Строительство автомобильной дороги Москва – Нижний Новгород – Казань позволит привлечь в Нижегородскую область инфраструктурные проекты на общую сумму в 20 млрд рублей. Об этом по итогам встречи с зампредом правительства РФ Маратом Хуснуллиным заявил губернатор Глеб Никитин в июне 2020 года. Длина нижегородского участка автобана составит примерно 280 км, затронув шесть муниципальных районов и два городских округа. На этих территориях проживает 230 тысяч человек. Понимая серьёзность строительства этого объекта, правительство Нижегородской области стало первым органом власти среди субъектов РФ, кто согласовал схему трассы.
Это, уважаемые читатели, только присказка. Сказка будет впереди,
как говаривали в старину наши деды. В нашем случае в роли деда выступит местный
краевед Владимир Королёв, за помощью к которому мы обращаемся в особо интересных
случаях. Сегодня таким поводом стала эта магистраль.
Начало дороги
– С какого века начнём?
– В ХIV веке сложилась дорога, которая соединяла золотоордынские города Сарай, Укек, Мохши и далее уходила в район Мурома и потом на Владимир.
Ну никак этот путь не мог миновать территорию современного Выксунского района. Эта дорога была нужна. Кому? Ордынцам, получавшим со славян ясак (подать). И ярлыки на правление раздавались в Орде, да и спорные вопросы решались там.
Возьмём современную карту. Прямая линия – это направление Муром – Астрахань. Примерно здесь проходила сакма (дорога) того времени. Ну не совсем уж точно по прямой. Но есть интересные пересечения с современной картографией. Копнуть бы, чтобы подтвердить или опровергнуть. Да нельзя…
Ну что ж, идём дальше. Осенью 1408 года огромное войско татар во главе с ханом Эдигеем вторглось в русские пределы. Поход был вызван неуплатой дани в срок и носил карательный характер. Эдигей разорил почти все области Московского княжества, в том числе и Муром, взял с Москвы «откуп» и безнаказанно вернулся в Орду. Русские города были сожжены и разграблены.
С возникновением Астраханского, Казанского, Крымского ханств и Ногайской Орды появились новые дороги. Они проходили степными коридорами по водоразделам. Для переправы выбирали верховья рек или броды.
Осенью 1444 года Улу-Махмет захватил Муром. Узнав об этом, великий князь Василий Васильевич послал передовой отряд, который разбил татар под Муромом и Гороховцом.
В дальнейшем Казанское царство не давало покоя Московскому княжеству
на протяжении более ста лет. Исторические источники указывают, что чаще других от
казанских набегов страдала Муромская земля.
По какому пути шёл хан Эдигей
– И, наверно, в результате войсковых передвижений возникла новая дорога?
– Да, это была стабильная, оборудованная дорога Муром – Казань.
Естественно, что во второй половине XV века новая дорога прошла севернее, в районах Липни, Туртапки, Саваслейки, Велетьмы, на Арзамас и далее. Сколько раз за несколько десятков лет совершали набеги казанские татары на Муром, попутно выбивая и выжигая пограничные селения правой стороны Оки! Наши с вами деревушки.
– Название Туртапка не оттуда ли пошло?
– Туртапка происходит от старого «туртать» – беспокоить. Именно в этих местах конница казанских ханов выходила к Оке. А иногда была там и крепко бита.
В очередной раз, с уходом вражеского войска, собирались выжившие, выходили из непроходимых муромских лесов, дававших укрытие. Рядом с пожарищами ставили новые избы, распахивали затоптанные поля. Жизнь продолжалась. Сколько же следов этого хранит наша земля?
Как гласит народная мудрость? Нет худа без добра. Зло в данном случае – это, конечно же, проторённый для врагов путь, по которому достаточно быстро можно было переместить войсковые подразделения, и вот уже с визгами, свистом, на своих низкорослых лошадках скуластые воины грабят и жгут наши земли. А добро? Да по этой же наезженной дороге войско Ивана Грозного в 1552 году прошлось до Казани и прекратило безобразия, исходящие из этого региона.
Кстати, в свете этого изложения событий становится совершенно несостоятельной
легенда о проводниках войска Ивана Грозного, которых он за это одарил земельными
наделами. Спорить не буду, какую-то службу Ризадей, Кужендей, Ардатка и сослужили
царю-батюшке. Но уж никак не проводниками по глухим углам Муромских лесов при наличии
набитой самими же татарами сакмы, шляха, дороги. Да как ни назовите, путь до Казани
через Муром к тому времени был проторён основательно.
Сибирский тракт проходил через Муром
– Расскажите о Сибирском тракте, он ведь и через Муром шёл?
– Сиби́рский тракт— старинный сухопутный маршрут из европейской части России через Сибирь к границам Китая.
Далее северная ветка шла на Енисей, Якутск, Охотск, а южная – на
Иркутск, Верхнеудинск. После Верхнеудинска дорога опять раздваивалась: одна шла
на Нерчинск и вдоль Шилки и Амура, а вторая заворачивала на юг до Кяхты (на границе
с Китаем). Восточная часть тракта – от Сибири до Калгана – по аналогии с Великим
шёлковым путём получила в новейшей историографии название «Великий чайный путь».
По нему из Китая везли в Россию караванами чай.
Велетьма тоже на «Чайном пути»
– Какое отношение имеет он к Выксунской земле?
– Дорога шла из Мурома на Арзамас. Прямая линия, начерченная на карте
между двумя населёнными пунктами, не соответствует требованиям для прокладки этого
пути. Как говорится, прямая дорога не всегда самая короткая. Если использовать исторические
документы, относящиеся к походу Ивана Грозного на Казань в 1552 году, то очень хорошо
вырисовываются очертания этой дороги. В нашем регионе она шла через населённые пункты
Саваслейку, Велетьму, ну и дальше в сторону Арзамаса.
Руки сами тянутся к картам. Современным и старинным. И на всех них
дорожка идёт из Саваслейки
на Липню и затем на Муромскую переправу. Здесь, до строительства красивейшего вантового
моста ниже по реке, ежегодно устраивали наплавной мост, который функционировал с
июня по октябрь, а потом в этих же местах пыхтели паромы, перевозя народ и транспорт
с берега на берег.
А что с нашей стороны, напротив? Навашинский бережок – пойменный, затопляемый. Имеются, конечно, суходолы, территории, не заполняемые водой весной в паводок. Вспомните историю посёлка Мордовщики, ныне Навашино. Был он на месте современного Навашинского судостроительного завода.
Там на берегу старицы – затона за летне-осенне-зимний промежуток времени строились речные корабли-баржи. А весной талая вода поднимала их со стапелей совершенно без участия тружеников. Лоцманам и команде оставалось только переправить их заказчикам. Вот так примерно колебался уровень воды в нашей милой Оке.
И именно по этой причине возникает у меня вопрос: как же без помощи технического прогресса, в зависимости от природной цикличности, обеспечить максимально длительную возможность пешему и конному люду двигаться по дороге, отмеченной старыми картами? То есть с Липни на Муром по правому берегу Навашинского затона.
Да и участок от Саваслейки до Липни интересен своим ландшафтом. Подъезжая
к окраине Навашино, куда вошла старая Липня, обнаруживаешь вдоль автомобильной,
сильно приподнятой дороги очень заболоченные места как справа, так и слева от неё.
Огромное болото, служившее естественной защитой от врагов из Орды, имеет своё имя
– Пятницкое. Оно и заставляло их поворачивать в сторону Туртапки. А это уже наша
с вами земля.
Пятницкое болото повернуло Орду
Это как же нужно было потрудиться, покрутиться вокруг бесчисленного количества водоёмов, низин, болотцев! Сколько нарубить слег и бросить их под тележные колёса! Совершенно экономически не оправдано применительно к XV, XVI, XVII векам.
Московско-Казанский тракт стали обустраивать. Последовали царские указы. А раз указы, значит, и деньги. Поначалу дорога представляла собой бесконечные верстовые столбы, переправы, гати. Затем по распоряжению Екатерины II вдоль тракта были высажены берёзы на расстоянии четырех аршин друг от друга, чтобы путники не теряли дорогу в снег и непогоду. Вот в это время она и наложилась на старые карты. Участок Муром – Саваслейка обрёл своё лицо. Росчерк пера загнал население всей округи в Пятницкое болото. Крестьяне Липни, Мордовщиков, Большого и Малого Окулово, Волосова строили мосты, гати, отсыпали дорогу. Потому что здесь было ближе от точки А (Муром) до точки В (Саваслейка). Всё как всегда. И ушёл «Екатерининский тракт», «государева дорога», «великий кандальный путь» с территории нашего района.
А до этого он пролегал через
Саваслейку и Туртапку к переправе напротив села Панфилова, что под Муромом.
От Туртапки до Саваслейки и дальше
– Вы говорили, что у Вас есть интересные открытия про дорогу у Туртапки.
– Да, расположена она поперёк автодороги Выкса – Навашино. Именно поперёк. Трасса прорезает её почти посередине. То есть стояла деревенька. Есть такое понятие «притрактовое строительство». Обустройство трактов побудило по-новому планировать населённые пункты – притрактовую застройку. Так вот, через деревеньку Туртапино, как её обзывает одна из старых карт, шла наезженная дорога. И было это в XVI веке. Первое письменное упоминание о ней относится к 9 марта 1570 года. Была у неё главная, самая длинная улица, которую традиционно в начале прошлого века назвали именем вождя революции Ленина. Один край главной улицы Ленина обращён к лесу, и идёт от крайних домов лесная дорожка до соседней деревушки Саваслейки. А второй конец этой же улицы заканчивается дорогой, петляющей через луга в направлении реки Оки. И куда же выходит? А выходит по высокому, коренному, незатопляемому правому берегу к месту напротив села Панфилова. Здесь много веков и была переправа, что подтверждено множеством мелких монеток разных периодов, поднятых из земли ребятами с металлоискателями.
Кстати, Панфилово тоже находится на высоком террасном берегу. А река в этом месте делает поворот.
Так вот, дороги и переправы строили там, где для этого требовалось меньше затрат и усилий.
На военной карте 1936 года есть наша дорога и переправа. Чётко просматривается притрактовая застройка Туртапки и Саваслейки.
Этот маршрут позволял практически посуху добраться от Саваслейки до переправы на Оке, минуя пойменные низины, болота и болотца, массу речек и прочие «прелести» затопляемого в половодье речного берега.
Переправа у Панфилова, там, где река делает поворот, была устроена
тоже не просто так. Крестьянская сельская община должна была на свои деньги содержать
важнейшие хозяйственные объекты, одним из которых был мост через речку Илевку, приток
Оки. Крестьяне устраивали мост для собственных хозяйственных надобностей, для переезда
на луга и прогона скота. Но провоз по этой дороге был весьма большой: шли заводские
грузы, одноконная
и двухконная почта из города Мурома на завод в Выксу и обратно. Поэтому Муромская
уездная земская управа предлагала установить «таксу с проезжающих и проходящих по
мосту через речку Илевку у села Панфилово».
Кстати, мост этот существует и в настоящее время. Естественно, конструктивно
выполнен совершенно по-другому: трубы, железо и тому подобное. А вот дорога в районе
этого моста отсыпана металлургическим шлаком с Колпинского завода. Им же отсыпана
почти вся дорожка от Панфилова до места переправы. Согласитесь, что это свидетельствует
об интенсивности движения в этом направлении. Не могу не обратить ваше внимание
на дату закрытия Шереметьевских заводов. Почему? А совпадает она с приходом на Выксунские
и соседние земли тульских предпринимателей Баташевых.
Продолжение следует, или Всё только начинается
– К чему так подробно об этом рассказали?
– Во-первых, это просто интересно. Ну а во-вторых, теперь не вызывает сомнения, что старая дорога Муром – Орда (Золотая, Казанская) дала толчок именно такому развитию событий, строительству и развитию населённых пунктов в этом районе.
Да и мы, жители современного Выксунского округа, не внакладе. Чайный путь, Сибирский тракт и село Туртапка, через которое этот тракт длительное время проходил. Эти факты дают огромную возможность для дальнейшего изучения местной истории. И я не сомневаюсь, что при серьёзном подходе мы сможем раскопать такой материал, что историкам хватит для работы на десятилетия вперёд.
По словам Глеба Никитина, губернатора Нижегородской области, строительство трассы позитивно скажется на увеличении турпотока в нашу область, так как трафик туристов на оси Европа – Китай является одним из самых высоких в мире. Российский сегмент маршрута состоит из трёх участков. Первый проходит от Санкт-Петербурга до Москвы, второй – от Москвы через Нижний Новгород до Казани, третий – от столицы Татарстана до границы с Казахстаном. Общий объём затрат – 655,1 млрд рублей.
Известно, что автобан будут строить в четыре этапа. Первый из них свяжет Москву и Владимир, второй – Владимир и Арзамас, третий – Арзамас и Канаш (Чувашия), четвёртый – Канаш и Шали (Татарстан). С 2020-го по 2024 год строительство развернётся на владимирском и чувашском участках, а асфальтоукладчики займутся нижегородским фрагментом трассы (длиной 267 км) лишь в 2021-м.
По словам первого замруководителя «Автодора» Игоря Астахова, эффект, который область получит от строительства дороги, огромен. На границе с Владимирской областью планируется построить новый мост через Оку, а на перекрёстках с дорогами из Нижнего Новгорода в Арзамас и из Павлова в Мухтолово появятся транспортные развязки.
Краевед Владимир Королёв на старой дороге. Вот по таким же сакмам (дорогам) много-много лет назад мчались на своих низкорослых лощадках скуластые воины, или шли подводы, гружённые чаем
Фото автора и из открытых интернет-источников