В преддверии юбилея «ВР» встретился с Татьяной Громовой, инспектором ГИБДД, и Владимиром Королёвым, ветераном службы. Они поделились воспоминаниями о работе в 1990-х и 2000-х годах.
Начинать пришлось с самых низов
Владимир Владимирович пришёл в ГАИ в 1991 году на должность инспектора ДПС.
В штате – чуть больше 20 человек. Служебных машин почти не было. Районные организации ежедневно предоставляли в распоряжение ГАИ транспорт с водителем. Но соблюдали установленный график не всегда. В таких случаях Владимиру Королёву приходилось патрулировать на личном мотоцикле. Какое-то время даже работали не в форме, а в армейском камуфляже, с которым помог завод ВМЗ.
Машины скрывшиеся, машины подаренные
Спустя время ввели должность дознавателя или инспектора по дознанию, который расследовал до-рожно-транспортные происшествия. В Выксе таких было двое, один из них – Владимир Королёв.
– Ввести такую должность заставила жизнь. На дорогах нашего района была достаточно большая аварийность. Одному человеку справиться с таким объёмом было не под силу, – пояснил Владимир Владимирович.
К 1995-1996 году стало «модным» скрываться с места ДТП, особенно если были жертвы. Но в то время удалось сбить эту волну, оперативно разыскивая скрывшихся водителей. Работа велась в тесном сотрудничестве со следственным отделом ГУВД, в штате работал инспектор по розыску. За год-полтора удалось выработать схему расследований, и ситуация значительно улучшилась.
Руководители больших районных предприятий осознали необходимость деятельности ГАИ, стали помогать служебным транспортом. «Большую помощь оказал завод ДРО, выделив японский Nissan Patrol, здоровый джип, единственный в области. Представляете, как мы тогда прогремели!» – отметил Владимир Королёв.
Автомобильный рай?
А вот парк гражданских машин начал расти ближе к «нулевым». В то время ВМЗ стал продавать свои акции, как и многие
предприятия по всей России. Их стали скупать, у людей появились деньги. Возник закономерный вопрос – на что их потратить?
В то время в Тольятти, где находится «АвтоВАЗ», знали Выксу, словно это их окраина:
– Вы откуда?
– Из Выксы.
– А, «золотой город»...
Машины приобретали массово: у кого была небольшая сумма денег, покупали старые автомобили. Сложилась даже преступная группировка, которая продавала угнанные машины. На регистрацию предоставляли транспорт с перебитыми узловыми агрегатами и с поддельными документами.
Владимир Королёв тогда как раз был назначен начальником РЭПа, и ему приходилось ходить по судам, так как такой автотранспорт нельзя было ставить на учёт. Машину либо возвращали собственнику, либо она становилась украшением в гараже или на огороде. Все эти судебные тяжбы проходили на фоне ажиотажа по регистрации машин. Людям приходилось занимать очередь с ночи.
К тому же возросшее количество автомобилей вызвало всплеск получения водительских удостоверений. В «нулевые» авто-школы в Выксе были очень востребованы, и туда записывались глубоко заранее.
Новый закон и рабочие сложности
– Правительство решило: давайте-ка по всей стране срочно заменим водительские удостоверения, если они на руках больше 10 лет. И тут многие вспомнили, что у них права на машину получены давно, – добавил Владимир Королёв.
Народ повалил в РЭП, где на тот момент работали три офицера и паспортистка. За день принимали до трёхсот человек. Рядом со зданием люди разводили костры, занимали очередь с раннего утра, а то и ночью. Ситуация улучшилась и вошла в более-менее нормальное русло только через два года.
Компьютеры в то время, конечно, были, но служили для хранения розыскных и прочих баз. Каждую неделю приходилось ездить в Нижний Новгород с дискетами. Позже Выксунское отделение одним из первых наладило модемную связь, и в областную столицу с тех пор ездили только по необходимости.
Последний шаг
Начальником РЭПа Владимир Королёв работал до 2010 года. И напоследок решил сделать ещё одно дело. В то время автомобили импортного производства регистрировали только в Нижнем Новгороде. Кто-то брал отпуск для этого, кто-то просто получал владимирские номера.
– Меня всё время это коробило, и с помощью Алексея Степановича Соколова (главы администрации), руководства металлургического завода, депутата Валерия Павловича Анисимова удалось сдвинуть эту ситуацию с мёртвой точки, – продолжил рассказ Владимир Владимирович. – Нам выставили условия: обучить персонал и приобрести оборудование на сумму около миллиона рублей, Думали, что не справимся. Но у нас всё получилось. Алексей Степанович договорился с Алексеем Михайловичем Каранговым (начальник областного ГАИ-ГИБДД), завод помог финансами. Заодно наметили ремонт помещений. Позже ремонт доделали и начали регистрировать иномарки.
1968 год. Коллектив сотрудников ГАИ перед демонстрацией в честь 9 Мая
1969 год. А.А. Лебцев проводит осмотр мототранспорта
1969 год. Государственный технический осмотр (ГТО) в Выксунском ПАП
1973 год. Техосмотр автомашины на дороге проводят Михаил Васильевич Фролов (справа) и внештатный сотрудник И.А. Артамошкин
На службу в органы внутренних дел Татьяна Сергеевна Громова поступила в 1992-м. Через два года её назначили инспектором по пропаганде безопасности дорожного движения. В этой должности проработала 16 лет. В то время основной задачей (на что особо обращали внимание) было предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
Помощниками стали юидовцы
– Отряд юных инспекторов движения образовался в сентябре 1994 года. В него вошли ребята из школы №11. Вместе мы участвовали в тематических конкурсах (в областных занимали призовые места), ходили в детские садики, где в игровой форме рассказывали о правилах безопасности на дорогах самым маленьким участникам. В то время даже были специальные смены в лагерях, куда юидовцы ездили отдыхать и знакомиться со своими единомышленниками.
Ребята вместе с патрульными ходили в рейды. Юные инспекторы сами составляли рапорта о правонарушениях, которые потом направлялись в школы или другие учебные учреждения, где с виновниками проводили беседы.
Интересный факт: многие из первого состава отряда в дальнейшем связали свою жизнь со службой в органах.
ПДД для школьников
– Спустя несколько лет моей активной работы с юными инспекторами в других школах тоже начали появляться подобные отряды, например, в школах №3, 6, 8 и 12. Каждый ученик хотел в него попасть. Работа была очень результативна.
Ведь когда взрослые дяди и тёти и скучным, профессиональным и непонятным языком рассказывают о правилах ПДД, то слушать их никто не будет. А когда в классе есть ровесники в красивой форме и с удостоверениями – совсем другое дело.
Юидовцы общались с ребятами на равных. Те, кто входил в отряд, имели много преимуществ и в повседневной жизни. Помимо формы и удостоверений, они могли бесплатно ездить в общественном транспорте.
Подружились с радио и ТВ
Началась активная работа со СМИ. Юидовцы вели свою программу на радио. Тогда она называлась «Букварь юного пешехода». Рассказывали про правила дорожного движения, о важности их соблюдения, знакомили с историей создания первых автомобилей, появления светофора и другими фактами, которые были интересны не только детям, но и взрослым.
На телевидении ребята тоже смогли «засветиться» – снимали репортажи и ролики о правильном проезде и переходе дороги, иногда затрагивали другие смежные темы.
Тяжело в учении
– Мы вели работу с общественностью: беседовали с сотрудниками автотранс-портных предприятий, СМИ, устраивали различные конкурсы.
Большое внимание уделяли культуре поведения. Дорожная этика – основа безопасности. Соблюдение скоростного режима – это уважение ко всем участникам движения. Жаль, что этому в настоящее время уделяется очень мало внимания. Многим водителям сейчас ничего не стоит проехать с большой скоростью по пешеходному переходу один раз, второй, третий, а четвёртый может закончиться трагедией. А наша работа направлена как раз на то, чтобы этого избежать.
Поэтому, кроме разъяснения правил ПДД, начали предупреждать и об ответственности за их нарушение. На сегодняшний день это главная задача в профилактической работе ГИБДД.
Труд госавтоинспектора тяжёл морально. Он не только «палкой чёрно-белой машет», но и выезжает на ДТП. Некоторые из них настолько ужасны, что остаются в памяти на всю жизнь.
В 1995 году погиб при исполнении служебных обязанностей сотрудник ГИБДД Сергей Живичков. После этого решили провести День памяти жертв ДТП. О том, что подобный день уже существовал в столице, наше ведомство не знало – интернета ведь не было. Мы тогда сделали маршрут по местам аварий, в которых погибли люди. Возлагали цветы, выпускали шары, а водители ровно в шесть часов вечера давали автосигналы. Гудела вся Выкса!
Сотрудники ГИБДД посещали учреждения. Были привлечены многие организации. Приглашали даже родителей погибших детей. Этот день всегда был психологически сложным. Спустя какое-то время всё сошло на нет. Позже оказалось, что есть Всемирный день памяти жертв ДТП, и Нижегородское управление ГАИ приняло в нём участие. Но впервые в области провели его именно в Выксе.
Конечно, как и сейчас, сотрудники ГИБДД выходили в рейды по выявлению пьяных водителей и пешеходов. По возможности на очень крупные происшествия инспекторы выезжали с представителями СМИ. Одно время была такая передача на телевидении – «ГАИ информирует, ГАИ сообщает». Если случалось громкое резонансное ДТП, могли вызвать и в три часа ночи.
Как работает пропаганда сегодня
– Сейчас деятельность отдела пропаганды несколько иная, тем не менее специалисты проводят встречи и беседы со всеми слоями населения, но уже исходя из современных реалий. Всё-таки технический прогресс многое изменил. Вся информация теперь в интернете. Детям стало неинтересно состоять в каких-то отрядах, взрослым – слушать какие-то правила, все всё знают.
Когда только-только появились наушники, пешеходам объясняли, как важно, находясь в них, контролировать обстановку вокруг, особенно при переходе проезжей части. В большей степени это касается, конечно же, детей. Но чтобы донести до них информацию, нужно работать не только специалистам ГИБДД. Именно мама и папа должны объяснять ребёнку, что хорошо, а что плохо, потому что они – в приоритете.
И так было всегда, хоть сегодня, хоть 20 лет назад. Ведь если сын с мамой переходит дорогу в неположенном месте, он это запомнит и в будущем повторит ошибку не раз, потому что самые главные люди в его жизни делали точно так же.
1978 год. Начальник Выксунской ГАИ Борис Никандрович Белов
1990 год. Александр Хибачёв с внештатными сотрудниками
Конец 1990-х. Юидовцы готовятся к рейду
1994 год. Алексей Удалов (слева) и Сергей Сахаров
Работа сотрудников ГИБДД непростая, и сомневаться в этом нет никакого смысла: каждый день по телевидению и в интернете мы видим страшные аварии с печальными последствиями, которых можно было избежать всего одним способом – соблюдая Правила дорожного движения.
Фото из архива ГИБДД г. Выксы