Нет ни одной семьи, которая бы в день 1 сентября оставалась вне данного события. В школу идут дети – волнуются родители; бабушки и дедушки дают наставления и советы. Начинаются уроки у преподавателей – ещё раз проверяются конспекты. И с каждым новым учебным годом, и с каждым
1 сентября у медицинских работников растёт тревога и озабоченность здоровьем детей. Конечно, омрачать весёлый праздник – занятие неблагодарное, однако, тот, кто предупреждён, значит, вооружён.
А потому предлагаем беседу со специалистом I разряда ТО Роспотребнадзора в Выксунском, Кулебакском, Вознесенском, Навашинском районах Натальей Зарубиной по главному вопросу: здоровье школьников.
– Какова готовность первоклашек к обучению?
– Родители будущих первоклассников, наверное, уже начали волноваться, как их сокровище пойдёт в школу, как будет учиться, общаться с одноклассниками...
Прежде всего, нужно определиться, идти в этом году или подождать. По данным Главного государственного санитарного врача России Геннадия Онищенко около 70% первоклассников оказываются не готовыми к обучению. Дети развиваются по-разному: один уже в шесть лет собран, аккуратен, усидчив, другой же и в семь не может долго усидеть на месте и занимается без желания. Для того, чтобы принять решение, посоветуйтесь с вашим воспитателем и психологом детского сада.
Родители понимают готовность к школе по-разному. Для одних это умение ребёнка читать, считать и писать. Для других – большой запас разнообразных сведений и знаний. Для третьих – усидчивость и способность сосредоточиться на конкретном занятии. Многие принимают за готовность желание самого ребёнка идти в школу. Каждый из родителей по-своему прав. Но далеко не все знают, что, например, учить детей читать и писать – это задача учителя начальных классов. Поэтому при поступлении в школу педагоги проверяют не грамотность ребёнка, а ждут, что он продемонстрирует совершенно иные знания и навыки.
Кстати, специалисты Московского государственного педагогического университета считают, что учить ребёнка письму до школы не стоит по физиологическим причинам. Для того, чтобы выводить письменные буквы и складывать их в слова, нужно задействовать мышцы кисти, а они созревают только к восьми годам. Для шестилеток держать ручку – колоссальный труд, при котором происходит сильнейшее напряжение всей мускулатуры. Понаблюдайте за пишущим ребёнком: стараясь написать целиком одно слово, малыш может удерживать дыхание до 2-х минут. При этом частота сердечных сокращений подскакивает до 170 ударов в минуту.
– Так что же должен знать и уметь будущий школьник?
- Хорошо произносить звуки, правильно строить предложения;
- уметь хорошо выражать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них;
- называть числа в прямом (от 1 до 10) и обратном (с 10 до 1) порядке;
- определять на слух пропущенное число, называть его, определять предыдущее и последующее, сравнивать числа;
- составлять и решать элементарные задачи на сложение и вычитание, составлять и раскладывать числа (например, 5 и 5 составляет 10);
- различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, ромб, трапецию), срисовывать (копировать) буквы и цифры, соблюдая размерность и направление;
- ориентироваться в пространстве (слева, справа, за, под, над и др.). Ориентироваться во времени суток, в понятиях «вчера», «сегодня», «завтра», знать времена года;
- уметь рассказывать элементарные сведения о себе и своей семье.