Почти в каждом доме автомобиль, а то и два. Выкса, наверное, по количеству автомашин превосходит многие города, а уж о районном масштабе и говорить нечего! Пробки! И утром, и вечером, а порой и днём. Заметьте, машины в основном сплошь иномарки. Редко встретишь продукт отечественного автопрома, а если и встретишь, то это «Лады» последних моделей.
По традиции начнём разговор с теми, кто контролирует и регулирует транспортный поток – сотрудниками ГИБДД. Утро. Трасса у металлургического завода. Нескончаемый поток в обе стороны. Старший лейтенант полиции Анатолий Тумаков останавливает старую «четвёрку». Водитель отправлен в патрульную машину, где младший лейтенант Руслан Шумилкин выписал протокол. Обычное дело. Не будем заострять внимание на совершённом правонарушении. По закону водитель может его обжаловать. Задаём инспектору вопрос: «Какие в основном фиксируются правонарушения на этом участке трассы?»
Ответ инспектора Тумакова немного поразил. Чётким профессиональным протокольным языком было сказано о таком правонарушении, как пропуск пешеходов через переход. Если перевести по-простому – не все водители это делают на зебре. Взмах палочки, команда остановиться и прижаться к обочине. Очередная проверка.
Признаемся – присутствие патрулей на дороге дисциплинирует водителей. Завидев ярко-зелёные куртки, невольно сбавляешь газ.
Опять в потоке «грязная четвёрка». Автомобиль ГИБДД перегораживает нарушителю дорогу.
Экипаж ДПС остановил предполагаемого нарушителя
Сделаем краткий дорожно-аналитический обзор. О большом количестве иномарок в городе мы сказали. Но необходимо отметить, что нередко по дорогам «рассекают» насквозь проржавевшие машины советского периода. «Копейки» почти все сгнили, очередь дошла до «пятнашек», «десяток», «четвёрок». За рулём этой «шихты» в основном ездят молодые ребята, видимо, недавно закончившие автошколу, и явно не жалеют дедово наследство. Гоняют вразнос. Ну да это семейное дело! А вот исправен ли такой автомобиль? Имеет ли он право двигаться? Наконец, застрахован ли, записан ли в страховке водитель, что за рулём?
Вспомнили о страховке, о техосмотре. Кто с этой сферой связал свою трудовую деятельность, говорят – День автомобилиста и наш праздник. Хотелось бы об этом поподробнее, но редакционное начальство говорит – нельзя, это реклама.
А заправки? «Мы тоже обслуживаем автомобилистов, это и наш праздник!» Не будем называть фирменную автозаправку, но местные водители тоже имеют свои приоритеты. Там, где оператор тебя приветливо встретит, спокойно обслужит – туда и едут. Ольга Епишкова и Надежда Макарова – одни из таких.
«И о нас пару слов скажите!» Это авторемонт. Каждый водитель ведёт многолетнюю дружбу с автомехаником, который занимается машиной досконально, кому не надо много и эмоционально рассказать, где что звенит, где что стучит. От качества ремонта, без преувеличения, зависит жизнь водителя, пассажиров и пешеходов.
Евгений Ляксуткин, один из самых опытных авто-слесарей торгово-сервисного центра «Автосити»
Этот праздник в первую очередь установили для профессионалов. Для тех, кто водит автобусы, многотонные грузовики, громадные фуры. Труд нелёгкий, ответственный, требующий разнообразных знаний: правил дорожного движения, устройства своего авто, основ законодательства. А ещё – неслабого здоровья, умения общаться с пассажирами.
Всё чаще и чаще за рулём видим женские лица. Даже среди водителей автобусов. Об одной из таких представительниц профессии небольшая зарисовка. И не пора ли к названию «День автомобилиста» добавить «День автомобилисток»?
Женщина в кабине автобуса – дело привычное
Красивая женщина за рулём большого автобуса уже не вызывает удивления. В Выксунском ПАП их четыре. Три на линии, одна выполняет особо важное женское жизненное задание.
Ольга Селезнёва – водитель автобуса НЕФАЗ. Только что вернулась из рейса. В салоне не особо натоптано, но подготовить транспорт к следующему рейсу необходимо.
Ольга будет отмечать профессиональный праздник – День автомобилиста в 17-й раз. Восемь лет отработала в Муроме и вот уже девять лет трудится в Выксе. Начинала с ЛИАЗА, сейчас водит КАМАЗ-НЕФАЗ. Сравнивать не стала. Для неё автобус – деловой партнёр.
Водителю Селезнёвой задают один общий вопрос: «Почему выбрала эту нелёгкую, в общем-то, традиционно мужскую работу?» Последовал честный ответ: «Этому способствовали и жизненные обстоятельства, и мечты». Что больше повлияло – не будем уточнять.
– А как к Вам относятся мужчины-водители?
– По-разному. Всё зависит от человека.
– Есть разница между работой в Муроме и Выксе?
– Большая. Выкса более культурный город в плане безопасности на дорогах. Пешехода пропустят, нет любителей «подрезать» автобус.
– Каких пассажиров «не любите»?
– Пьяных и не местных (обтекаемый ответ). Бывает, мешают, задают много вопросов. Но в салоне работает опытный кондуктор Галина Косаткина. Мы с ней в одной связке три года. Спокойная, выдержанная. Она разруливает напряжённые ситуации. Если надо, и я подключаюсь.
В том, что Ольга Степановна может угомонить распоясавшихся пассажиров, не стоит сомневаться. Есть в ней стержень. Скажет – и сразу понятно: она не шутит. Шёпотом, с улыбкой: «Монтировка рядом. Только об этом не пишите!» Надеемся, конечно, что до применения данного предмета не доходило, да и не дойдёт.
К сожалению, экспресс-разговор «на бегу» не расскажет много о человеке.Редакция обратилась к руководству ПАП с просьбой назвать водителя, отметить ко Дню автомобилиста. Назвали Ольгу Степановну Селезнёву. И два слова в завершение от руководства ПАП – трудолюбива, скромна.
Мы добавим такое определение – профессионал, любит свою работу, уверенный в своих силах человек.
Удачи Вам, Ольга Степановна на дороге! И всем водителям Выксунского пассажирского предприятия.
В общем потоке
Скажешь «День автомобилиста» – и сразу руки ложатся на руль, а нога тянется к педали любимого железного коня. А между тем праздник этот предназначался вовсе не для автолюбителей, а для профессионалов, чья работа связана с транспортом. Собственно, и полное название праздника звучит как «День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта».
Официально событие зародилось ещё в Советском Союзе, в 1976 году, в связи с тем, что транспорт стал важнейшей частью экономической системы страны, и изначально назывался «День работников автотранспорта».
С годами его значение расширилось, охватывая всех, кто так или иначе связан с автомобильной сферой. Из-за этого несколько раз менялось и название, пока в 2012 году не был принят указ, учреждающий новый праздник – День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта. Его и продолжают отмечать в нашей стране в последнее воскресенье октября.
Но нужно ли так глубоко забираться в историю, когда самое важное в таких датах – это хорошее настроение и повод встретиться с друзьями, поздравить близких и знакомых, которые крутят баранку. И не важно, профессиональный вы водитель или только учитесь, это и ваш день тоже.
С праздником, автомобилисты и автоледи, пусть дорога будет гладкой!
Сергей Северов. Фото автора и Полины Артамоновой