких и даже незнакомых людей.

Лишь формирование у молодёжи светлого образа правильных героев может уберечь нас от моральной катастрофы. А самый лучший пример – Господь Иисус Христос, чья жизнь две тысячи лет служила примером для людей по всему миру».


День борьбы с терроризмом закончится, но угроза останется. И самое страшное, что может сделать общество, – отнестись к ней пренебрежительно. Когда на кону стоят жизни наших детей, наших близких, нельзя недооценивать самую малую вероятность трагедии. Помните: бдительность спасает жизни, и проявлять её – гражданский долг каждого честного россиянина.

Фото автора и из открытых интернет-источников